Дело № 2а-2-672 \2017
Решение
Именем Российской Федерации
15.03.2017 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Остапенко С.В.
при секретаре судебного заседания Васильевой Д.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица АО «Газпром Газораспределение» ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Балаковского районного суда Саратовской области дело по административному иску ФИО3 к Федеральной службе по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления о признании незаконным отказа в направлении инспектора для участия в комиссии по приемке законченного строительством объекта физического лица,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Федеральной службе по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления о признании незаконным отказа в направлении инспектора для участия в комиссии по приемке законченного строительством объекта физического лица – сети газоснабжения нежилого здания по адресу: г.*, ул.*, район *, ГСК «*», гаражный бокс №*, обязании ответчика направить инспектора для участия в комиссии. В обосновании заявленных требований указал следующее.
Он является собственником указанного гаражного бокса. Данный гараж используется им для хранения 5 раритетных автомобилей, находящихся в его собственности и собственности его сына. Для надлежащего содержания данных автомобилей в гаражном боксе необходима система отопления, поэтому в мае 2016 года он обратился в филиал АО «Газпром Газораспределение Саратовская область» в г. Балаково с заявлением о подключении его гаража к системе газораспределения. 23.05.2016 года вышеуказанной организацией ему были выданы технические условия № 25261/001234, а также получена факсограмма от 26.05.2016 года, согласно которой ООО «Межрегионгаз Саратов» считает возможным осуществлять поставку природного газа для его объекта. Поставка природного газа будет осуществляться на основании договорных отношений с ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» после письменного подтверждения заявителем выполнения технических условий на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования и предоставления акта обследования узла учета. Актом подтверждения выполнения технических условий на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования является акт приемки газопроводов и газоиспользующей установки, а также акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, которые подписывает истец, представитель эксплуатационной организации, представитель органа Ростехнадзора, а также представитель генерального подрядчика Управляющий филиала АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Балаково. На основании вышеуказанных технических условий, а также факсограммы был изготовлен проект по строительству газопровода для гаража, находящегося в его собственности, а также подготовлен необходимый пакет документов для подключения к сети газораспределения. Акт приемки газопроводов и газоиспользующей установки был подписан истцом, представителем эксплуатационной организации, представителем генерального подрядчика Управляющий филиала АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Балаково. Представителем органа Ростехнадзора данный акт подписан не был, так как представитель Ростехнадзора не был направлен для приемки данного объекта, о чем ФИО3 было сообщено в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское Управление. В указанном письме Управление отказывает в направлении инспектора для участия в комиссии по приемке законченного строительством объекта физического лица ФИО3 по следующим обстоятельствам. В нарушение требований п. 22 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» в проектной документации отсутствует расчет на пропускную способность. В п. 10 раздела «общие указания» проекта указаны ошибочные величины давления газа. В журнале контроля производства строительных работ (общий журнал работ) отсутствуют подписи лиц в соответствующих графах. Кроме того, предъявленный к приемке объект обладает признаками опасного производства – сеть газопотребления, работающая под давлением природного газа свыше 0,005 мегапаскаля включительно. Первые три пункта были исправлены в проектной и технической документации. Однако, основной причиной отказа в направлении инспектора является ссылка Ростехнадзора на то, что данный объект согласно приложению 1 ФЗ РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обладает признаками опасного производственного объекта. Считает доводы ответчика незаконными и нарушающими его права.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений (л.д. 38-40, 125). Дополнительно пояснила, что у ответчика отсутствовали полномочия на отказ в направлении инспектора, согласно п.100 Технического регламента. П.3.1 Техрегламента предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требования энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Также в отношении проекта, разработанного филиалом АО «Газпром газораспределение» была проведена экспертиза, имеющим соответствующую лицензию. Все работы подтверждаются строительным паспортом, газопровод смонтирован в соответствии с проектом. Согласно строительному паспорту ГРПШ построен в соответствии с проектом. Наличие разрешения на строительство, строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, ГРПШ и газопровод являются объектами вспомогательного использования, также касаемо этого пункта требований техрегламент соблюден. Все работы по строительству данного объекта выполнялись филиалом АО «Газпром газораспределение Саратовская область» и разумеется у данной организации есть все необходимые разрешения и лицензии на производство работ, все требования документации Техрегламента были соблюдены, все замечания указанные в письме Ростехнадзора исправлены. Список вопросов, включающихся в предмет государственного строительного надзора является исчерпывающим. Ссылка в обжалуемом письме Ростехнадзора на то, что данный объект обладает признаками опасного производственного объекта и эксплуатации данного объекта должна осуществляться в соответствии с ФЗ №116, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не состоятельна. Данное основание выходит за рамки полномочий Ростехнадзора в области государственного строительного надзора на стадии подписания акта приемки газопровода и газоиспользующей установки, а также акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Объект является вновь построенным и созданным для себя, однако зарегистрировать и использовать его по назначению истец не может, так как в акте приемки газопроводов и газоиспользующей установки отсутствует подпись представителя Ростехнадзора, что нарушает его права как потребителя. ООО «Межрегионгаз Саратов» считает возможным осуществлять, поставку природного газа для объекта ФИО4, но поставка газа может осуществляться после письменного подтверждения заявителем выполнения технических условий и акта обследования. Сеть газопотребления - это сеть, предназначенная для обслуживания одного объекта, по которой осуществляется транспортировка природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе названной сети и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием конкретного объекта-гаражного бокса, а сеть газораспределения - это сеть, предназначенная для транспортировки газа до отключающих устройств конкретных потребителей, расположенных на границе такой сети и сети газопотребления предназначенной для газификации гаражного бокса. Истец является собственником сети газопотребления, начинающуюся от ГРШП до газоиспользующего оборудования внутри гаражного бокса, т.е. до котла. В указанной сети давление газа, согласно приложению 1 к договору, составляет до 0,005 Мпа, что соответствует газу низкого давления и не подпадает под опасный производственный объект. Все неточности в проекте были своевременно исправлены. Охранные зоны на земельном участке, где расположен гаражный бокс истца, отсутствуют. Никаких оснований для ненаправления инспектора нет.
Представитель заинтересованного лица АО «Газпром Газораспределение» ФИО2 считает иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании объяснила, что проект был подготовлен в соответствии с действующим законодательством, согласован со всеми организациями, чтобы они могли подтвердить возможность установки газового оборудования и его использования по назначению. Согласно проекту истец может использовать только газ низкого давления.
Административный истец ФИО3, представитель административного ответчика Федеральной службы по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления, представители заинтересованных лиц Администрации БМР Саратовской области, АО «Облкоммунэнерго» извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие; представитель заинтересованного лица ООО «Промэнерго» - извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником гаражного бокса № *, расположенного по адресу: * область, г. *, *, район * (копия свидетельства о государственной регистрации права от 22.01.2016 года на л.д. 12).
В мае 2016 года ФИО3 обратился в филиал АО «Газпром Газораспределение Саратовская область» в г. Балаково с заявлением о подключении его гаража к системе газораспределения.
23.05.2016 года вышеуказанной организацией ему были выданы технические условия № 25261/001234 (л.д. 13), а также получена факсограмма от 26.05.2016 года, согласно которой ООО «Межрегионгаз Саратов» считает возможным осуществлять поставку природного газа для его объекта (л.д. 14).
Проект объекта выполнен филиалом АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г.Балаково
Акт приемки газопроводов и газоиспользующей установки был подписан истцом, представителем эксплуатационной организации, представителем генерального подрядчика Управляющий филиала АО «Газпром газораспределение Саратовская область» в г. Балаково (л.д. 15-25).
14.12.2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о направлении инспектора для подписания акта (копия обращения на л.д.97), указав все характеристики газопровода согласно подготовленному проекту.
Представителем органа Ростехнадзора данный акт подписан не был, так как представитель Ростехнадзора не был направлен для приемки данного объекта п основаниям, указанным в иске, о чем ФИО3 было сообщено в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское Управление. (л.д. 11).
В материалах дела имеется отзыв на иск представителя административного ответчика Федеральной службы по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления в котором сообщается, что предъявленный к приемке объект ФИО3, в соответствии с приложением 1 Федерального закона РФ от 21.07.2016 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», обладает признаками опасного производственного объекта – сеть газопотребления, работающая под давлением природного газа свыше 0,005 мегапаскаля включительно, согласно п.п. 2 п. 4 приложения 2, эксплуатация которого должна осуществляться, в соответствии, с вышеуказанным законом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. В соответствии с преамбулой п. 1 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложением 1 ФНП, действие ФЗ № 116 и ФНП распространяется на юридических лиц (организации, независимо от их организационно-правовых форм) и индивидуальных предпринимателей. Эксплуатация физическими лицами опасных производственных объектов с подъемными сооружениями действующим законодательством не предусмотрена. В данном случае сеть газопотребления и здание не относится к жилым зданиям, и в дальнейшем не исключается использование здания гаража в иных целях, в том числе производственных (л.д. 84). Иные основания к отказу в направлении инспектора для участия в комиссии административный ответчик не указывает.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
В силу положений ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ газораспределительная система находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
В соответствии с ч. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила).
Данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Для получения технических условий, правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Как предусмотрено п. 17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Согласно п. 34 Правил подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила N 1314), в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
В силу п. 6 указанных Правил заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия.
Пунктами 7 и 8 Правил N 1314 определены требования к содержанию запроса о предоставлении технических условий, а также перечень документов, прилагаемых к такому запросу.
В п. п. 63 - 71 Правил N 1314 определены порядок обращения с заявкой о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения, сведения, подлежащие указанию в такой заявке, и перечень прилагаемых к ней документов.
Из материалов дела усматривается об обращении непосредственно самого истца в филиал АО «Газпром Газораспределение Саратовская область» в г.Балаково с заявлением о подключении принадлежащего ему на праве собственности гаража к системе газораспределения в соответствии с положениями Правил N 1314, по котором был подготовлен проект. Собственник земельного участка, переданного ГСК «*» под строительство гаражных боксов – администрация Балковского муниципального района не возражала против присоединения гаражного бокса истца к системе газоснабжения. Не представил он таких возражений и в процессе рассмотрения дела в суде.
Пунктами 92 - 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870 "об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", установлено, что приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.
Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
Приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители:
а) застройщика;
б) строительной организации;
в) проектной организации;
г) эксплуатационной организации;
д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;
ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.
При необходимости в состав приемочной комиссии могут быть включены представители других заинтересованных организаций.
При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы:
а) проектную документацию (исполнительную документацию);
б) положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию;
в) журналы:
надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение);
технического надзора со стороны эксплуатационной организации;
контроля производства строительных работ;
г) протоколы:
проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления;
проверки сварных соединений и защитных покрытий;
д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств;
е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов;
ж) технико-эксплуатационную документацию изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу);
з) акты о:
разбивке и передаче трассы;
приемке скрытых работ;
приемке специальных работ;
приемке внутренней полости газопровода;
приемке изоляционного покрытия;
приемке установок электрохимической защиты;
проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем;
о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования;
и) копию приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления;
к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления;
л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно пункту 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Факт предоставления истцом с направленным им заявлением проектной документации на сеть газопотребления ответчик не оспаривает. Факт выполнения работ в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002 подтверждается копиями актов (л.д.26,27).
Поскольку закон предусматривает подписание акта всеми членами приемочной комиссии, в том числе и представителем Ростехнадзора, предполагается направление его представителя для проверки соответствия объекта представленному проекту. Поскольку при строительстве объекта газоснабжения и последующем обращении с заявлением к ответчику о направлении инспектора для участия в комиссии по приемке объекта, ФИО3 выполнил все требования закона, у ответчика отсутствовали основания не направлять инспектора. Оснований для отказа в подписании акта без участия в комиссии не усматривается. Доказательства обратного ответчик не представил. Следовательно, административный иск ФИО3 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194,195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск ФИО3.
Признать незаконным отказ Федеральной службы по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления в направлении инспектора для участия в комиссии по приемке законченного строительством объекта сети газоснабжения нежилого здания по адресу: город *, ул.*, район *, гаражный бокс №*.
Обязать Федеральную службу по экологическому, техногическому и атомному надзору (Ростехнадзору) Нижнее-Волжского управления направить инспектора для участия в комиссии по приемке законченного строительством объекта сети газоснабжения нежилого здания по адресу: город *, ул.*, район *, гаражный бокс №*.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья Остапенко С.В.
«Согласовано»
Судья Остапенко С.В.