ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-7038/18 от 13.08.2018 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Судовской Н.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием

административного истца ФИО1

представителя административного истца ФИО4

представителя административного ответчика

УМВД России по <адрес>ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к ГУ МВД РФ по <адрес> о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина, обязании признать лицом без гражданства и выдать вид на жительство лица без гражданства, обязании выдать вид на жительство иностранного гражданина,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с административным иском к ГУ МВД РФ по <адрес>, указав, что в конце ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства . Данное заключение административный истец считает незаконным в части признания его гражданином Грузии, поскольку при подаче им заявления о приеме его в гражданство РФ в ДД.ММ.ГГГГ он оформил нотариальный отказ от гражданства Грузии, который был направлен в посольство Грузии. ДД.ММ.ГГГГ он был документирован паспортом гражданина РФ.

Из оспариваемого заключения ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ. УФМС России по <адрес> было вынесено заключение об отмене решения о приеме его в гражданство РФ на основании решения Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. О существовании данного решения ему не было известно, сведения о наличии у административного истца гражданства Грузии, внесенные в заключение, лишают его возможности урегулировать вопрос, связанный с определением действующего статуса гражданской принадлежности.

Впоследствии административный истец исковые требования уточнил, просил:

  1. Признать незаконным пункт 3 заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части указания принадлежности к гражданству Республики Грузия.
  2. Обязать ГУ МВД РФ по <адрес> рассмотреть вопрос о признании ФИО2 ФИО9 лицом без гражданства и выдать вид на жительство лица без гражданства.
  3. В случае, если ему будет отказано в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 3 заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части указания принадлежности к гражданству Республики Грузия – обязать ГУ МВД РФ по <адрес> выдать вид на жительство иностранного гражданина.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление МВД России по <адрес>.

В судебном заседании административный истец доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, пояснила, что в пункте 20.5. Приказа ФМС от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ» указано: «После издания Указа Президента РФ об отмене решения об изменении гражданства либо вынесении соответствующего заключения должностное лицо организует в месячный срок информирование лица, в отношении которого отменено ранее принятое решение, приобщает к делу об изменении гражданства материалы (пункт 54 Положения) и подготавливает их для архивного хранения в установленном порядке, принимает меры к изъятию документов, выданных в соответствии с ранее принятым решением (пункт 55 Положения) и оформлению документов, соответствующих его правовому статусу на территории РФ. Согласно пункта 20.6. Приказа в случае отсутствия оснований для отмены решения имеющиеся материалы приобщаются к делу об изменении гражданства и передаются на архивное хранение. Территориальный орган в установленном порядке информирует ФМС России об исполнении Указа Президента РФ об отмене решения об изменении гражданства, в частности об изъятии документов, выданных ранее в соответствии с Указом Президента РФ об изменении гражданства: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается соответствующий вид на жительство (пункт 55 Положения), паспорт гражданина РФ изымается. С учетом указанных норм административный ответчик обязан был выдать административному истцу вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство в данном случае не подается.

Представитель административного ответчика УМВД России по <адрес> в <адрес> в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, представила возражения на исковое заявление (л.д.95-96), доводы которых поддержала в полном объеме. Пояснила, что согласно поступивших сведений из посольства <адрес>ФИО1 до настоящего времени является гражданином данного государства, в связи с чем в Заключении об установлении личности было указано на наличие гражданской принадлежности данного лица к гражданству <адрес>. Выдача вида на жительства является государственной услугой и регламентируется Приказом МВД РФ от 09.11.2017г. «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ». В соответствии с пунктом 121 административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления. Пункт 40 содержит список необходимых документов для получения вида на жительство. Доказательств, свидетельствующих об обращении ФИО1 с таким заявлением в суд не представлено.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на административное исковое заявление ФИО1 не представил.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно положений ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административным истцом оспаривается пункт 3 Заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства (л.д.68). Указанное заключение утверждено начальником ГУ МВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что данное заключение было получено им в мае 2018 года, что стороной административных ответчиков не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд приходит к выводу о том, что срок, установленный ст.219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку административный истец обратился в суд в течение трехмесячного срока, установленного данной нормой закона, так как такой срок подлежит исчислению со дня, когда истцу стало известно о нарушении своих прав, то есть со дня поучения оспариваемого заключения.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 1 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из Заключения об установлении личности иностранного лица или лица без гражданства (л.д.4, 68), ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл на территорию Российской Федерации в 1997 году.

ДД.ММ.ГГГГ решением Управления ФМС России по <адрес>ФИО1 выдано разрешение на временное проживание .

ДД.ММ.ГГГГ ГУВД <адрес> принято решение о приеме ФИО1 в гражданство РФ, ДД.ММ.ГГГГФИО1 документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен юридический факт сообщения ФИО1 Зиятхан оглы заведомо ложных сведений в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке поданном им ДД.ММ.ГГГГ в ПВО Ставропольского РОВД <адрес>.

Указанное решение явилось основанием для принятия Управлением ФМС РФ по <адрес> заключения об отмене решения о приеме его в гражданство РФ (л.д.64), а также об изъятии паспорта гражданина РФ и его уничтожении.

В связи с изъятием паспорта гражданина РФ, ФИО1 обратился в отдел по вопросам миграции Отдела полиции УМВД России по <адрес> с заявлением об установлении его личности в соответствии со статьей 10.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (л.д.69-70).

Оспариваемым административным истцом заключением личность ФИО1 установлена, согласно пункта 3 резолютивной части заключения ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 10.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признан гражданином Грузии.

Оспаривая данное утверждение административный истец ссылается на то, что при подаче документов о приеме в гражданство РФ, им в установленном законом порядке был дан нотариальный отказ от гражданства Республики Грузия, который был направлен в посольство данного государства.

Вместе с тем, данные доводы административного истца не подтверждают факт отсутствия у него принадлежности к гражданству Республики Грузия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

Согласно пункта 4 статьи 10.1. вышеназванного закона в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:

1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Как сообщено Агентством по развитию государственных сервисов Министерства Юстиции Грузии ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос УВМ ГУ МВД России по <адрес> (л.д.67), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до настоящего времени является гражданином Грузии.

Доказательств обратного, в том числе распорядительного документа уполномоченного государственного органа Грузии об исключении ФИО1 из гражданства данной страны, стороной административного истца не представлено.

При таких обстоятельствах административным ответчиком правильно, в соответствии с положениями статьи 10.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», установлена принадлежность ФИО1 к гражданству Республики Грузия, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным пункта 3 Заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства в части указания принадлежности к гражданству Республики Грузия у суда не имеется.

Также суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца в части возложения на ГУ МВД РФ по <адрес> обязанности рассмотреть вопрос о признании ФИО1 лицом без гражданства и выдать вид на жительство лица без гражданства.

В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Вместе с тем, как указано выше, административный истец является гражданином Республики Грузия, в связи с чем законных оснований для признания его лицом без гражданства также не имеется.

Суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о возложении на ГУ МВД России по <адрес> выдать ему вид на жительство иностранного гражданина. Суд приходит к выводу о том, что выдача вида на жительство лицу, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, является безусловной и не предполагает подачу заявления установленной формы с приложением каких-либо документов.

Данный вывод суд основывает на следующем.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 215.

Пунктом 120 Административного регламента было установлено, что иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, вид на жительство выдается в порядке, установленном Административным регламентом, после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ14-1378 пункт 120 настоящего Административного регламента признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части, предусматривающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства РФ, после получения разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с федеральным законом. При этом Верховный Суд РФ указал на то, что вопросы получения вида на жительство после отмены решения о приобретении гражданства РФ не регулируются нормой статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Верховный Суд также отметил, что Президент РФ, реализуя предоставленные частью 2 статьи 29 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ полномочия, в пункте 55 Положения, устанавливающего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ, закрепил, что при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина, при этом полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

В разделе I "Общие положения" Административного регламента обозначен круг заявителей, обращающихся в миграционные органы за получением вида на жительство. К числу перечисленных в данном разделе заявителей не относятся лица, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ.

В разделе II Административного регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

В пунктах 21 - 29 раздела II Административного регламента перечислены документы, предоставляемые различными категориями лиц при подаче заявления о выдаче вида на жительство. Ни к одной из категорий, перечисленных в пунктах 21 - 29, не относятся лица, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ.

Не содержат порядка обращения и перечня предоставляемых документов при получении вида на жительства данной категорией лиц и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Вместе с тем, законодательство содержит нормы, прямо указывающие на безусловную выдачу вида на жительство лицам, проживающим на территории РФ, в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства РФ. В частности, пунктом 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 определено, что в случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

Сведения о выдаче ФИО1 вида на жительство иностранного гражданина после изъятия у него паспорта гражданина РФ в материалах дела отсутствуют. Более того, административный ответчик возражал относительно удовлетворения данных требований административного истца, что также свидетельствует о том, что такой вид на жительство ФИО1 не выдавался.

При таких обстоятельствах, требования административного истца в данной части основаны на законе, бездействием, выразившимся в невыдаче вида на жительство иностранного гражданина, административный ответчик нарушает законные права административного истца, установленные действующим законодательством РФ, в связи с чем административное исковое заявление ФИО1 в данной части подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 277 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 Зиятхана оглы к ГУ МВД РФ по <адрес> о признании незаконным заключения об установлении личности иностранного гражданина, обязании признать лицом без гражданства и выдать вид на жительство лица без гражданства – отказать.

Исковые требования ФИО1 Зиятхана оглы к ГУ МВД РФ по <адрес> об обязании выдать вид на жительство иностранного гражданина – удовлетворить.

Обязать ГУ МВД Российской Федерации по <адрес> выдать ФИО12 вид на жительство иностранного гражданина.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В. Судовская