ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-86/20 от 14.04.2020 Ливенского районного суда (Орловская область)

Дело №2а-2-86/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2020 года п. Долгое Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Хромовой О.В.,

при секретаре Латышевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Должанского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, администрации Должанского района Орловской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов,

установил:

Прокурор Должанского района Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, администрации Должанского района Орловской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об обращении с отходами производства и потребления прокуратурой района установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, размещение твердых коммунальных отходов, образующихся у граждан, проживающий на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, не осуществляется, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в силу дополнительного соглашения от 30.01.2020 к соглашению о передаче полномочий между администрацией Должанского района Орловской области и администрацией Урыновского сельского поселения от 10.01.2018, администрацией Должанского района Орловской области переданы администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области полномочия по участию в организации деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению, и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе по созданию и содержанию мест (площадок) накопления коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, несмотря на заключение указанного соглашения полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области фактически не реализованы, площадки накопления твердых коммунальных отходов для населения на территории поселения отсутствуют, в связи с чем сбор и транспортирование в целях дальнейшей обработки, утилизации и размещения отходов с территории поселения не осуществляются. На территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области проживает 1251 человек, в связи с чем из расчета численности населения необходимо оборудование 85 контейнерных площадок. Согласно Генеральной схеме очистки территории населенных пунктов Урыновского сельского поселения, утвержденной постановлением администрации Урыновского сельского поселения от 27.08.2013 № 19, территорию поселения составляют 26 населенных пунктов, в которых располагается 599 индивидуальных жилых домов, 24 здания общего назначения, 25 учреждений и организаций. Однако места накопления твердых коммунальных отходов оборудованы только в с. Урынок (территория школы, СПК «Заря Мира»), д. Вышнее Долгое (территория школы и клуба), д. Быстра (территория школы), д. Петровка (территория школы), а для жителей поселения отсутствуют. Глава администрации Урыновского сельского поселения пояснил, что площадки для накопления твердых коммунальных отходов для жителей д. Урынок, д. Вышнее Долгое, д. Быстра и других населенных пунктов сельского поселения администрацией поселения не оборудовались в связи с отсутствием финансовой возможности. В первом полугодии 2020 соответствующие мероприятия проведены не будут из-за отсутствия финансовых средств, при этом администрация муниципального района об этом ставилась в известность. Такое бездействие уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления нарушает ст. 42 Конституции РФ, ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную среду обитания и условия жизнедеятельности, безопасную санитарно-эпидемиологическую обстановку в населенных пунктах. В связи с чем, просил признать бездействие администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области незаконным; обязать администрацию Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области создать места накопления твердых бытовых отходов на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, отвечающие требованиям п.2.2.2, 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Должанского района Орловской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Должанского района Орловской области Болычева М.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, приведя доводы административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Должанского района Орловской области по доверенности Павлова С.А. административные исковые требования не признала, пояснив, что заявленными требованиями прокурор района вмешивается в финансовую деятельность администрации района, навязывая приоритетность выделения денежных средств и выделения бюджетных средств, администрация района выполняет условия соглашения о передаче полномочий администрацией Должанского района и администрации сельского поселения от 10.01.2018, выделяет денежные средства администрации сельского поселения для создания площадок накопления твердых коммунальных отходов в 2018, 2019 по 30000 руб., которые были израсходованы на эти нужды, в конце апреля 2020 на каждое сельское поселение будет выделено по 100-150000 руб. для создания площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения, однако установить в полном объеме площадки для твердых коммунальных отходов в полном объеме не представляется возможным, ввиду отсутствия финансирования для этих целей, а также того, что первое полугодие является не строительным сезоном; в связи с чем, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области Половых П.Н. исковые требования не признал, пояснив, что те денежные средства, которые были выделены администрацией Должанского района Орловской области в рамках соглашения от 10.01.2018 были израсходованы на создание площадок для твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия финансирования в полном объеме создать площадки в том размере, в котором указано в исковом заявлении, не представляется возможным.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, извещенные судом надлежащим образом, не явились, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» предоставило отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что не возражают против удовлетворения заявленных требований. Суд на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15).

В силу ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. ст. 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Данным Федеральным законом предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места их накопления должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований; накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.ч.1, 3, 6 ст. 13.4).

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно п.6 ч.3 ст.21 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления Твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Таким образом, решение о создании и оборудовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должно быть оформлено в виде муниципального акта.

В соответствии со ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утвержден СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее по тексту - СанПиН 2.1.2.2645-10).

В силу п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии с п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 в качестве способов складирования твердых коммунальных отходов в местах (площадках) их накопления предусматривает: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Непосредственно на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов могут складироваться крупногабаритные отходы (пп. "б" п. 11).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Анализ приведенных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.

Создаваемые площадки как место складирования твердых коммунальных отходов должны соответствовать определенным требованиям, в том числе быть оборудованными контейнером либо бункером (за исключением площадок для накопления крупногабаритных отходов).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Должанского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего обращение с отходами производства и потребления, в результате которой установлено отсутствие в Урыновском сельском поселении Орловского района Орловской области площадок и контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

В ходе судебного разбирательства административными ответчиками не оспаривался факт нарушения действующего законодательства и его наличие до настоящего времени, что выражается в отсутствии оборудованных мест (площадок) для установки контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 исходя из численности населения.

Региональным оператором обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», осуществляющим транспортирование, сортировку, обработку, обезвреживание и захоронение отходов на территории Орловской области, по состоянию на 14.04.2020 вывоз твердых коммунальных отходов из указанных выше населенных пунктов не осуществляется, что не оспаривалось административными ответчиками в суде.

10.01.2018 администрация Должанского района на основании соответствующего Соглашения, с учетом дополнительного соглашения от 30.01.2020, передала администрации Урыновского поселения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. (л.д. 14-18)

Администрация Должанского района приняла на себя обязанности, в том числе по обеспечению своевременного финансирования переданных полномочий, а администрация Урыновского поселения по добросовестному осуществлению полномочий, предусмотренные п. 1.1; целевому использованию переданных материальных ресурсов и финансовых средств исключительно на осуществление переданных полномочий; предоставлению в администрацию района информацию об использовании финансовых средств (п. п. 1.2, 2.2.1, 2.4.2, 2.4.3 Соглашения от 10.01.2018).

Полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета Должанского района в бюджет Урыновского сельского поселения в виде иных межбюджетных трансфертов; объем которых устанавливается решением представительного о бюджете на очередной финансовый год, который определяется исходя из затрат на реализацию переданных полномочий (п. п. 3.1 и 3.2).

Срок действия данного Соглашения с 01.01.2018 по 31.12.2018; в случае если ни одна из сторон заблаговременно в соответствии с п. 5.1 настоящего соглашения не заявит о прекращении настоящего соглашения, данное соглашение считается продленным (пролонгированным) на очередной календарный год (п. 5.1).

Согласно справки администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области по состоянию на 01.01.2020 на территории Урыновского сельского поселения проживает 1251 человек; денежные средства выделенные на осуществление деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов: на 2020 – не выделялись. (л.д. 13)

Как видно из Генеральной схемы очистки территории населенных пунктов Урыновского сельского поселения, утвержденной постановлением администрации Урыновского сельского поселения от 27.08.2013 № 19, территорию поселения составляют 26 населенных пунктов, в которых располагается 599 индивидуальных жилых дома, 24 здания общественного назначения, 25 учреждений и организаций. (л.д. 49-54).

Подпунктом 5 п. 4.4.2 Правил благоустройства Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, утвержденной решением Урыновского сельского Совета народных депутатов от 24.11.2017 № 33, на собственников жилых домов возлагается обязанность осуществлять сброс, накопление мусора и отходов в специально отведенных для этих целей местах (в контейнеры). (л.д. 26-48)

Как следует из п. 4.5.1 указанных выше Правил благоустройства, сбор твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, в контейнеры-накопители мусоропроводов и иные места хранения отходов. Площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов должны иметь асфальтовое или бетонное покрытие с ограждением, уклон в сторону проезжей части, а также удобный подъезд спецавтотранспорта для очистки контейнеров и разворотную площадку. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний до контейнерных площадок, разрыв может быть сокращен в порядке установленном санитарными правилами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». (л.д. 26-48)

Вместе с тем, места накопления твердых коммунальных отходов оборудованы только в с. Урынок (территория школы, СПК «Заря Мира»), д. Вышнее Долгое (территория школы и клуба), д. Быстра (территория школы), д. Петровка (территория школы), а для жителей поселения отсутствуют, исходя из расчета численности населения необходимо оборудование 85 контейнерных площадок, денежные средства из бюджета района на реализацию указанных переданных полномочий на 2020 не выделялись.

В ходе разрешения спора также было установлено, что в Орловской области функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на день разрешения спора исполняет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», а в Соглашении № 222-Д/18 от 24.08.2018, заключенном между Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращения с твердыми коммунальными отходами - обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» отсутствует обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в ходе рассмотрения спора было установлено, что администрацией Должанского района и администрацией Урыновского сельского поселения в рамках их полномочий был принят ряд документов, предусматривающих в обязанностях органов местного самоуправления создание контейнерных площадок на территории Урыновского поселения, увеличение количества контейнеров, а также финансирование данных мероприятий; указанные документы на момент разрешения спора недействующими никем не признавались в установленном законом порядке; какого-либо иного лица, на которое официально была бы возложена обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов на территории указанного сельского поселения Орловской области не имеется.

Таким образом, требования прокурора, изложенные в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение в суде.

Оценивая доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Должанского района является обоснованным, так как непринятие мер административным ответчиком Урыновского сельским поселением по организации и обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов является грубым нарушением действующего законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда здоровью.

Выявленные нарушения законодательства подлежат устранению административными ответчиками, в связи с чем административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов подлежит также удовлетворению.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия, суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению, а также объема совершенных на настоящее время административными ответчиками действий, находит обоснованным установить срок – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы административных ответчиков об отсутствии бюджетных средств, изыскании средств субсидии из областного бюджета на выполнение государственной программы обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, суд находит несостоятельными. Отсутствие финансового обеспечения соответствующих мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Доводы административного ответчика о неисполнимости возложенной на администрацию Должанского района обязанности обеспечить финансирование создания мест накопления твердых коммунальных отходов на спорной территории противоречит приведенным выше обстоятельствам, подтвержденным надлежащими доказательствами, в том числе, заключенному администрациями района и сельского поселения 10 января 2018 г. Соглашению, прямо предусматривающему данную обязанность для администрации района.

Довод административного ответчика администрации Должанского района Орловской области о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления путем заявления прокурором конкретного способа восстановления нарушенного права, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании как процессуального, так и материального права, предполагающем необходимость указания истцом конкретного требования при обращении в суд с иском с приведением его конкретного материально-правового обоснования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Должанского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, администрации Должанского района Орловской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей по финансированию и организации площадок для накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области незаконным.

Обязать администрацию Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области создать места накопления твердых бытовых отходов на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области, отвечающие требованиям п.2.2.2, 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Должанского района Орловской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Урыновского сельского поселения Должанского района Орловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда через Ливенский районный суд Орловской области п. Долгое в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.

Судья