Дело № 2а-2-88/2020 В окончательной форме решение принято 23.06.2020
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 16 июня 2020 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,
при секретаре Смирновой Т.С.,
с участием представителей административного истца ФИО1 – ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Селижаровского района Тверской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Селижаровского района Тверской области, просила: 1) признать отказ Администрации Селижаровского района Тверской области от 31.12.2019 № Б-717 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> незаконным; 2) обязать Администрацию Селижаровского района Тверской области выдать административному истцу градостроительный план указанного земельного участка.
Административные исковые требования обоснованы тем, что 20.03.2017 Администрацией муниципального образования Городское поселение - поселок Селижарово (далее - Администрация пгг Селижарово) проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м., по итогам которого победителем аукциона признана ФИО1
22.03.2017 Администрацией пгг Селижарово (Арендодатель) с ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 2 (далее Договор аренды № 2), согласно п.1.2 которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м с разрешенным видом использования: ритуальная деятельность. Договор заключен сроком на 20 лет, срок действия договора установлен с 22.03.2017 по 21.03.2037. Государственная регистрация Договора аренды № 2 осуществлена 14.04.2017.
23.06.2017 ФИО1 в адрес Администрации пгг Селижарово направила письмо с просьбой предоставить постановление местного органа самоуправления о формировании участка и все требуемые согласования, выкопировку (выписку) из Градостроительного плана земель муниципального образования, выписку из правил землепользования и землеустройства с информацией об отнесении указанного земельного участка к определенной зоне, справку о наличии/отсутствии сетей инженерно-технического обеспечения и возможности подключения, справку об отсутствии ограничений в отношении земельного участка.
07.08.2017 Администрацией пгг Селижарово был дан ответ № 485 на вышеуказанное письмо, в котором указано, что представляются документы, в том числе, выкопировка из градостроительного плана пгт Селижарово. Однако в действительности выкопировка из градостроительного плана пгт Селижарово отсутствовала.
Постановлением Администрации пгт Селижарово № 297 от 21.12.2016 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м. изменен с вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Ритуальная деятельность» со вспомогательным видом разрешенного использования «Временные павильоны розничной торговли по продаже ритуальных принадлежностей».
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки пгт Селижарово, предоставленной Администрацией пгт Селижарово по запросу ФИО1, вышеуказанному земельному участку присвоена территориальная зона С1 - зона размещения кладбищ и крематориев.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, ритуальная деятельность включает в себя размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
06.12.2017 ФИО1 в адрес Администрации пгт Селижарово направлено заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка.
В ответе от 25.12.2017 № 725 на указанное заявление Администрация пгт Селижарово сообщила, что заявление передано по принадлежности на рассмотрение в администрацию Селижаровского района.
Администрация Селижаровского района Тверской области ответом № 123 от 22.01.2018 указала, что срок рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка продлен на 30 дней в связи с необходимостью проведения топографических работ на местности для разработки градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № с привлечением аттестованного специалиста для выполнения данного вида работ.
20.02.2018 Администрация Селижаровского района Тверской области письмом № 397 уведомила ФИО1 о необходимости приехать в администрацию с целью согласования параметров схемы планировочной организации земельного участка с кадастровым номером № для разработки градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.
В июле 2018 года представитель ФИО1 приехал в администрацию Селижаровского района Тверской области. На встрече представителями администрации было предложено взамен арендованного земельного участка предоставить земельный участок для целей запланированного строительства в другом муниципальном образовании, руководитель которого также присутствовал на встрече. На данное предложение представитель ФИО1 ответил отказом.
23.08.2019 было подано заявление через МФЦ Селижаровского района на предоставление градостроительного плана для указанного земельного участка.
04.09.2019 Администрацией Селижаровского района было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что средства на изготовление топографии, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка в бюджете района 2019 года не заложены.
О необходимости выдачи градостроительного плана земельного участка в адрес ФИО1 администрации было известно еще с 2018 года.
В связи с указанным незаконным бездействием администрации Селижаровского района Тверской области ФИО1 направила в адрес административного ответчика претензию от 01.12.2019 с требованием выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность».
В ответ на претензию Администрация Селижаровского района Тверской области указала, что Администрацией принято решение о начале процедуры изъятия данного земельного участка для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, в связи с чем выдача градостроительного плана земельного участка нецелесообразна.
Административный истец указывает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа. Земельный участок был арендован ФИО1 с целью расположения на его территории объекта капитального строительства, что допускается Правилами землепользования и застройки городского поселения - поселок Селижарово, утвержденного Решением Совета депутатов от 16.12.2013 № 13, а также заключенным Договором аренды №2.
Своим бездействием Администрация Селижаровского района Тверской области нарушает законные права и интересы ФИО1, а именно закрепленного в статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ права на получение градостроительного плана, необходимого для дальнейшей подготовки проектной и архитектурной документации для строительства объекта недвижимости.
Указание Администрации Селижаровского района Тверской области на принятое решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд является введением в заблуждение – злоупотреблением правом со стороны администрации. В нарушение требований подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решения об изъятии земельного участка ФИО1 не получала. Представляется, что такое решение не принято, соответственно, Администрация Селижаровского района Тверской области вводит в заблуждение ФИО1
Определением суда от 13.04.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административного ответчика администрации Селижаровского района Тверской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области не явились. Все участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Административный истец обеспечила участие в деле своих представителей по доверенности, административный ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения, заинтересованное лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом сведений о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, принимая во внимание, что административный ответчик представил суду письменные возражения на административные исковые требования, на основании статьи 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Представители административного истца ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании заявленные административные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Селижаровского района Тверской области в представленных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ в генеральном плане на карте планируемого размещения объектов местного значения должны быть отображены, в том числе, иные области в связи с решением вопросов местного значения. Иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения являются объектами местного значения (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если их размещение не предусмотрено документами территориального планирования (в данном случае Генеральным планом Селижарово).
Административный истец планировал построить на предоставленном земельном участке крематорий, который относится к объекту капитального строительства, и по смыслу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относится к осуществлению администрацией полномочий по вопросам местного значения. Тем самым, на основании части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ данный объект капительного строительства должен быть отражен в генеральном плане. На сегодняшний день генеральным планом, схемой территориального планирования не предусмотрено размещение указанных объектов, в связи с чем на данном участке не может быть построен крематорий.
Так как организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, администрацией Селижаровского района Тверской области на основании статьи 56.2 Земельного кодекса РФ принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, в связи с чем выдача градостроительного плана земельного участка нецелесообразна.
Градостроительный план земельного участка разрабатывается после проведения топографической съемки с привлечением аттестованного специалиста для выполнения данного вида работ, после чего подготавливается соответствующий топографический план и потом уже на его основе разрабатывается градостроительный план земельного участка. На проведение топографической съемки требуются денежные средства, которые в бюджете администрации не заложены, тем самым невозможно предоставление актуального градостроительного плана (л.д.77-78).
Административный истец представила письменный отзыв на возражения административного ответчика, в котором ссылаясь на положения статей 1, 30, часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ указала, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. Земельному участку, принадлежащему ФИО1 на праве аренды, присвоена территориальная зона С1- зона размещения кладбищ и крематориев. Установление указанного вида разрешенного использования происходит с учетом положений генерального плана, в связи с чем требования административного истца являются законными. Административным ответчиком в не представлены документы, подтверждающие его позицию – генеральный план и решение об изъятии земельного участка, что указывает на необоснованность и неподтвержденность позиции административного ответчика. В своих возражениях административный ответчик фактически ставит вопрос о возможности административным истцом вести ритуальную деятельность как вид предпринимательской деятельности. Данный вопрос не может рассматриваться посредством административного судопроизводства в силу части 1 статьи 1 КАС РФ. Кроме того, на основании части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» крематории могут находиться в частной собственности (л.д.127-129).
В судебном заседании представители административного истца поддержали доводы возражений.
Заслушав объяснения явившихся представителей административного истца, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании договора аренды земельного участка № 2 от 22.03.2017, заключенного по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, проводившегося 20.03.2017, административный истец ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1441 кв.м, с разрешенным видом использования: ритуальная деятельность, местоположение: <адрес> Договор заключен администрацией муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) на срок 20 лет, с 22.03.2017 по 21.03.2037, его государственная регистрация произведена 14.04.2017, № (л.д.15-24).
В декабре 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию пгг Селижарово с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 69:29:0070308:40, просила определить параметры застройки указанного земельного участка для подготовки проектно-технической документации по строительству крематория (л.д.39).
По информации администрации пгт Селижарово № 725 от 25.12.2017 указанное заявление ФИО1 в соответствии с Соглашением о передаче полномочий по принадлежности направлено на рассмотрение в администрацию Селижаровского района.
22.01.2018 за исходящим № 123 администрация Селижаровского района известила ФИО1 о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней в связи с необходимостью привлечения аттестованного специалиста для проведения картографических работ на местности для разработки градостроительного плана земельного участка (л.д.45).
Письмом от 20.02.2018 исходящий № 397 администрация Селижаровского района предложила ФИО1 приехать в администрацию для согласования параметров схемы планировочной организации земельного участка (л.д.46).
23.08.2019 ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 через ГАУ «МФЦ» Селижаровский филиал обратилась в администрацию Селижаровского района с повторным заявлением о выдаче в соответствии с Градостроительным кодексом РФ градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве аренды по договору аренды № 2 от 22.03.2017, расположенного по адресу: <адрес> для строительства (л.д.94, 96).
Письмом от 04.09.2019, исходящий номер Б-525 администрация Селижаровского района сообщила ФИО4 об отсутствии средств на изготовле����?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????
В декабре 2019 года ФИО1 направила в администрацию Селижаровского района претензию с требованием выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 69:29:0070308:40 (л.д.49-50).
31.12.2019 администрация Селижаровского района в ответ на указанную претензию письмом с исходящим номером Б-717 сообщила ФИО1, что администрацией Селижаровского района принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, и что на основании этого они считают выдачу градостроительного плана земельного участка нецелесообразной (л.д.51).
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловала отказ в выдаче градостроительного плана в суд в порядке административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Принадлежащий административному истцу ФИО1 на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № по данным ЕГРН относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – ритуальная деятельность (л.д.21-22). Согласно выписки из Правил землепользования и застройки городского поселения – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области, как участок, относящийся к территориальной зоне С1 – зоне размещения кладбищ и крематориев, указанный участок имеет вид разрешенного использования: размещение кладбищ и крематориев (л.д.33).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ администрации Селижаровского района в выдаче градостроительного плана указанного участка затрагивает права и законные интересы ФИО1, которая имеет намерение использовать арендованный ею участок для строительства крематория, в связи с чем может быть оспорен ею в суде в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Администрация Селижаровского района отказала ФИО1 в выдаче плана градостроительного участка 31 декабря 2019 года. С рассматриваемым административным иском ФИО1 обратилась в суд 05.03.2020. При подаче административного искового заявления административным истцом соблюден срок обжалования, установленный ст.219 КАС РФ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Первоначально, в декабре 2017 года, с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования городского поселения – поселок Селижарово. В связи с передачей полномочий, заявление ФИО1 было направлено в администрацию Селижаровского района Тверской области, и последующие заявления ФИО1 по вопросу выдачи градостроительного плана земельного участка рассматривались администрацией Селижаровского района. Факт передачи администрацией муниципального образования городское поселение – поселок Селижарово администрации Селижаровского района Тверской области указанных полномочий подтверждается материалами дела, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, не устанавливающим каких-либо прав и ограничений, не содержащим сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка регулируется положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, о красных линиях.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка) в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 названной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ).
Анализ приведенных норм законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. Положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные сведения и документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Градостроительный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
На основании части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Отказ в выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка администрация Селижаровского района Тверской области обосновала отсутствием средств на изготовление топографии, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка в бюджете района на 2019 год, и тем, что администрацией Селижаровского района принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения.
Проверяя законность принятого решения, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение об отказе в выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ей на праве аренды, не основано на законе и подлежит отмене.
Поскольку выдача градостроительного плана является муниципальной услугой, она должна быть оказана в установленные законом сроки (20 дней) без взимания платы всем лицам, имеющим право на её получение.
ФИО1 как правообладатель земельного участка, на котором, в соответствии с условиями его разрешенного использования, может осуществляться строительство объектов капитального строительства, относится к числу лиц, обладающих правом на получение муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
ФИО1 дважды: в декабре 2017 года и 23.08.2019 обращалась с заявлениями о выдаче ей градостроительного плана земельного участка. В предусмотренные законом сроки (20 дней) указанная муниципальная услуга ФИО1 оказана не была.
Указанные административным ответчиком основания в отказе предоставления административному истцу данной муниципальной услуги не предусмотрены нормами действующего законодательства.
До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № на праве аренды принадлежит административному истцу, для муниципальных нужд земельный участок не изъят, ссылка административного истца о намерении начать процедуру такого изъятия несостоятельна, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку на момент принятия оспариваемого решения договор аренды спорного земельного участка с истцом расторгнут не был.
Ссылка административного ответчика на отсутствие в бюджете района средств на изготовление топографии, не основана на законе. С учетом того, что с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка административный истец обратилась в 2018 году, к моменту принятия решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка (декабрь 2019 года) у администрации Селижаровского района была реальная возможность запланировать в бюджете района средства, необходимые для выполнения обязанности по оказанию данной муниципальной услуги.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка не отвечает требованиям законности, принят по надуманным основаниям, с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, в частности, статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ и подлежит отмене.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с приведенными выше положениями закона выдача градостроительного плана земельного участка относится к компетенции органа местного самоуправления. Градостроительным кодексом РФ установлен порядок выдачи градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, в случае необоснованного принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, суд не вправе принять решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности совершить конкретные действия по вопросу о выдаче градостроительного плана земельного участка, а именно о возложении на административного ответчика обязанности выдать такой план, в связи с чем соответствующие административные исковые требования, заявленные административным истцом ФИО1, удовлетворению не подлежат.
В целях восстановления законных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление от ФИО1 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Селижаровского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Селижаровского района Тверской области от 31.12.2019 № Б-717 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Селижаровского района Тверской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленном порядке заявления ФИО1 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении административного искового требования о возложении на Администрацию Селижаровского района Тверской области обязанности выдать административному истцу градостроительный план указанного земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева
Дело № 2а-2-88/2020 В окончательной форме решение принято 23.06.2020
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 16 июня 2020 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,
при секретаре Смирновой Т.С.,
с участием представителей административного истца ФИО1 – ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Селижаровского района Тверской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Селижаровского района Тверской области, просила: 1) признать отказ Администрации Селижаровского района Тверской области от 31.12.2019 № Б-717 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> незаконным; 2) обязать Администрацию Селижаровского района Тверской области выдать административному истцу градостроительный план указанного земельного участка.
Административные исковые требования обоснованы тем, что 20.03.2017 Администрацией муниципального образования Городское поселение - поселок Селижарово (далее - Администрация пгг Селижарово) проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м., по итогам которого победителем аукциона признана ФИО1
22.03.2017 Администрацией пгг Селижарово (Арендодатель) с ФИО1 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 2 (далее Договор аренды № 2), согласно п.1.2 которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м с разрешенным видом использования: ритуальная деятельность. Договор заключен сроком на 20 лет, срок действия договора установлен с 22.03.2017 по 21.03.2037. Государственная регистрация Договора аренды № 2 осуществлена 14.04.2017.
23.06.2017 ФИО1 в адрес Администрации пгг Селижарово направила письмо с просьбой предоставить постановление местного органа самоуправления о формировании участка и все требуемые согласования, выкопировку (выписку) из Градостроительного плана земель муниципального образования, выписку из правил землепользования и землеустройства с информацией об отнесении указанного земельного участка к определенной зоне, справку о наличии/отсутствии сетей инженерно-технического обеспечения и возможности подключения, справку об отсутствии ограничений в отношении земельного участка.
07.08.2017 Администрацией пгг Селижарово был дан ответ № 485 на вышеуказанное письмо, в котором указано, что представляются документы, в том числе, выкопировка из градостроительного плана пгт Селижарово. Однако в действительности выкопировка из градостроительного плана пгт Селижарово отсутствовала.
Постановлением Администрации пгт Селижарово № 297 от 21.12.2016 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м. изменен с вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Ритуальная деятельность» со вспомогательным видом разрешенного использования «Временные павильоны розничной торговли по продаже ритуальных принадлежностей».
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки пгт Селижарово, предоставленной Администрацией пгт Селижарово по запросу ФИО1, вышеуказанному земельному участку присвоена территориальная зона С1 - зона размещения кладбищ и крематориев.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, ритуальная деятельность включает в себя размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
06.12.2017 ФИО1 в адрес Администрации пгт Селижарово направлено заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка.
В ответе от 25.12.2017 № 725 на указанное заявление Администрация пгт Селижарово сообщила, что заявление передано по принадлежности на рассмотрение в администрацию Селижаровского района.
Администрация Селижаровского района Тверской области ответом № 123 от 22.01.2018 указала, что срок рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка продлен на 30 дней в связи с необходимостью проведения топографических работ на местности для разработки градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № с привлечением аттестованного специалиста для выполнения данного вида работ.
20.02.2018 Администрация Селижаровского района Тверской области письмом № 397 уведомила ФИО1 о необходимости приехать в администрацию с целью согласования параметров схемы планировочной организации земельного участка с кадастровым номером № для разработки градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.
В июле 2018 года представитель ФИО1 приехал в администрацию Селижаровского района Тверской области. На встрече представителями администрации было предложено взамен арендованного земельного участка предоставить земельный участок для целей запланированного строительства в другом муниципальном образовании, руководитель которого также присутствовал на встрече. На данное предложение представитель ФИО1 ответил отказом.
23.08.2019 было подано заявление через МФЦ Селижаровского района на предоставление градостроительного плана для указанного земельного участка.
04.09.2019 Администрацией Селижаровского района было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что средства на изготовление топографии, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка в бюджете района 2019 года не заложены.
О необходимости выдачи градостроительного плана земельного участка в адрес ФИО1 администрации было известно еще с 2018 года.
В связи с указанным незаконным бездействием администрации Селижаровского района Тверской области ФИО1 направила в адрес административного ответчика претензию от 01.12.2019 с требованием выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 1441 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность».
В ответ на претензию Администрация Селижаровского района Тверской области указала, что Администрацией принято решение о начале процедуры изъятия данного земельного участка для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, в связи с чем выдача градостроительного плана земельного участка нецелесообразна.
Административный истец указывает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа. Земельный участок был арендован ФИО1 с целью расположения на его территории объекта капитального строительства, что допускается Правилами землепользования и застройки городского поселения - поселок Селижарово, утвержденного Решением Совета депутатов от 16.12.2013 № 13, а также заключенным Договором аренды №2.
Своим бездействием Администрация Селижаровского района Тверской области нарушает законные права и интересы ФИО1, а именно закрепленного в статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ права на получение градостроительного плана, необходимого для дальнейшей подготовки проектной и архитектурной документации для строительства объекта недвижимости.
Указание Администрации Селижаровского района Тверской области на принятое решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд является введением в заблуждение – злоупотреблением правом со стороны администрации. В нарушение требований подпункта 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решения об изъятии земельного участка ФИО1 не получала. Представляется, что такое решение не принято, соответственно, Администрация Селижаровского района Тверской области вводит в заблуждение ФИО1
Определением суда от 13.04.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административного ответчика администрации Селижаровского района Тверской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области не явились. Все участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Административный истец обеспечила участие в деле своих представителей по доверенности, административный ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения, заинтересованное лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом сведений о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, принимая во внимание, что административный ответчик представил суду письменные возражения на административные исковые требования, на основании статьи 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Представители административного истца ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании заявленные административные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Селижаровского района Тверской области в представленных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ в генеральном плане на карте планируемого размещения объектов местного значения должны быть отображены, в том числе, иные области в связи с решением вопросов местного значения. Иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения являются объектами местного значения (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если их размещение не предусмотрено документами территориального планирования (в данном случае Генеральным планом Селижарово).
Административный истец планировал построить на предоставленном земельном участке крематорий, который относится к объекту капитального строительства, и по смыслу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ относится к осуществлению администрацией полномочий по вопросам местного значения. Тем самым, на основании части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ данный объект капительного строительства должен быть отражен в генеральном плане. На сегодняшний день генеральным планом, схемой территориального планирования не предусмотрено размещение указанных объектов, в связи с чем на данном участке не может быть построен крематорий.
Так как организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения, администрацией Селижаровского района Тверской области на основании статьи 56.2 Земельного кодекса РФ принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, в связи с чем выдача градостроительного плана земельного участка нецелесообразна.
Градостроительный план земельного участка разрабатывается после проведения топографической съемки с привлечением аттестованного специалиста для выполнения данного вида работ, после чего подготавливается соответствующий топографический план и потом уже на его основе разрабатывается градостроительный план земельного участка. На проведение топографической съемки требуются денежные средства, которые в бюджете администрации не заложены, тем самым невозможно предоставление актуального градостроительного плана (л.д.77-78).
Административный истец представила письменный отзыв на возражения административного ответчика, в котором ссылаясь на положения статей 1, 30, часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ указала, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. Земельному участку, принадлежащему ФИО1 на праве аренды, присвоена территориальная зона С1- зона размещения кладбищ и крематориев. Установление указанного вида разрешенного использования происходит с учетом положений генерального плана, в связи с чем требования административного истца являются законными. Административным ответчиком в не представлены документы, подтверждающие его позицию – генеральный план и решение об изъятии земельного участка, что указывает на необоснованность и неподтвержденность позиции административного ответчика. В своих возражениях административный ответчик фактически ставит вопрос о возможности административным истцом вести ритуальную деятельность как вид предпринимательской деятельности. Данный вопрос не может рассматриваться посредством административного судопроизводства в силу части 1 статьи 1 КАС РФ. Кроме того, на основании части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» крематории могут находиться в частной собственности (л.д.127-129).
В судебном заседании представители административного истца поддержали доводы возражений.
Заслушав объяснения явившихся представителей административного истца, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании договора аренды земельного участка № 2 от 22.03.2017, заключенного по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, проводившегося 20.03.2017, административный истец ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1441 кв.м, с разрешенным видом использования: ритуальная деятельность, местоположение: <адрес> Договор заключен администрацией муниципального образования Городское поселение – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) на срок 20 лет, с 22.03.2017 по 21.03.2037, его государственная регистрация произведена 14.04.2017, № (л.д.15-24).
В декабре 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию пгг Селижарово с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 69:29:0070308:40, просила определить параметры застройки указанного земельного участка для подготовки проектно-технической документации по строительству крематория (л.д.39).
По информации администрации пгт Селижарово № 725 от 25.12.2017 указанное заявление ФИО1 в соответствии с Соглашением о передаче полномочий по принадлежности направлено на рассмотрение в администрацию Селижаровского района.
22.01.2018 за исходящим № 123 администрация Селижаровского района известила ФИО1 о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней в связи с необходимостью привлечения аттестованного специалиста для проведения картографических работ на местности для разработки градостроительного плана земельного участка (л.д.45).
Письмом от 20.02.2018 исходящий № 397 администрация Селижаровского района предложила ФИО1 приехать в администрацию для согласования параметров схемы планировочной организации земельного участка (л.д.46).
23.08.2019 ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 через ГАУ «МФЦ» Селижаровский филиал обратилась в администрацию Селижаровского района с повторным заявлением о выдаче в соответствии с Градостроительным кодексом РФ градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве аренды по договору аренды № 2 от 22.03.2017, расположенного по адресу: <адрес> для строительства (л.д.94, 96).
Письмом от 04.09.2019, исходящий номер Б-525 администрация Селижаровского района сообщила ФИО4 об отсутствии средств на изготовле����?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????
В декабре 2019 года ФИО1 направила в администрацию Селижаровского района претензию с требованием выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 69:29:0070308:40 (л.д.49-50).
31.12.2019 администрация Селижаровского района в ответ на указанную претензию письмом с исходящим номером Б-717 сообщила ФИО1, что администрацией Селижаровского района принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения, и что на основании этого они считают выдачу градостроительного плана земельного участка нецелесообразной (л.д.51).
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обжаловала отказ в выдаче градостроительного плана в суд в порядке административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Принадлежащий административному истцу ФИО1 на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № по данным ЕГРН относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – ритуальная деятельность (л.д.21-22). Согласно выписки из Правил землепользования и застройки городского поселения – поселок Селижарово Селижаровского района Тверской области, как участок, относящийся к территориальной зоне С1 – зоне размещения кладбищ и крематориев, указанный участок имеет вид разрешенного использования: размещение кладбищ и крематориев (л.д.33).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ администрации Селижаровского района в выдаче градостроительного плана указанного участка затрагивает права и законные интересы ФИО1, которая имеет намерение использовать арендованный ею участок для строительства крематория, в связи с чем может быть оспорен ею в суде в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Администрация Селижаровского района отказала ФИО1 в выдаче плана градостроительного участка 31 декабря 2019 года. С рассматриваемым административным иском ФИО1 обратилась в суд 05.03.2020. При подаче административного искового заявления административным истцом соблюден срок обжалования, установленный ст.219 КАС РФ.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Первоначально, в декабре 2017 года, с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования городского поселения – поселок Селижарово. В связи с передачей полномочий, заявление ФИО1 было направлено в администрацию Селижаровского района Тверской области, и последующие заявления ФИО1 по вопросу выдачи градостроительного плана земельного участка рассматривались администрацией Селижаровского района. Факт передачи администрацией муниципального образования городское поселение – поселок Селижарово администрации Селижаровского района Тверской области указанных полномочий подтверждается материалами дела, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, не устанавливающим каких-либо прав и ограничений, не содержащим сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка регулируется положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Как следует из части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, о красных линиях.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка) в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 названной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ).
Анализ приведенных норм законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. Положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные сведения и документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Градостроительный кодекс РФ не содержит перечня оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
На основании части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Отказ в выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка администрация Селижаровского района Тверской области обосновала отсутствием средств на изготовление топографии, необходимой для разработки градостроительного плана земельного участка в бюджете района на 2019 год, и тем, что администрацией Селижаровского района принято решение о начале процедуры изъятия земельного участка с кадастровым номером № для муниципальных нужд в целях размещения объектов местного значения.
Проверяя законность принятого решения, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение об отказе в выдаче ФИО1 градостроительного плана земельного участка, принадлежащего ей на праве аренды, не основано на законе и подлежит отмене.
Поскольку выдача градостроительного плана является муниципальной услугой, она должна быть оказана в установленные законом сроки (20 дней) без взимания платы всем лицам, имеющим право на её получение.
ФИО1 как правообладатель земельного участка, на котором, в соответствии с условиями его разрешенного использования, может осуществляться строительство объектов капитального строительства, относится к числу лиц, обладающих правом на получение муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
ФИО1 дважды: в декабре 2017 года и 23.08.2019 обращалась с заявлениями о выдаче ей градостроительного плана земельного участка. В предусмотренные законом сроки (20 дней) указанная муниципальная услуга ФИО1 оказана не была.
Указанные административным ответчиком основания в отказе предоставления административному истцу данной муниципальной услуги не предусмотрены нормами действующего законодательства.
До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № на праве аренды принадлежит административному истцу, для муниципальных нужд земельный участок не изъят, ссылка административного истца о намерении начать процедуру такого изъятия несостоятельна, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку на момент принятия оспариваемого решения договор аренды спорного земельного участка с истцом расторгнут не был.
Ссылка административного ответчика на отсутствие в бюджете района средств на изготовление топографии, не основана на законе. С учетом того, что с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка административный истец обратилась в 2018 году, к моменту принятия решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка (декабрь 2019 года) у администрации Селижаровского района была реальная возможность запланировать в бюджете района средства, необходимые для выполнения обязанности по оказанию данной муниципальной услуги.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка не отвечает требованиям законности, принят по надуманным основаниям, с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ, в частности, статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ и подлежит отмене.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с приведенными выше положениями закона выдача градостроительного плана земельного участка относится к компетенции органа местного самоуправления. Градостроительным кодексом РФ установлен порядок выдачи градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, в случае необоснованного принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, суд не вправе принять решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности совершить конкретные действия по вопросу о выдаче градостроительного плана земельного участка, а именно о возложении на административного ответчика обязанности выдать такой план, в связи с чем соответствующие административные исковые требования, заявленные административным истцом ФИО1, удовлетворению не подлежат.
В целях восстановления законных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление от ФИО1 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Селижаровского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Селижаровского района Тверской области от 31.12.2019 № Б-717 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Селижаровского района Тверской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленном порядке заявления ФИО1 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
В удовлетворении административного искового требования о возложении на Администрацию Селижаровского района Тверской области обязанности выдать административному истцу градостроительный план указанного земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области Осташковского межрайонного суда Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Лебедева
1версия для печатиДело № 2а-2-88/2020 ~ М-2-52/2020 (Решения)