ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-96/2022 от 07.04.2022 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

дело №2а-2-96/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Сурское Ульяновской области 07 апреля 2022 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жучковой Ю.П.,

при секретаре Худаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1 об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования (МО) «Сурский район» Ульяновской области (далее Администрация) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов (ОСП) по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Ульяновской области ФИО1 об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, указав, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. от 02.03.2022 г. в связи с неисполнением Администрацией требований по исполнительному листу ФС №037306675 от 23.12.2021 г. в срок, установленный для добровольного исполнения.

Исполнительный лист выдан по решению Карсунского районного суда по делу №2-2- 203/2020 от 08.10.2020, которым на администрацию возложена обязанность организовать на территории с. Ждамирово Сурского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, в срок, не превышающий одного года со дня вступления решения суда в законную силу.Администрация не согласна с указанным постановлением о взыскании исполнительского сбора, считает его незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене, а также в нарушение требований федерального закона постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей от 02.03.2022 г. в отношении администрации МО «Сурский район» не утверждено старшим судебным приставом ОСП по Сурскому району УФССП России по Ульяновской области. Вместе с тем, при вынесении Обжалуемого постановления должностным лицом не учтено, что администрация приняла все зависящие от нее меры в целях исполнения решения суда, а также постановления о возбуждении исполнительного производства. В установленный решением суда срок администрацией приняты все возможные меры для его исполнения.

Так, 18.10.2021 администрацией МО «Сурский район» с ООО «ТЕХСТРОЙ» заключен муниципальный контракт №100 на выполнение работ по ремонту водопроводных сетей в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области на сумму 2 592 840 руб. 81 коп., срок выполнения работ до 01.11.2021. Контракт составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями Сторон, в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В 2021 году ремонт водопроводных сетей в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, 15.12.2021 подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №100 от 18.10.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 2 592 840 руб. 81 коп.

Также составлен акт промывки водопроводной сети, который подтверждает наличие воды в водопроводных сетях в с.Ждамирово Сурского района.

Кроме того, в целях исполнения указанного решения суда администрацией МО «Сурский район» с-ООО «Новые технологии» заключен муниципальный контракт №106 от 08.11.2021 года на выполнение работ по ремонту водопровода в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области, Насосной станции подземного типа на водозаборной скважине на сумму 6 529 182 руб., срок выполнения работ до 10.12.2021. Контракт составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями Сторон, в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В 2021 году ремонт водопровода и насосной станции в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, 20.12.2021 подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №106 от 08.11.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 6 529 182 руб.

Также подготовлен Паспорт эксплуатационной скважины №2261 в с. Ждамирово Сурского района, из которого следует, что в данном населенном пункте имеется техническая возможность для хозяйствено-питьевого водоснабжения жителей. Взяты пробы воды и проведен ее анализ, по результатам которого установлено, что вода в скважине надлежащего качества.

Сумма финансовых средств, направленных на исполнение решения суда является существенной для местного бюджета.

Таким образом, в рамках своих полномочий и имеющихся финансовых средств администрацией приняты все возможные меры к исполнению решения суда.

В период с 14.02.2022 по 02.03.2022 (дата вынесения обжалуемого постановления) судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району в администрации дополнительные сведения об исполнении решения суда не запрашивались.

Полагает, что в рамках своих полномочий и имеющихся финансовых средств Администрацией приняты все возможные меры к исполнению решения суда. Просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 руб. от 02.03.2022 г.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что администрацией приняты меры для исполнения решения суда: 18.10.2021 администрацией МО «Сурский район» с ООО «ТЕХСТРОЙ» заключен муниципальный контракт №100 на выполнение работ по ремонту водопроводных сетей в с. Ждамирово Сурского района Ульяновской области на сумму 2 592 840 руб. 81 коп., срок выполнения работ до 01.11.2021. В 2021 году ремонт водопроводных сетей в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, 15.12.2021 подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №100 от 18.10.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 2 592 840 руб. 81 коп. Также составлен акт промывки водопроводной сети, который подтверждает наличие воды в водопроводных сетях в с.Ждамирово Сурского района. Полагает, что администрацией приняты все возможные меры к исполнению решения суда. Просил отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, а в случае если суд не усмотрит оснований для его отмены –освободить от взыскания исполнительского сбора.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено правомерно. При разговоре с администратором с.Ждамирово ей известно, что воды до настоящего времени в селе нет, идут ремонтные работы. Решение суда не исполнено.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Сурскому району ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, показав о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено на законных основаниях, в связи с непредоставлением ответчиком документов, подтверждающих исполнение решения суда.

Прокурор Сурского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав административного истца, административного ответчика, заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые должностными лицами службы судебных приставов оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, в котором также указывается порядок его обжалования (в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде).

Согласно ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения и с учетом того, что им принимались все меры для надлежащего исполнения.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Из материалов дела следует, что 02.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району УФССП по Ульяновской области на основании исполнительного листа серии ФС №037306675 от 23.12.2021, поступившего на исполнение из Карсунского районного суда Ульяновской области, возбуждено исполнительное производство №2768/22/73034-ИП об обязании администрации МО «Сурский район» организовать на территории с. Ждамирово Сурского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, в срок, не превышающий одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Одновременно должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Должник предупрежден в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

В 2021 году ремонт водопроводных сетей в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, 15.12.2021 подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №100 от 18.10.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 2 592 840 руб. 81 коп.

Составлен акт промывки водопроводной сети, который подтверждает наличие воды в водопроводных сетях в с.Ждамирово Сурского района.

В целях исполнения указанного решения суда администрацией МО «Сурский район» с-ООО «Новые технологии» заключен муниципальный контракт №106 от 08.11.2021 года на выполнение работ по ремонту водопровода в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области, Насосной станции подземного типа на водозаборной скважине на сумму 6 529 182 руб., срок выполнения работ до 10.12.2021. Контракт составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями Сторон, в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В 2021 году ремонт водопровода и насосной станции в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, 20.12.2021 подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №106 от 08.11.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 6 529 182 руб.

Подготовлен Паспорт эксплуатационной скважины №2261 в с. Ждамирово Сурского района, из которого следует, что в данном населенном пункте имеется техническая возможность для хозяйствено-питьевого водоснабжения жителей. Взяты пробы воды и проведен ее анализ, по результатам которого установлено, что вода в скважине надлежащего качества.

02.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сурскому району ФИО1 в рамках исполнительного производства №2768/22/73034-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей, в связи с тем, что исполнительный документ должником МУ Администрация МО «Сурский район» Ульяновской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

В связи с тем, что на момент вынесения оспариваемого постановления административным истцом решение суда не было выполнено в полном объеме, что не оспаривалось самим истцом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

В соответствие с разъяснениями, содержащимися в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 «О применении судам законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено, что по состоянию на 20.12.2021 г. ремонт водопровода и насосной станции в с.Ждамирово Сурского района Ульяновской области завершен, подписан акт выполненных работ по муниципальному контракту №106 от 08.11.2021 года, администрацией оплачены все выполненные работы на сумму 6 529 182 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости работ.

Учитывая поведение должника, принятые им конкретные меры по исполнению решения суда, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015 «О применении судам законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд полагает возможным освободить МО «Сурский район» Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 02.03.2022 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 2768/22/73034- ИП отказать.

Освободить муниципальное образование «Сурский район» Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора, к уплате которого оно обязано в соответствие с постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сурскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1 от 02.03.2022 г. в рамках исполнительного производства № 2768/22/73034- ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.П. Жучкова

Решение в окончательной форме принято 12.04. 2022.