ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2000/2016 от 24.03.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-2000/2016Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2016 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Доржу-оол А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г, Й к начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва Ш, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконным решения об оставлении осужденной к лишению свободы У в следственном изоляторе,

с участием административного истца Г, его представителя Т., представителей административных ответчиков Е, Н, заинтересованного лица У,

у с т а н о в и л :

Административные истцы обратились в суд с административным иском к административному ответчику - начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва Ш о признании незаконным решения об оставлении осужденной к лишению свободы У в следственном изоляторе.

В обоснование административного иска указано что ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты>У осуждена по ч<данные изъяты> УК РФ с применением ст.64 УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на <данные изъяты> год с отбыванием основного наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ данный приговор вступил в законную силу, однако он не исполнен. В связи с чем ими подана жалоба начальнику УФСИН России по Республике Тыва Ш по поводу неисполнения данного приговора. ДД.ММ.ГГГГ на жалобу получен ответ, согласно которому основанием для неисполнения приговора и оставления осужденной У в следственном изоляторе в г. Кызыле послужила лишь ссылка на ст.ст.74, 77 УИК РФ, что не соответствует требованиям ст.77 УИК РФ. Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий. Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. В данном случае эти обстоятельства не учтены. Осужденная согласно приговору является организатором преступной группы и совершила особо тяжкое преступление, при этом вину в предъявленном ей обвинении не признала и в содеянном не раскаивается. Нахождение осужденной У в ФКУ СИЗО-1 г. Кызыла для них и их детей представляет реальную угрозу жизни. Срок назначенного наказания также не учтен при оставлении осужденной в следственном изоляторе, так как срок наказания не должен превышать 5 лет, а У осуждена на <данные изъяты> лет. До вступления приговора в законную силу осужденная У находилась именно в этом следственном изоляторе, где ДД.ММ.ГГГГ беспрепятственно совершила преступление в отношении своих детей. За работу осужденной в следственном изоляторе мало оплачивают, при этом У лишена родительских прав в отношении своих детей, имеет алиментные обязательства, также обязана выплачивать моральный ущерб, причиненный в результате преступления. Тем самым нахождение осужденной У в следственном изоляторе на работе с заработной платой в размере <данные изъяты> руб. ставит под сомнение исполнение алиментных и других обязательств. То есть, данные обстоятельства грубо нарушают конституционные права детей на достойную жизнь в соответствии прожиточным минимумом каждого ребенка. Также осужденная У в период пребывания в ФКУ СИЗО-1 г. Кызыла допустила нарушения порядка отбывания наказания.

Просят признать незаконным решение административного ответчика об оставлении осужденной к лишению свободы У в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и обязать исполнить приговор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении осужденной У

Судом к участию по настоящему делу были привлечены: в качестве соответчиков -Федеральная служба исполнения наказаний России, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, в качестве заинтересованного лица - У.

В судебном заседании административный истец Г и его представитель Т действующий на основании ордера адвоката, иск полностью поддержали по изложенным основаниям.

Административный истец Й просила о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (далее- ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва) Н, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, представив письменное возражение, в котором указано на законность действия руководителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва при решении вопроса об оставлении осужденной У в следственном изоляторе. Кроме того, указала на пропуск истцами срока обращения в суд.

Представитель административных ответчиков: начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва Ш, Федеральной службы исполнения наказаний России – Е, действующая на основании доверенностей, также иск не признала, поддержав доводы представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва; представлено письменное возражение.

Заинтересованное лицо У также просила отказать в удовлетворении заявления, в письменном возражении указала о несостоятельности доводов истцов и о законности ее оставления для отбывания наказания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, У признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч<данные изъяты> УК РФ, и ей назначено наказание с применением ст.64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> лет с ограничением свободы сроком на <данные изъяты> год с отбыванием основного наказания в исправительной колонии общего режима.

В соответствии со ст.77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее -УИК РФ) в исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч.1); Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме (ч.2).

Из данной нормы следует, что оставление в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию является исключительным случаем, и такое исключение допустимо только при совокупности следующих обстоятельств: лицо осуждено к лишению свободы; ранее не отбывало лишение свободы; отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима; имеется письменное согласие данного лица на оставление его в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. При этом решение об оставлении осужденного для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию принимает начальник следственного изолятора или тюрьмы.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГУ обратилась к и.о. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва К, в котором просила дать ей возможность отбыть оставшуюся часть наказания, то есть 3 года, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва.

Приказом врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва К от ДД.ММ.ГГГГ «Об оставлении осужденных к лишению свободы и привлечении к труду» постановлено оставить У, с ее согласия, для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и привлечь ее к труду согласно штатному расписанию обслуживающего персонала в должности подсобной рабочей с окладом <данные изъяты> рублей.

В материалы дела представлена выписка из приказа начальника УФСИН России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника», которым возложено временное исполнение обязанностей по должности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва. Данным приказом подтверждены полномочия должностного лица К, исполнявшего обязанности начальника следственного изолятора на момент издания оспариваемого решения.

На заявление Г и Й о направлении осужденной У в исправительную колонию общего режима в ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальник Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва Бельмач В.Д. сообщил заявителям, что осужденная У в установленном порядке обратилась с заявлением об оставлении ее в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, которое было удовлетворено. В соответствии с ч.1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных данной категории.

Таким образом, установлено, что при принятии решения об оставлении осужденной У в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва вышеприведенные требования закона полностью соблюдены: У осуждена к лишению свободы, ей назначено наказание в исправительной колонии общего режима, имеется ее письменное заявление на оставление в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. При этом решение принято уполномоченным должностным лицом.

Нельзя признать состоятельными доводы административного иска о неисполнении приговора суда в отношении У, а также о том, что нахождение У в СИЗО, взявшем на себя функции исправительного учреждения, не принесет положительные результаты, при этом работы в СИЗО мало оплачиваемы и не престижны.

Так, согласно ст. 74 УИК исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В соответствии с ч.1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размеры должностных окладов установлены Приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624 (ред. от 05.03.2015) «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», при этом вид исправительного учреждения не влияет на заработную плату осужденного.

Как видно из исполнительных листов, в отношении осужденной У имеется 3 исполнительных производства: о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, о взыскании морального вреда <данные изъяты> рублей, о взыскании государственной пошлины <данные изъяты> рублей, и последнее исполнительное производство окончено в январе 2016 года, а два других исполняются, о чем свидетельствуют отметки об исполнении.

Таким образом, поскольку установлено, что решение об оставлении осужденной к лишению свободы У в следственном изоляторе принято должностным лицом в пределах представленных ему полномочий и с соблюдением установленных законом условий, при этом никаких нарушений прав истцов данным решением не допущено, так как приговор в отношении У исполняется в установленном законом порядке, а лишь предполагаемое истцами возможное получение У большего заработка при отбывании ею наказания в колонии общего режима и предположение о не достижении положительных результатов в функции исправления осужденной - нельзя счесть доказательством нарушения их прав, поэтому административный иск не обоснован.

Кроме того, административными истцами пропущен срок оспаривания решения от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении У в СИЗО, срок оспаривания которого истек ДД.ММ.ГГГГ, а первоначальное обращение истцов в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более 5 месяцев после истечения срока, установленного законом для оспаривания решения. Хотя истцы обращались с заявлением об обжаловании данного решения к вышестоящему должностному лицу – начальнику УФСИН России по Республике Тыва Ш., однако это не препятствовало их обращению в суд, при этом они пользовались помощью адвоката, поэтому имели возможность получить квалифицированную юридическую помощь.

При данных обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Г, Й к начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва Ш, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконным решения об оставлении осужденной к лишению свободы У в следственном изоляторе отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2016 года.

Судья Л.Т. Сватикова