ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2000/2023 от 22.11.2023 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0004-01-2023-002474-92

дело № 2а-2000/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2023 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Паршиной О.А.,

при секретаре Моргуновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубовицкой И. В. к администрации Тамбовского района Тамбовской области, заместителю главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Тимофеевой Т.Н. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Дубовицкая И.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, заместителю главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Тимофеевой Т.Н. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

В обосновании требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>

В целях заключения соглашения о перераспределении земель письмом от ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. К заявлению были приложены все необходимые документы

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тамбовского района было отказано в заключение указанного соглашения. Отказ мотивирован тем, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы СНТ «Юбилейный» и границы СНТ «Зенит» ( находящийся в смежных границах с СНТ «Юбилейный») не установлены, что не позволяет однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка на землях неразграниченной собственности.

Дубовицкая И.В. обратилась в Тамбовский районный суд Тамбовской области с исковым заявлением о признании незаконным указанного ответа. Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу требования Дубовицкой удовлетворены частично, признан незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 751 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> образуемого перераспределением земельного участка с кадастровым номером .

Выполняя решение суда Дубовицкая И.В. в целях заключения соглашения о перераспределении земель письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тамбовского района Тамбовской области повторно отказала в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.

Свой отказ администрация мотивировала теми же доводами. Указав, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы СНТ «Юбилейный», а также границы СНТ «Зенит» не установлены, что не позволяет однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка на землях неразграниченной собственности.

Также администрация указала, что согласно пп.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи. Схема расположения не соответствует требованиям установленным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 г. № П/0148.

Полагает, что данный отказ является незаконным в виду следующего.

Так Дубовицкая И.В. является собственником земельного участка с КН68:20:3814022:372, следовательно к перераспределению земель муниципального образования и указанного земельного участка подлежат применению нормы главы V.4 Земельного кодекса.

Доводы Администрации о том, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы СНТ «Юбилейный», а также границы СНТ «Зенит» не установлены, противоречат требованиям п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа.

Полагает, что с учетом подготовленной по ее заказу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрация была обязана утвердить схему расположения земельного участка и обязана заключить с ней соглашение о перераспределении земель.

Указывает, что в результате заключения соглашения о перераспределении земель рассчитывает на увеличение площади своего земельного участка с 495 кв.м. до 751 кв.м., с одновременным изменением конфигурации границ земельного участка за счет приращения к земельному участку смежной территории муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечено должностное лицо – заместитель главы администрации Тамбовского района Тамбовской области Тимофеева Т.Н..

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Щемеров И.А., в соответствии с положениями ст. 46 КАС РФ отказался от административных исковых требований в части требований о признании незаконным администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец Дубовицкая И.В. не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Щемеров И.А. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что из заключения кадастрового инженера усматривается ссылка на схемы СНТ Зенит и СНТ Юбилейный. В настоящее время часть участков СНТ Зенит и СНТ Юбилейный поставлены на кадастровый учет в системе координат МСК68, в результате наложения двух схем на карту кадастровым инженером было установлено, что между двумя СНТ имеются муниципальные земли.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Лосев А.В. выразил несогласие с административным иском, пояснив, что границы СНТ «Юбилейное» и СНТ « Зенит» не установлены, что не позволяет определить местоположение испрашиваемого земельного участка на землях неразграниченной собственности. Схема расположения земельного участка составлена не точно. При этом было выявлено несоответствие данной схемы требованиям, установленным п.12 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 4 приложения Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ При составлении схемы не учитывалась землеустроительная документация. Полагает, что административный истец пытается увеличить своей земельный участок за счет земель СНТ, а не за счет земель неразграниченной собственности, которых нет.

Административный ответчик - заместитель главы администрации Тамбовского района Тимофеева Т.Н. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Заинтересованные лица СНТ «Зенит» и СНТ «Юбилейный» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом

Специалист – кадастровый инженер Хорошилов Ю.А. в судебном заседании пояснил, что по обращению Дубовицкой И.В. была изготовлена схема расположения земельного участка. При проведении кадастровых работ в Росреестре был заказан картогрофический материал СНТ «Юбилейный» и СНТ «Зенит». В ходе визуального осмотра земельного участка Дубовицкой было установлено, что он граничит с землями неразграниченой гос. собственности, поскольку между СНТ находится лесополоса. По материалам, представленным из Росреестра установлено, что границы земель СНТ проходят строго по границам земельных участков, предоставленных гражданам для ведения садоводства. В проекте перераспределения земель от 1994 г. указана общая территория, которая была выделана для ведения садоводства. При сопоставлении схем установлено, что их границы разделены лесополосой, то есть земельными участками неразграниченной собственности, поскольку эта лесополоса не входила в земли СНТ. При этом путем трансформирования, масштабирования и привязки участков, которые находились в местной системе координат, были определены границы СНТ «Юбилейный» и СНТ «Зенит». Сведения, указанные в плане СНТ «Зенит», не содержат данных о наличии смежных земельных участков. Были взяты крайние точки координат от участков границы которых установлены в МСК 68 от каждого СНТ, на основании чего было установлено, что границы двух СНТ не совпадают, из пояснений председателей СНТ следует, что земельные участки двух СНТ смежными не являются.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста представитель Управления Росреестра по Тамбовской области Ракитина Е.В. пояснила, что по данным Росрестра из представленной схем СНТ следует, что смежными участками СНТ «Юбилейный» является участки принадлежащие Мехколонне 95, которые были переданы СНТ «Зенит». При этом из схемы СНТ Зенит нельзя сделать однозначного вывода, что земли СНТ Зенит граничат с землями СНТ Юбилейный.

При распределение земельного участка, собственник земельного участка готовит схему, которую утверждает администрация, после чего изготавливается межевой план, который потом поступает в Управление Росреестра. Представленный пакет документов проверяется на отсутствие оснований для приостановления, предусмотренные ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, при этом учитываются все указания кадастрового инженера, которые прописываются кадастровым инженером и подтверждаются данными установленными администрацией район при утверждении схемы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Заявитель оспаривает ответ административного ответчика, принятый ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд соблюден.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч.ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно части 18 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ, указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

Таким образом, по смыслу указанных положений закона утверждение схемы расположения земельного участка относится к процедуре образования земельного участка как объекта вещного права, является одним из этапов приобретения вещного права на земельный участок и предполагает возникновение вещного права у инициатора обращения на образуемый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, согласно пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, допускается в случаях: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ) и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусматривает платное увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 39.29 Земельного кодекса определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В силу подпункта 2 пункта 3 указанной статьи схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, представляется в уполномоченный орган для утверждения непосредственно с заявлением о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании установлено, что Дубовицкой И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с КН , расположенный по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГДубовицкая И.В. обратилась в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением в порядке ст. 39.29 ЗК РФ о перераспределении земельных участков находящегося в её собственности с КН и находящегося в собственности Администрации Тамбовского района Тамбовской области, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключением кадастрового инженера.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тамбовского района отказала Дубовицкой И.В. в заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером со ссылкой, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям установленным Приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», в связи с чем, имеются основания для отказа в утверждение схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Решением Тамбовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и на администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, утверждении схемы расположения земельного участка площадью 751 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тамбовского района Тамбовской области повторно отказала в утверждении схемы земельного участка на кадастровом пане территории.

Свой отказ администрация мотивировала теми, что по сведениям государственного кадастра недвижимости границы СНТ «Юбилейный», а также границы СНТ «Зенит» не установлены, что не позволяет однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка на землях неразграниченной собственности. Согласно пп.1 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи. Схема расположения не соответствует требованиям установленным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 г. № П/0148.

Суд полагает, что позиция административного ответчика не основана на законе, исходя при этом из нижеследующего.

Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Рассмотрение вопроса о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Названный Федеральный закон также устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №2670 от 18.12.2015 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Административный регламент).

Пункт 2.3 Административного регламента содержит положения о результатах предоставления муниципальной услуги. Результатом первого этапа предоставления муниципальной услуги является:

-принятие Администрацией постановления об утверждении схемы расположения земельного участка;

-согласие Администрации на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

-отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Результатом второго этапа предоставления услуги является:

-соглашение о перераспределении земельных участков;

-отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель предоставляет самостоятельно.

В пункте 2.9 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги на первом и втором этапах.

Согласно п.п.11 п. 2.9.1. Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

Согласно подп. 11,12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В оспариваемом отказе администрация района указывает, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям Приказа №П/0148. Однако, основания отказа не мотивированы административным ответчиком, из оспариваемого отказа не ясно, каким именно требованиям Приказа № П/0148 от 19.04.2022 г. не соответствует схема расположения земельного участка, то есть отсутствует ссылка на конкретную норму закона.

Следовательно, отказ, принятый по результатам рассмотрения заявления Дубовицкой И.В. не отвечает требованиям пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ссылки на несоответствие Приказу № П/0148 от 19.04.2022 г. без указания конкретного основания (пункта), перечисленного в названном Приказе, свидетельствует об его необоснованности.

При этом оспариваемы отказ не содержит указаний на все основания для отказа в заключении соглашения на образуемый земельный участок, вытекающие из положений пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и объективно препятствующие эффективному и рациональному использованию образуемого земельного участка.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тамбовского района ссылается на то, что границы СНТ «Юбилейный» и СНТ «Зенит» не установлены, что не позволяет однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка на землях неразграниченной собственности.

Однако, согласно п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах.

Из представленного в материалы дела заключения кадастрового инженера и пояснений представителя Росреестра и кадастрового инженера данных в судебном заседании следует, что путем трансформирования, масштабирования и привязки участков, которые находились в местной системе координат, были определены границы СНТ «Юбилейный» и СНТ «Зенит». Сведения, указанные в плане СНТ «Зенит», не содержат данных о наличии смежных земельных участков СНТ Юбилейный. Между СНТ существуют земли неразграниченной государственной собственности.

Таким образом, условием перераспределения земельных участков является одновременно наличие оснований для перераспределения, предусмотренных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ и отсутствием указанных в пунктах 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков. Соответствующая позиция Верховного Суда Российской Федерации в толковании и применении указанных норм земельного законодательства отражена в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).

Решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа ( пункта 10 статьи 39.29 ЗК РФ).

Доказательств подтверждающих, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах СНТ « Зенит», административным ответчиком, в нарушении ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено.

Административным ответчиком не было подтверждено наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в перераспределении земельных участков.

При этом суд признает несостоятельным довод представителя административного ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области о том, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок относится к землям СНТ и не относится к землям неразграниченной собственности. Данные обстоятельства не были исследованы административным ответчиком при повторном рассмотрении заявления Дубовицкой И.В.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ администрации района не соответствует требованиям п.10 ст. 39.29 ЗК РФ ввиду его необоснованности.

Вместе с тем суд считает, что при удовлетворении требований о признании отказа администрации Тамбовского района Тамбовской области незаконным, у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности об утверждении схемы расположения земельного участка и направления согласия на заключение соглашения о перераспределения земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на администрацию Тамбовского района Тамбовской области обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, считает необходимым возложить на администрацию Тамбовского района Тамбовской области обязанность по повторному рассмотрению заявления административного истца и при отсутствии иных оснований к отказу согласовать схему расположения земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Восстановление права Дубовицкой И.В. в данном случае достигается путем признания оспариваемого отказа незаконным и признания за ней оспариваемого права в соответствии с установленным порядком и процедурой.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Тамбовского района Тамбовской области обязанности рассмотреть в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном административным регламентом администрации Тамбовского района Тамбовской области по предоставлению муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области №2670 от 18.12.2015 года, заявление Дубовицкой И.В. о перераспределении земельного участка с учетом прилагаемой схемы расположения земельного участка, предоставленной Дубовицкой И.В. и установленных судом обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

Обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области повторно рассмотреть заявление Дубовицкой И.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 751 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, принять по результатам рассмотрения решение в соответствии с требованиям закона.

В части административного иска о возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории– отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 декабря 2023 года

Судья О.А. Паршина