ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2001/17 от 13.12.2017 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 13декабря 2017 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего - КузинойН.Н.

при секретаре - ЗотовойЛ.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2001/17 по административному исковому заявлению Хабибуллина И.Р. к начальнику отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара Денисовой О.В., главному специалисту отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара Букреевой Е.Н., отделу опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара об оспаривании бездействия сотрудников отдела опеки и попечительства Куйбышевского района г.о.Самара,

у с т а н о в и л :

ХабибуллинИ.Р. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие отдела опеки и попечительства Куйбышевского района г.Самара по исполнению соглашения №12-03/14-08/1144 от 04.04.2017г. о порядке общения с малолетней ФИО1 и обязании РумянцевуЛ.А. не чинить препятствий к общению с ребенком и установлению порядка общения с ребенком ХабибуллинымИ.Р., обязании отдела опеки и попечительства Куйбышевского района г.Самара оказать содействие в исполнении соглашения №12-03/14-08/1144 от 04.04.2017г., а именно обеспечить присутствие сотрудника отдела опеки и попечительства Куйбышевского района г.Самара по адресу: <адрес>, в момент передачи несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ХабибуллинуИ.Р.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве административных соответчиков были привлечены Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, начальник отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара ДенисоваО.В., главный специалист отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара БукрееваЕ.Н., в качестве заинтересованного лица – РумянцеваЛ.А.

В судебном заседании административный истец ХабибуллинИ.Р. и его представитель МышенцевВ.Е., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержали и показали, что 04.04.2017г. между административным истцом и административным ответчиком было заключено соглашение о порядке общения с несовершеннолетней дочерью ФИО1 Данное соглашение было предложено сотрудниками отдела опеки и попечительства Куйбышевского района в качестве меры по содействию общению ХабибуллинаИ.Р. с дочерью и гарантированно это общение. Не смотря на наличие соглашения, РумянцеваЛ.А. постоянного его нарушает, ребенка отцу не дает. При заключении соглашения сотрудниками отдела опеки и попечительства Куйбышевского района было обещано содействие по исполнению указанного соглашения, а в случае уклонения РумянцевойЛ.А. от его исполнения – принятие к ней мер. Однако достигнутые договоренности ими нарушены, содействие не оказывается, напротив сотрудники отдела опеки дают административному ответчику советы о том, как не давать ребенка административному истцу для общения. Таким образом, сотрудники отдела опеки и попечительства Куйбышевского района бездействуют и чинят препятствия к общению отца с ребенком. Просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик начальник отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара ДенисоваО.В. - представитель административного ответчика Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку факт бездействия и нарушения законных прав и интересов административного истца сотрудниками отдела опеки и попечительства Куйбышевского района не подтвержден материалами дела.

В судебном заседании административный ответчик главный специалист отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара БукрееваЕ.Н. административные исковые требования не признала и показала, что с родителями ФИО1 проводилась работа психолога и было достигнуто соглашение по вопросу порядка участия обоих родителей в воспитании дочери и определен порядок общения с ней по обоюдной договоренности родителей. Данное соглашение заключается только при желании обоих родителей как урегулирование вопроса в досудебном порядке. Если соглашение нарушается одной из сторон, то всегда остается возможность любому из родителей обратиться в суд для установления порядка общения с ребенком. На отдел опеки и попечительства не возложена обязанность обеспечивать исполнение такого добровольного соглашения. Их деятельность связана только с помощью в урегулировании конфликта между родителями в досудебном порядке и в результате консультаций в отделе опеки и попечительства может быть заключено соглашение между родителями на добровольной основе.

Заинтересованное лицо РумянцеваЛ.А. в судебном заседании пояснила, что соглашение между ней и административным истцом заключалось по ее инициативе на добровольной основе и исполнялось в полном объеме. Однако, после того как в августе 2017г. ХабибуллинИ.Р. взяв ребенка к себе назад вовремя ее не вернул, на звонки не отвечал и ей пришлось с сотрудниками полиции забирать дочь обратно, она исполнение соглашения прекратила, опасаясь за безопасность ребенка, а также того, что ХабибуллинИ.Р. может ее не вернуть. После этого она предлагала административному истцу обратиться в суд для установления порядка общения с ребенком, но он отказывался. Сотрудники отдела опеки и попечительства никаких обязательств на себя не брали и никаких обещаний не давали, соглашение заключалось добровольно между ними как родителями. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность доказать соответствие оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Из положений ст.10 Закона Самарской области от 02.04.1998 г. № 2-ГД "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области", следует, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом органы опеки и попечительства в соответствии со своей компетенцией для осуществления своей деятельности наделяются следующими полномочиями:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также защита их прав и интересов до решения вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

- установление опеки или попечительства;

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";

- заключение с приемными родителями договора о приемной семье;

- принятие решения о помещении детей в специальное учебно-воспитательное учреждение, медицинскую организацию, организацию социального обслуживания, приемную семью и осуществление контроля за условиями содержания, воспитания, образования детей, помещенных в названные учреждения, организации или приемные семьи;

- принятие мер к защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

- решение вопросов присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

- рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;

- дача согласия на отчисление несовершеннолетнего обучающегося из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

реализация иных полномочий по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п.3.5.7 Положения об отделе опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, отдел в соответствии с возложенными на него задачами наделяется полномочием по обращению родителей (одного из них) разрешать разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей.

Согласно ч.1 ст.66 СКРФ, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

В соответствии с ч.2 ст.66 СКРФ, родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

Судом установлено, что 04.04.2017г. между родителями малолетней ФИО1, <дата>.р., РумянцевойЛ.А. и ХабибуллинымИ.Р. было заключено соглашение, которым была достигнута договоренность о порядке общения ХабибуллинаИ.Р. с дочерью, которое было подписано сторонами и начальником отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара ДенисовойО.В.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что отдел опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара обязан оказывать содействие по исполнению указанного соглашения, в связи с уклонением РумянцевойЛ.А. о его исполнения, однако им указанная обязанность не исполняется.

В действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие принудительное исполнение соглашения о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в том числе органами опеки и попечительства.

Согласно своей правовой природе соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, при нежелании одного из родителей выполнять его, не подлежит принудительному исполнению в натуре, а может быть заменено решением суда, которым будет определен порядок общения с ребенком, подлежащий принудительному исполнению в рамках исполнения решения суда.

В этой связи соглашение о порядке общения с ребенком рассчитано только на его добровольное исполнение сторонами, а возникновение спора влечет право на замену такого соглашения решением суда.

На основании вышеизложенного, учитывая, что отдел опеки и попечительства Куйбышевского района г.о.Самара осуществлял в рамках своих полномочий только помощь в заключении соглашения между родителями несовершеннолетней и не несет обязательств по его исполнению, поскольку оно подлежит добровольному исполнению сторонами соглашения, то есть родителями ребенка, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Хабибуллина И.Р. к начальнику отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара Денисовой О.В., главному специалисту отдела опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара Букреевой Е.Н., отделу опеки и попечительства Куйбышевского района Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара об оспаривании бездействия сотрудников отдела опеки и попечительства Куйбышевского района г.о.Самара – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.12.2017г.

Судья Н.Н. Кузина