ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2001/2021 от 14.07.2021 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2001/2021

УИД 26RS0035-01-2021-002863-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 14 июля 2021 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Миронюк В.В.,

при секретаре Нировой К.А.,

с участием:

прокурора, помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Анисимовой С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Михайловскому территориальному отделу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) к Михайловскому территориальному отделу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края» (далее - Решение ). Решением Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее - Устав). В соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 8, пунктом 42 части 1 статьи 36 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции. Статьей 35 Устава определено, что полномочия и порядок деятельности органов администрации муниципального округа определяются положениями об этих органах, утверждаемыми для юридических лиц решениями Думы муниципального округа, для органов администрации муниципального округа. Согласно пункту 32 Решения определено, что к полномочиям отдела относится участие в осуществлении мер по противодействию коррупции. Проверкой установлено, что Михайловским территориальным отделом администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в нарушение требований федерального законодательства работа по предупреждению и противодействию коррупции не проводилась, правовые акты не разрабатывались, ответственные должностные лица в указанной сфере не назначались, что явилось нарушением норм законодательства. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ начальнику Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Из полученного прокуратурой района 19.02.2021 года ответа на представление следует, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение, в целях устранения принят комплекс мер к устранению выявленных нарушений, однако установлено, что принятые меры по профилактике коррупционных проявлений недостаточны, до настоящего момента не назначено ответственное должностное лицо, не предпринят полный комплекс мер направленный на разработку и утверждение нормативных актов в указанной сфере.

На основании изложенного просит суд обязать Михайловский территориальный отдел администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в двух месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять Положение «Кодекс этики и служебного поведения муниципального служащего, меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Представитель административного ответчика Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, сведений о своей неявки суду не представил.

Прокурор, помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Анисимова С.О. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административного иска.

Согласно положениям ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также определены государственные гарантии его осуществления.

Согласно п. 42 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения муниципального округа, в том числе, по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах муниципального округа.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (пп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 273-ФЗ, Указом Президента РФ от 13.04.2010г. утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом 6 указанного нормативного правового акта для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются, в том числе и задачи организации исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Решением Думы Шпаковского муниципального округа Ставропольского края первого созыва от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.

В соответствии с п. 43 ч. 1 ст. 8, п. 42 ч. 1 ст. 36 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции.

Статьей 35 Устава определено, что полномочия и порядок деятельности органов администрации муниципального округа определяются положениями об этих органах, утверждаемыми для юридических лиц - решениями Думы муниципального округа, для органов администрации муниципального округа.

Согласно п. 32 Решения определено, что к полномочиям отдела относится участие в осуществлении мер по противодействию коррупции.

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен ст. 13.3, которая устанавливает обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Более того, во исполнение пп. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Прокуратурой района проведена проверка, которой установлено, что Михайловским территориальным отделом администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в нарушение требований федерального законодательства работа по предупреждению и противодействию коррупции не проводилась, правовые акты не разрабатывались, ответственные должностные лица в указанной сфере не назначались, что явилось нарушением норм законодательства.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района начальнику Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Начальником Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, согласно которому указано, что нарушения законодательства нашли свое объективное подтверждение, в целях устранения нарушений закона приняты меры: начальником Михайловского территориального отдела администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края издано распоряжение от 28.01.2021 г. № 33-Р «Об утверждении положения и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Михайловском территориальном отделе администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края и урегулированию конфликта интересов».

Однако, принятые меры по профилактике коррупционных проявлений недостаточны, до настоящего момента не назначено ответственное должностное лицо, не предпринят полный комплекс мер направленный на разработку и утверждение нормативных актов в указанной сфере.

Данный факт сторонами не оспаривается.

В соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Таким образом, меры по устранению допущенных нарушений законодательства по предупреждению коррупции, со стороны административного ответчика не приняты, в связи с чем, требования прокурора Шпаковского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Михайловскому территориальному отделу администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции, удовлетворить.

Обязать Михайловский территориальный отдел администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в двух месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять Положение «Кодекс этики и служебного поведения муниципального служащего», меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий судья В.В. Миронюк

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2021 года.