ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2002/20 от 27.11.2020 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2002/2020

УИД 26RS0023-01-2020-005299-51

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

27 ноября 2020 года г. Минеральные Воды

Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Казанчев И.Т., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,

У С Т А Н О В И Л:

В суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Ставропольскому краю к ФИО1
о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени, в обоснование которого указано следующее.

Административный ответчик является (являлся) собственником следующих объектов недвижимого имущества:

- летняя кухня, расположенная по адресу: 357243, .............., кадастровый .............., площадь 200 кв.м., дата регистрации права .............., дата утраты права ..............;

- жилой дом, расположенный по адресу: 357243, .............., кадастровый .............., площадь 107,90 кв.м., дата регистрации права ...............

Инспекцией ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016-2017 годы, о чем в его адрес направлено налоговое уведомление от ............................

В связи с тем, что суммы налога своевременно не уплачены, инспекцией начислена пеня и направлено требование об уплате недоимки по налогам и пени ...............

.............. инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен .............. и .............. отменен по заявлению административного ответчика.

.............. инспекция обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением и требованием о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016-2017 годы
в размере 15 515 рублей 67 копеек и пени в сумме 20 рублей 04 копеек.

Представитель административного истца также предоставил в материалы дела ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа.

Статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определены случаи, когда административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях.

В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка (ч. 2 ст. 292 КАС РФ).

В соответствии с ч. 5.1 ст. 292 КАС РФ, в определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения.
В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Изучив доводы административного искового заявления и исследовав приложенные к нему документы, с учетом того, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает
20 000 рублей, то определением суда от .............. административное исковое заявление было принято к производству с назначением его к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, участникам судебного разбирательства и их представителям разъяснено право в срок до .............. представить в суд и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований; в срок до .............. представить в суд и направить друг другу дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В установленный судом срок письменные возражения относительно предъявленных требований в суд не поступили.

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи (ч. 6 ст. 292 КАС РФ).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 КАС РФ).

Согласно положениям, ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены НК РФ.

Согласно ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с Законом РФ от ............................ «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по .............., ФИО1 является (являлся) собственником следующих объектов недвижимого имущества:

- летняя кухня, расположенная по адресу: 357243, .............., кадастровый .............., площадь 200 кв.м., дата регистрации права .............., дата утраты права ..............;

- жилой дом, расположенный по адресу: 357243, .............., кадастровый .............., площадь 107,90 кв.м., дата регистрации права ...............

На основании п. 2 ст. 5 Закона РФ от ............................ «О налогах на имущество физических лиц», налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

При этом налоговым органом предоставлено право на направление физическим лицам, плательщикам имущественных налогов, налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления
(п. 2 ст. 52 НК РФ).

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

По правилам п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом приведенных норм права, ФИО1 направлено налоговое уведомление от ............................, в соответствии с которым в отношении приведенного выше недвижимого имущество исчислен налог на имущество физических лиц за 2016-2017 годы в сумме 15 548 рублей со сроком уплаты до ...............

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В установленный срок налогоплательщик не произвел оплату транспортного налога, в связи с чем инспекцией начислена пеня.

Статьей 70 НК РФ закреплен срок направления требования об уплате налога и сбора. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В данной связи, в адрес административного ответчика направлено требование
.............., в соответствии с которым за административным ответчиком по состоянию на .............. числится недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере
15 515 рублей 67 копеек и пени в сумме 20 рублей 04 копеек.

Срок исполнения требования установлен до ...............

Административный ответчик оплату налога не производил.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Поскольку в требовании .............. установлен срок до .............., то налоговый орган должен был обратиться в суд в приказном порядке с заявлением о взыскании указанной недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного (с ..............), то есть до ...............

Вместе с тем, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с
административного ответчика недоимки по налогам и пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка ............................ и .............. лишь .............. (согласно дата-штампу на конверте),
то есть, с пропуском установленного законом срока.

Пропущенный по уважительной причине срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен судом.

На основании определения мирового судьи судебного участка ............................ и .............. от .............. выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени
..............а-149-22-277/2020.

В условиях, когда налоговым органом пропущен срок на обращение в суд
для получения судебного приказа, но мировым судьей указанное обстоятельство не выяснено, сам факт выдачи судебного приказа не может свидетельствовать о том,
что такой срок не пропущен.

Тем более, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае не может свидетельствовать о восстановлении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, поскольку правовая природа судебного приказа не предполагает возможности восстановления срока, что прямо следует из позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в разъяснениях, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.

Из приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации
не следует, что в случаях, когда мировым судьей при выдаче судебного приказа не был проверен вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, для получения судебного приказа, данный вопрос не может быть предметом проверки районного суда после отмены судебного приказа при рассмотрении соответствующего административного искового заявления.

Более того, на обязанность районного суда проверить обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, в условиях, когда такой судебный приказ выдавался, указывается в многочисленной судебной практике, в том числе, суда кассационной инстанции (Определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ............................а-673/2019; от ............................а-813/2020; ............................А-1169/2020).

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Тот факт, что налоговый орган пропустил установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени, подтверждается материалами дела, не оспаривается и признается административным истцом.

В данной связи, от представителя административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа указано, что в соответствии с Распоряжением ФНС России от ............................ @ «Об утверждении регламента внедрения функционального блока .............. АИС «Налог-3» с .............. были приостановлены мероприятия по взысканию задолженности физических лиц, а также мероприятия по урегулированию задолженности путем проведения зачетов (возвратов) по имущественным налогам физических лиц. Кроме того, в связи с выявлением проблем программного обеспечения при конвертации из транспортных контейнеров в АИС «Налог-3» в части операций списания по приказу ФНС России от .............. № ЯК -7-8/393@, а также при формировании документов по ст. 48 НК РФ Управление модернизации налоговых органов сообщает об установлении ограничений на работу подсистемы «Урегулирование задолженности» на период до их устранения (письмо ..............@ от ..............).

Вместе с тем, из рассматриваемого письменного ходатайства, содержащего сведения о причинах, по которым налоговый орган в целом не мог надлежащим образом исполнять свои обязанности в период времени 2015-2016 годы, не представляется возможным установить причины, по которым налоговый орган не смог обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика рассматриваемой в настоящем деле недоимки по налогу в период с .............. до ............... При этом, доводы административного истца о большом количестве налогоплательщиков, в отношении которых Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы .............. по .............. является администратором имущественных налогов, также не могут свидетельствовать об уважительности причин,
по которым был пропущен срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа.

При изложенных обстоятельствах, не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного ответчика о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу и пени.

Отсутствие со стороны административного истца доказательств соблюдения установленных НК РФ порядка и сроков взыскания налога и пени позволяют прийти к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание такой недоимки. В данной связи в удовлетворении требования о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016-2017 годы в размере 15 515 рублей 67 копеек и пени в сумме 20 рублей 04 копеек, надлежит отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 291-292 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество, отказать в полном объеме.

Отказать во взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016-2017 годы
в размере 15 515 рублей 67 копеек и пени в сумме 20 рублей 04 копеек.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в ..............вой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей жалобы через Минераловодский городской суд ...............

Судья И.Т. Казанчев