УИД 34RS0005-01-2020-003808-40
Дело № 2а-2003/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе председательствующего судьи Рогозиной В.А.,
при секретаре судебного заседания Мухамеджановой Г.А.,
с участием прокурора ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 о признании незаконным действий, бездействий председателя участковой избирательной комиссии в период проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на избирательном участке № <адрес>, обязании устранить нарушение права,
У С Т А Н О В И Л:
В Краснооктябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 обратился ФИО2, который указал, что при проведении «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», ФИО2 являлся членом комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, расположенной по адресу: Волгоград, <адрес>. В составе комиссии работали всего 10 человек из 12 зарегистрированных. При подсчете бюллетеней все 9 членов УИК № с правом решающего голоса не пожелали вести подсчет бюллетеней согласно порядку, прописанному плакате подготовленным ЦИК РФ и Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. При подсчете бюллетеней его лишили права знакомиться с документами (списками участников голосования) и пересчитывать бюллетени в связи с обнаружением в списках признаков фальсификации. Выявив многочисленные нарушения и фальсификации итогового протокола истец не стал подписывать протокол, а написал на имя ответчика жалобу, в которой, наряду с указанием выявленных в ходе подсчета голосов нарушениями, просил также ознакомить его с фондом заработной платы для членом комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №. Вместе с тем, это право истцу не предоставлено. Ответчик без пересчета бюллетеней в конвертах объявила, что в 6 конвертах согласно актов 1698 бюллетеней, а в стационарных ящиках 415 бюллетеней. Всего бюллетеней на столе 2113 штук (в протоколе указано 2114 шт.) В протоколе число участников голосования - 2784 чел. Считает, что результаты подсчета голосов произведены математически не верно. Члены УИК № не стали выполнять действия, отображенные в плакате и в п. 11. Подсчет голосов в участковой комиссии «Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, отказались выполнять пункт 14, и поэтому истец самолично рассортировывал все бюллетени по 3 стопкам: ДА, НЕТ, НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО - перекладывая по одному бюллетеню в стопку. После указанной рассортировки ему разрешили посчитать лишь стопку НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ - их было 16 штук. К подсчетам стопок ДА, НЕТ, ФИО1 9 членов УИК не допустили. Истец настаивал на повторном пересчете бюллетеней, но «послушное большинство» не разрешило пересчитать бюллетени. Сразу же было объявлено, что протокол готов и надо его подписывать. С результатами подсчета голосов административный истец не согласен. Подсчет голосов избирателей осуществлялся не открыто и не гласно. Никем и ничего не оглашалось и последовательно не заносилось в увеличенную форму протокола. Председатель участковой избирательной комиссии №ФИО3 последовательно итоги всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей в увеличенную форму протокола согласно норм закона не вносила. Считает, что председатель участковой избирательной комиссии №ФИО3 нарушила установленный законом порядок подсчета голосов и установленный законом порядок обработки итогов голосования, определения результатов общероссийского голосования. Считает, что действующее законодательство предоставляет члену УИК с правом решающего голоса право знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями) (в том числе с финансовыми документами УИК), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях.
Председатель УИК №ФИО3 лишила истца права ознакомиться с финансовыми документами по фонду оплаты членов комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №, лишила права знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей,), непосредственно связанными с выборами, лишила права удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности подсчета вариантов ответа на вопрос общероссийского голосования (ДА, НЕТ), в связи с чем административный истец, действуя как член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, подал настоящий административный иск, в котором просит:
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней и подведения итогов на «Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 знакомиться с документами (списками участников голосования) и пересчитывать бюллетени; порядка подсчета голосов и установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов общероссийского голосования.
Признать не законным отказ ФИО2 вправе знакомиться с финансовыми документами, с фондом оплаты труда членов комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 соблюдать последовательность подсчета бюллетеней - сначала погашение бюллетеней а затем работа со списком избирателей. Признать не законным при подведении итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ начинать работу УИК со списками избирателей.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 участвовать в подсчете и погашении неиспользованных бюллетеней.
Признать не законными действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 при подведении итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ отказ провести гласный подсчет и погашении неиспользованных бюллетеней.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 знакомиться с результатами подсчета бюллетеней в увеличенной форме протокола.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 при подведении итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ отказ заполнять увеличенную форму протокола.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избиратели комиссии №, ФИО2 удостовериться в правильности подсчета спискам избирателей и знакомиться со списками избирателей.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 в правильности подсчета итогового числа участников голосования.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по отказу провести гласный подсчет итогового числа участников голосования.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 сосчитать количество бюллетеней по каждому из шести сейф-пакетов.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по отказу провести гласный подсчет количества бюллетеней по каждому из шести сейф-пакетов.
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательно комиссии №, ФИО2 посчитать бюллетени «ДА» и «НЕТ».
Признать не законным действия председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 совершённые ею в период подсчета бюллетеней подведения итогов на Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ отказ провести гласный подсчет количество бюллетеней «ДА» и «НЕТ».
В порядке восстановления нарушенного права просит привлечь председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 к административной ответственности по ст. 5.6, части 1 и по ст. 5.24 КоАП РФ.
Предоставить ФИО2 право ознакомиться с документами фондом оплаты для членов комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №.
В судебном заседании истец на рассмотрении настоящего административного иска настаивал, указав на то, что хотя и принимал участие в «Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на избирательном участке № <адрес> в качестве избирателя, свои требования заявляет только как член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Административный ответчик – председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлений не представила.
Заинтересованное лицо – председатель территориальной избирательной комиссии <адрес> Волгограда ФИО9 в судебном заседании полагала необходимым производство по делу прекратить, в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу просила в удовлетворении требований административного искового заявления – отказать по основаниям указанным в представленном возражении.
Выслушав явившихся лиц, в том числе заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований административного искового заявления – отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия(бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие(бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и(или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд или лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
По смыслу ч. 1 ст. 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действия(бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» была определена дата ДД.ММ.ГГГГ в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее - Закон №-ФКЗ) подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Частью 15 статьи 2 Закона № -ФКЗ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) поручено утвердить порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы ЦИК России постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» утвердила Порядок проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее - Порядок).
Из пункта 1.1. Порядка следует, что общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - общероссийское голосование), проводится на основании статьи 2 указанного Закона и Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188 "О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации".
Пункт 1.4. Порядка гласит, что подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии).
Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются (пункт 1.5. Порядка).
Главой 11 Порядка регламентирован порядок подсчета голосов участковой комиссией.
(Пункт 11.3. Порядка) Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования и голосов участников голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
(Пункт 11.4. Порядка) После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования и числа бюллетеней для голосования, испорченных при голосовании участниками голосования. Погашенные бюллетени для голосования упаковываются и опечатываются.
(Пункт 11.5. Порядка) Перед непосредственным подсчетом голосов по списку участников голосования проводится подсчет числа участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и числа бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, полученные данные оглашаются и вносятся соответственно в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, после чего список участников голосования убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников голосования, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
(Пункт 11.6. Порядка) Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
(Пункт 11.7. Порядка) При сортировке бюллетеней для голосования участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией в соответствии с пунктом 7.4 настоящего Порядка.
(Пункт 11.8. Порядка) В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных (в случае, предусмотренном пунктом 10.5 настоящего Порядка, - стационарном) ящиках для голосования (сейф-пакетах). Вскрытию указанных ящиков для голосования (сейф-пакетов) предшествует проверка неповрежденности печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения (сохранности сейф-пакетов). Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования установленной формы оглашается и вносится в соответствующий акт. Если число бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в соответствующем ящике для голосования (соответствующем сейф-пакете), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку участников голосования, реестру либо выписке из него. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в соответствующем ящике для голосования (соответствующем сейф-пакете), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном ящике для голосования (сейф-пакете), решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования, выявленных при сортировке бюллетеней для голосования. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней для голосования, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня для голосования недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
(Пункт 11.9. Порядка) Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения.
(Пункт 11.10. Порядка) Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных (в случае, предусмотренном пунктом 10.5 настоящего Порядка, - и стационарного) ящиков для голосования (сейф-пакетов) и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", одновременно отделяют бюллетени для голосования неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования. При сортировке бюллетеней для голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника голосования и представляют бюллетени для голосования для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается. Бюллетени для голосования неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени для голосования упаковываются отдельно и опечатываются.
(Пункт 11.11. Порядка) Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки в обоих квадратах, или в которых отметки проставлены таким образом, что невозможно определить волеизъявление участника голосования. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника голосования этот бюллетень для голосования откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней для голосования путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень для голосования, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней для голосования. Общее число недействительных бюллетеней для голосования (с учетом числа бюллетеней для голосования, признанных недействительными в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Порядка) оглашается и вносится в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
(Пункт 11.12. Порядка) После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет". При этом бюллетени для голосования подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника голосования в каждом бюллетене для голосования. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования из разных пачек не допускается. Полученные данные оглашаются и вносятся в строки 5 и 6 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
(Пункт 11.13. Порядка) После этого члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают путем суммирования данных строк 4, 5 и 6, оглашают и вносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования. В указанное число также входят бюллетени для голосования, обнаруженные в сейф-пакетах.
(Пункт 11.14. Порядка) После этого с рассортированными бюллетенями для голосования под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, представители СМИ.
(Пункт 11.15. Порядка) После ознакомления с рассортированными бюллетенями для голосования проводится проверка контрольных соотношений:
- сумма числа голосов участников голосования, поданных по позициям "Да", числа голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет", и числа недействительных бюллетеней для голосования (сумма строк 4, 5 и 6) равна числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3);
- число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования (строка 1), больше или равно числу бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2).
Если указанные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. По результатам указанного подсчета вносятся необходимые уточнения.
Затем проводится проверка следующего соотношения: число бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2), больше или равно числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3).
Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета указанное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными.
(Пункт 11.16. Порядка) После осуществления подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенных при голосовании и подсчете голосов, по которым принимаются решения, после чего подписывает протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в одном экземпляре и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания и ставится печать участковой комиссии. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
(Пункт 11.17. Порядка) После этого по требованию члена участковой комиссии и наблюдателя, а также представителя СМИ участковая комиссия обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. Заверение копии протокола производится председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии. При этом лицо, заверяющее копию протокола, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой комиссии. Выдаваемые заверенные копии протокола нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей не обязательно.
(Пункт 11.18. Порядка) После подписания протокола об итогах голосования всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий протокол участковой комиссии об итогах голосования вместе с приложенными документами незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
(Пункт 11.19. Порядка) Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования могут быть переданы в территориальную комиссию по техническим каналам связи с обязательным последующим представлением при первой возможности протокола и иной документации, включая бюллетени для голосования. Протоколы и документация участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, могут храниться в установленном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
(Пункт 11.20. Порядка) Данные протоколов об итогах голосования участковых комиссий участков для голосования, образованных на территории Российской Федерации, размещаются в сети Интернет в соответствии с инструкцией, утверждаемой ЦИК России, не позднее чем через восемь часов после окончания голосования.
Пунктом 2.8 Порядка установлено, что члены комиссий с правом решающего голоса и члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, при подготовке и проведении общероссийского голосования осуществляют свои полномочия, руководствуясь настоящим Порядком.
Согласно пункту 23 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Судом установлено, что административный ответчик ФИО3 является председателем участковой избирательной комиссии №, расположенной по адресу: Волгоград, <адрес>.
В период проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» состоявшегося на избирательном участке № <адрес> административный истец ФИО2 являлся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Согласно административного искового заявления, при осуществлении возложенных на него полномочий ФИО2 не было представлено право знакомиться с документами (списками участников голосования) и пересчитывать бюллетени.
Рассматривая заявленные требования судом установлено следующее:
На заседание избирательной комиссии № <адрес> административный истец ФИО2 был приглашен. Председатель, члены комиссии в ходе заседания распределяли обязанности, даты осуществления дежурств по избирательному участку. ФИО2 с распределением обязанностей согласился, что не опровергал в судебном заседании, исполнял их в соответствии с принятым решением.
В день основного голосования на «Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, член избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО2 на избирательный участок явился, в установленный законодательством срок. Ему, как и иным членам избирательной комиссии для работы с избирателями были представлены списки избирателей (1 «книга», всего на участке № № <адрес> списки избирателей были разделены на 6 «книг»). Согласно пояснений, допрошенных судом в качестве свидетелей членов комиссии с правом решающего голоса ФИО14, ФИО10, ФИО15, ФИО16, предупрежденных судом об уголовной ответственности по ст. 307-308 УК РФ, при осуществлении голосования ни к ним, ни к председателю УИК № <адрес>ФИО3, с просьбой об ознакомлении со списками избирателей, ФИО2 – не обращался. Одновременно пояснили, что в случае подобного обращения, беспрепятственно предоставили бы ему возможность ознакомиться с переданными им «книгами» (списками избирателей).
Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей суд не усматривает, их пояснения согласуются между собой, детальны и подробны. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Неприязненных отношений к ФИО2 не имеют, о чем сообщили суду, находились при исполнении своих обязанностей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Признаков заинтересованности в результатах рассмотрения настоящего административного искового заявления, со стороны вышеуказанных лиц, а также предоставления недостоверных сведений не усматривается.
Из показаний указанных свидетелей, а также допрошенного заместителя председателя участковой комиссии ФИО11, также предупрежденного об уголовной ответственности о даче заведомо ложных показаний, что следует, что на всех стадиях работы комиссии, ФИО2, как и любой член комиссии был допущен к спискам избирателей, вел «книгу» по своему участку, мог получать любые затребуемые сведения об избирателях, однако с просьбой, либо требованием об ознакомлении ни к членам комиссии ни к заместителю председателя комиссии не обращался.
В подтверждение своих доводов ФИО2 в судебное заседание представлено два аудио доска с записью, согласно пояснению истца произведенной им на записывающее устройство диктофон RR-120, но на момент рассмотрения дела, согласно пояснений ФИО2 удаленное им с указанного цифрового носителя. Из пояснений ФИО2 следует, что данные записи произведены им без согласия членов и председателя избирательной комиссии в период подсчета голосов на «Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на УИК № <адрес>.
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств согласно части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 3 ст. 59 КАС РФ).
Возражая против исследования представленных СД дисков в качестве доказательств по настоящему административному делу, заинтересованное лицо - председатель ТИК <адрес> Волгограда ФИО18 указывала, что у ФИО2 отсутствует первоисточник записи на цифровом носителе, перезапись на диск произведена с записи, что не исключат возможность внесения в неё изменений. Кроме того, о ведении записи на избирательном участке ФИО2 не заявлял, возможность установить достоверность воспроизведения не имеется. Суд согласился с доводами заинтересованного лица, отказав в исследования представленного доказательства в виду его недопустимости. Кроме того, суд считает, что видение аудиозаписи при подсчете голосов на «Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», членом избирательной комиссии в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» прямо не предусмотрена, а по мнению суда имеется вероятность разглашения тайны голосования избирателей на указанном участке.
В качестве доказательств по делу ФИО2 просил истребовать в избирательной комиссии <адрес> видеозаписи, полученные в ходе видеонаблюдения на избирательной участке № <адрес> в ходе «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая указанное ходатайство судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии <адрес>№ предусмотрено применение средств видеонаблюдения в помещения территориальных избирательных комиссий <адрес> (л.д.30), а также порядок применения средств видеонаблюдения (л.д.31-35).
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности про проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», главам администраций районов, в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ, а также в день голосования рекомендовано применение на участках голосования применение технических средств объективного контроля (видеофиксации). Комитету информационных технологий рекомендовано осуществлять координацию, организационное и методическое обеспечение деятельности на участках голосования техническими средствами объективного контроля (видеофиксации) (п.3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), территориальным и участковым избирательным комиссиям <адрес> при рассмотрении обращений (жалоб и заявлений) поступивших в ходе проведения общероссийского голосования и при подсчете голосов, использовать записи, полученные с помощью технических средств объективного контроля (п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Из текста Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ не следует, что на участковую комиссию, ТИК, УИК <адрес>, либо иной орган возложена функция хранения информации полученной в ходе видеофиксации на избирательных участках <адрес> и <адрес>.
Из ответов Комитета информационных технологий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101) и ФИО23» от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что ДД.ММ.ГГГГг. учреждением ФИО22» администрации <адрес> выдано 47 камер и 47 флеш накопителей для организации автономного видеонаблюдения на избирательных участках. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> возвратила указанное оборудование в Учреждение. В период времени с 21 июня по ДД.ММ.ГГГГ информации от администрации <адрес> о сбоях в работе оборудования не поступало. Действующим законодательством на Учреждение не возложено обязанности по централизованной видеофиксации и хранению видеозаписей при подготовке и проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», в связи с чем централизованной видеофиксации и хранения таких записей не производилось.
Согласно ответу администрации <адрес> от 11.12.2020г. хранение видеозаписей производимых в период «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», администрацией района не осуществлялось.
Таким образом, судом не установлено наличие видеозаписи с избирательного участка № произведенной в период «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Имеющиеся же по делу доказательства (показания допрошенных свидетелей), протокол участковой избирательной комиссии, где членом избирательной комиссии не указано на нарушение его прав), позволяют сделать суду вывод об отсутствии основания для удовлетворения требований ФИО2 в части признания незаконным действий председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 при осуществлении возложенных на неё полномочий по не представлению истцу права знакомиться с документами (списками участников голосования) и пересчитывать бюллетени.
Разрешая требование истца о признании незаконным отказа ответчика - председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 в ознакомлении административного истца – члена избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО2 с финансовыми документами – с фондом оплаты труда для членом комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №, судом установлено следующее.
Согласно пояснениям истца ДД.ММ.ГГГГ в период проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», в связи с несогласием с действиями, бездействиями председателя участковой комиссии УИК № <адрес>ФИО3 им была подана жалоба, которая в т.ч. содержала требование об ознакомлении с фондом заработной платы для членов УИК № и его распределением между членами УИК№ (л.д.8-9).
Вместе с тем опрошенная в судебном заседании ФИО3 отрицала получение указанной жалобы ДД.ММ.ГГГГ. Допрошенные в судебном заседании свидетели – члены УИК № <адрес> поясняли, что ФИО2 шумно выражал свои эмоции, удалился для написания жалобы уже после отъезда ФИО3 с избирательного участка с результатами голосования в ТИК <адрес>. Заместитель председателя УИК № <адрес>ФИО11, секретарь ФИО12, будучи допрошенные в судебном заседании поясняли, что по вопросу регистрации указанной жалобы ФИО2 и передачи её на рассмотрение председателю УИК № <адрес> административный истец не обращался.
Представленная административным истцом жалоба (л.д.8-9) не содержит отметки о принятии её к рассмотрению, ни председателем, ни секретарем УИК №<адрес>. Кроме того, из текста самой жалобы следует, что на момент её написания ДД.ММ.ГГГГг. в 23 часа 00 минут ФИО3 уехала в ТИК.
Таким образом, в судебном заседании не был установлен факт отказа ответчика - председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 в ознакомлении административного истца с фондом заработной платы членов УИК.
При этом оплата труда членов участковых комиссий при проведении общероссийского голосования осуществлялась в соответствии с Порядком выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденным Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 241/1792-7 (далее - Порядок выплаты). Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам участковых избирательных комиссий выплачивалась на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени и графика работы членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, по формам, утвержденным вышеназванным настоящему Порядком выплаты. Порядок общероссийского голосования, ни Порядок выплаты, ни иной какой-либо нормативный акт не предоставляет права члену комиссии знакомиться и оспаривать размеры выплат, полученных иными членами комиссии.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным действий председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, ФИО2 соблюдать последовательность подсчета бюллетеней, а именно сначала погашение бюллетеней а затем работа со списком избирателей, судом установлено следующее.
Согласно пояснений членов комиссии, с правом решающего голоса, допрошенных в судебном заседании ФИО14, ФИО10, ФИО15, ФИО13 и ФИО16, заместителем председателя УИК № <адрес>ФИО11, совместно с секретарем УИК №ФИО12 в присутствии всех членов комиссии, в соответствии с п.11.4. Порядка были подсчитаны и погашены, путем надрезания угла бюллетеня, после чего погашенные бюллетени для голосования были упакованы и опечатаны.
Данная работа была проведена на столе, расположенном в середине, все члены комиссии могли видеть погашение бюллетеней, потом каждый член комиссии преступил к работе со списками избирателей. При этом от ФИО2 на данной стации жалоб и заявлений не поступало.
Суд доверяет показаниям допрошенных свидетелей, они последовательны и детальны, согласуются между собой и подтверждены письменными материалами дела, оснований для дачи заведомо ложных показаний судом не установлено.
При этом суд также учитывает, что согласно п.23 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 67-ФЗ члену комиссии с правом решающего голоса не предоставлено право контролировать последовательность производимых действий и их соответствие нормативным документам, определяющих порядок голосования.
Требования административного истца о признании незаконным действий председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 выразившихся лишении ФИО2 права участвовать в подсчете и погашении неиспользованных бюллетеней, суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку из пояснений членов комиссии, с правом решающего голоса, допрошенных в судебном заседании ФИО14, ФИО10, ФИО15, ФИО13 и ФИО16, заместителя председателя УИК № <адрес>ФИО11 и секретаря УИК №ФИО12 следовало, что погашение бюллетеней осуществлялось в присутствии всех членов комиссии, и в т.ч. с присутствием ФИО2 путем надрезания угла бюллетеня. Указанное проводилось в присутствии всех членов комиссии заместителем председателя УИК № <адрес>ФИО11 и секретарем УИК №ФИО12 В процессе погашения от членов комиссии, наблюдателей заявлений не поступило. После погашения и подсчета неиспользованных бюллетеней они были упакованы и опечатаны, и размещены в доступное членам комиссии место.
Доказательств того, что ФИО2, как члену комиссии с правом решающего голоса препятствовалось вести подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней суду не представлено.
Согласно исковым требованиям ФИО2 просит признать незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №ФИО2 знакомится с результатами подсчета бюллетеней в увеличенной форме протокола.
Указанные требования суд полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку из пояснений членов комиссии, допрошенных в судебном заседании ФИО14, ФИО10, ФИО15, ФИО13 и ФИО16, заместителя председателя УИК № <адрес>ФИО11 и секретаря УИК №ФИО12 следовало, что увеличенная форма протокола велась, все сведения, полученные в ходе подсчета голосов в указанную форму секретарем вносились. В период проведения голосования от ФИО2, членов комиссии, наблюдателей заявлений, по поводу её ведения не поступало.
Рассмотрев исковые требования о признании незаконным отказ председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 члену комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №ФИО2 в праве сосчитать количество бюллетеней по каждому из шести сейф-пакетов, провести гласный подсчет количества бюллетеней по каждому из шести сейф-пакетов, суд установил следующее.
Членами участковой комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № <адрес> были вскрыты и отсортированы бюллетени для голосования, извлеченные из переносных ящиков для голосования (сейф-пакетов) и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет", в соответствии с п. 11.10 Порядка. Данная работа проводилась совместно членами избирательной комиссии. Согласно пояснениям допрошенных свидетелей - членов комиссии, допрошенных в судебном заседании ФИО14, ФИО10, ФИО15, ФИО13 и ФИО16, заместителя председателя УИК № <адрес>ФИО11 и секретаря УИК №ФИО12 данная работа проводилась гласно и открыто. ФИО2 никто от неё не устранял. Он, как и все участвовал в подсчете бюллетеней в том числе и из вскрытых сейф-пакетов.
Разрешая требования административного истца ФИО2 к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 о признании незаконными действий по лишению права члена комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №ФИО2 удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей и знакомиться со списками избирателей, в правильности подсчета итогового числа участников голосования, лишению права посчитать бюллетени «ДА» и «НЕТ», судом установлено, что подсчет бюллетеней голосования на избирательном участке № производился путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника голосования в каждом бюллетене для голосования. Данным подсчетом занимались все члены комиссии с правом решающего голоса, в т.ч. и административный истец ФИО2 По спискам избирателей работал каждый с порученной ему «книгой» (списками избирателей по определенным улицам). От ФИО2 к другим членам комиссии, председателю УИК № <адрес>ФИО3 требований об ознакомлении со списками избирателей в «книгах», ведение которых было поручено иным членам комиссии – не поступало. Вместе с тем допрошенные в судебном заседании члены комиссии ФИО14, ФИО10, ФИО15 и ФИО16 поясняли, что в случае желания ФИО2 ознакомиться с указанными «книгами», ему бы была предоставлена такая возможность. Также свидетели поясняли, что ФИО2 была предоставлена возможность удостовериться в правильности подсчета бюллетеней. Из самой жалобы заявителя (л.д.8) следует, что им проводилась проверка бюллетеней «ДА», что следует из фразы «…При проверке мною кучки «да» в ней оказалось 50 бюллетеней «нет»…». Кроме того из административного искового заявления следует, что ФИО2 проверял стопку «недействительные». В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что он не был допущен к подсчету итогов голосования. Напротив, все допрошенные свидетели говорили о том, что истец неоднократно пересчитывал все бюллетени. Из показаний заместителя председателя участковой избиратели комиссии №ФИО11, следует, что пересчитать бюллетени ФИО2 просил и после подписания протокола об итогах голосования, в чем ему действительно было отказано, поскольку протокол об итогах голосования составлялся в УИК № с применением технологии машиночитаемого QR-кода. При этом проверка арифметических контрольных и логических соотношений данных строк протокола производится автоматически. При наличии ошибки компьютерная программа отказывает в распечатывании протокола. Проверенный программой протокол УИК № был распечатан и подписан абсолютным большинством членов УИК № с правом решающего голоса (из 13 назначенных членов УИК присутствовали 11; из них 10 подписали протокол). ФИО2 подписывать протокол отказался и, взяв копию протокола, удалился из помещения. Особого мнения не представил. Суд учитывает, что заявлений, обращений в УИК № о наличии нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления участников голосования, не поступало.
Таким образом в судебном заседании не нашли подтверждения доводи истца о лишении его, как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, права знакомиться со списками избирателей, удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, подсчета итогового числа участников голосования, праве сосчитать количество бюллетеней по каждому из шести сейф-пакетов, права посчитать бюллетени «ДА» и «НЕТ».
Из пояснений допрошенных свидетелей, письменных материалов дела следует, что протокол об итогах голосования составлялся в УИК № с применением технологии машиночитаемого QR-кода. При этом проверка арифметических контрольных и логических соотношений данных строк протокола произведена автоматически. При наличии ошибки компьютерная программа отказывает в распечатывании протокола. Проверенный программой протокол УИК № был распечатан и подписан абсолютным большинством членов УИК № с правом решающего голоса (из 13 назначенных членов УИК присутствовали 11; из них 10 подписали протокол). ФИО2 подписывать протокол отказался, вместе с тем в протоколе особого мнения не представил. ДД.ММ.ГГГГ направил в ТИК <адрес> жалобу (л.д.75). Ответ, на указанную жалобу, посредством электронной почты был направлен заявителю, в настоящем исковом заявлении требований, о признании незаконным указанного ответа истцом не заявляется (л.д.78-82).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений Федерального закона от 12.06.2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 требования члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № <адрес>ФИО2 суд считает необходимым в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО2 к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 о признании незаконным действий, бездействий председателя участковой избирательной комиссии в период проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на избирательном участке № <адрес> – отказать.
Поскольку основные требования административного истца оставлены без удовлетворения, соответственно оснований для восстановления нарушенного права, а именно в обязании предоставить право ознакомиться с документами фондом оплаты для членов комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №, и их распределением между членами УИК №, а также привлечении председателя участковой избирательной комиссии №ФИО3 к административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177, 218-219, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № <адрес>ФИО3 о признании незаконным действий, бездействия председателя участковой избирательной комиссии в период проведения «Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» на избирательном участке № <адрес>, обязании устранить нарушение права – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Рогозина
Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен 11 января 2021 года.
Судья В.А. Рогозина