ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2004/2021 от 02.04.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№2а-2004/2021

10RS0011-01-2021-002788-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2021 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павловой Тамары Борисовны, Павлова Ивана Юрьевича к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,

у с т а н о в и л:

Административные истцы обратились в суд с иском об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17.12.2020 в утверждении двух схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала в районе <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство. Решением административного ответчика истцам отказано в утверждении предложенных схем по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения дороги местного значения. Истцы просят признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 17.12.2020 года и обязать ответчика повторно рассмотреть их заявления от 20.11.2020 года.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Петрозаводского городского округа и Лукконен Н.В.

В судебном заседании представитель административных истцов Филатов К.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, полагал указанные ответчиком основания отказа в утверждении схемы расположения земельных участков недоказанными.

Представитель ответчика Киселев В.С., действующий на основании доверенности, в проведенном по делу судебном заседании иск не признал по доводам, указанным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Лукконен Н.В. адвокат Кузьмин В.В. по ордеру в суде пояснил, что права Лукконен Н.В. рассмотрением дела не затрагиваются, поскольку принадлежащий ей объект недвижимости в районе ул. Университетской, г.Петрозаводск Лукконен Н.В. продала, оставил иск на усмотрение суда.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С. в проведенном по делу судебном заседании с иском не согласилась, указала на то, что в предложенном истцами месте расположения испрашиваемых участков проходит элемент улично-дорожной сети улица Историческая.

Иные лица в судебных заседаниях участия не принимали, о рассмотрении дела извещены судом надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 3 Закона «О перераспределении, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В судебном заседании установлено, что истцы 20.11.2020 года обратились к ответчику с заявлениями об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в порядке Закона РК от 06.03.2017 года №2101-ЗРК земельного участка для индивидуального жилищного строительства, приложив схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которых следовало, что земельные участки формируются в кадастровом квартале в <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, территориальная зона «ЖиП». Площадь одного из предложенных к утверждению земельных участок согласно схемам 877 кв.м, второго 878 кв.м.

Решением от 17.12.2020 года ответчик, ссылаясь на п. 17 ст. 36.16 Земельного кодекса РФ, отказал истцу в утверждении схем расположения земельных участков по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения дороги местного значения.

Иск подан в суд 11.02.2021 года. С учетом даты подачи иска срок на обжалование решения от 17.12.2020 года истцами не пропущен.

По существу оспариваемое решение соответствуют требованиям закона.

Согласно п. 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Выводы ответчика основаны аналитической работе с применением программного комплекса ГИС «ИнГЕО», показавшей, что в соответствии с картой планируемого размещения объектов, утвержденной в составе Генерального плана Петрозаводского городского округа, испрашиваемые участки расположены в границах зоны планируемого размещения дороги местного значения. Они подвержены ответами Администрации Петрозаводского городского округа в адрес ГКУ РФ «Управление земельными ресурсами» от 27 и 29.12.2020 года о том, что образуемые земельные участки в условиях сложившейся застройки расположены в границах проектируемой улично-дорожной сети (улица Историческая).

В суде указанное обстоятельство подтверждено выданным 18.04.2013 года Лукконен Н.В. утвержденным постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 29.04.2013 года №2350 градостроительным планом земельного участка для строительства внутриквартальных проездов <адрес>.

Доводы истцов о недопустимости указанного доказательства суд не принимает по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Федерального закона от 31.12.2017 №507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства.

В статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» указано, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ в редакции от 04.03.2013, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана, было указано, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

При этом в статье ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указано, что до 31 декабря 2013 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.

Поскольку на момент выдачи градостроительного плана от 18.04.2013 года разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требовались, суд приходит к выводу о том, что градостроительный план обосновано послужил основанием для отображения в графической части документов территориального планирования перспективных красных линий улиц.

Помимо изложенного суд учитывает, что в соответствии со статьей 85Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Испрашиваемые земельные участки располагаются в границах элемента улично-дорожной сети – улицы Исторической. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №3911 от 27.12.2018 года улице от Университетской улицы до Математического проезда присвоено наименование улица Историческая. Указанная улица обеспечивает круговой подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами .

Утверждение схемы расположения земельных участков, представленных к заявлениям истцов, повлечет заужение проезда и невозможность сквозного проезда по улице Исторической от улицы Университетской до Математического проезда.

Давая формальную оценку законности оспариваемого решения, суд исходит из того, что ответчик является лицом, уполномоченным на принятие решения по заявлениям истца, решение вынесено в установленной законом форме, в предусмотренный законом срок.

Таким образом, нарушение прав истцов незаконным решением ответчика не нашли подтверждения в суда, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 08.04.2021 года