ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2006/20 от 06.07.2020 Чеховского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чехов Московская область ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления государственного строительного надзора <адрес> к Чеховской городской прокуратуре о признании незаконным решения об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление государственного строительного надзора <адрес> обратилось в суд с административным иском к Чеховской городской прокуратуре об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ВИНДАРК».

Представитель истца в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление государственного строительного надзора <адрес> (далее - Главное управление) является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> государственный строительный надзор, государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и про ведение которых согласовано органами прокуратуры.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ на территории <адрес> введен режим повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (СОУШ-2019) (далее постановление <адрес>-ПГ).

Пунктом 24 постановления <адрес>-ПГ утвержден перечень должностных лиц исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных казенных учреждений, находящихся в ведении таких органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения контроля соблюдения режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно вышеуказанному перечню, Главное управление уполномочено осуществлять контроль за соблюдением режима повышенной готовности, установленного постановлением <адрес>-ПГ.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Главного управления в рамках задания от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями произведен рейдовый осмотр территории, расположенной по адресу: <адрес>, г.о. Чеховский, <адрес>, вл. 16.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий было установлено, что на территории строительной площадки объекта капитального строительства «14-этажный 2-х секционный жилой дом со встроенно-пристроенными офисными помещениями» находятся рабочие без средств индивидуальной защиты, а также не соблюдают между собой дистанцию 1,5 метра, что является нарушением постановления <адрес>-ПГ и создает угрозу причинения вреда здоровью.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 указанной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 93 «О реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка установлено, что заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

В соответствии с частью 10 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

На основании части 13 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и пункта 10 Порядка решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Так, Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ в Чеховскую городскую прокуратуру <адрес> направлено заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ВИНДАРК».

Чеховской городской прокуратурой <адрес> вынесено решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, датированное ДД.ММ.ГГГГ (далее - Решение) и получено Главным управлением в форме электронного документа.

В обоснование своего отказа Чеховская городская прокуратура <адрес> указывает, что по изложенным в представлении Главного управления обстоятельствам, отсутствует указание на возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Главное управление с вынесенным Решением не согласно, так как Главное управление действует в рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований, установленных постановлением <адрес>-ПГ, а именно на Главное управление в пределах своей компетенции возложена обязанность обеспечения контроля за соблюдением режима повышенной готовности, в том числе в части предотвращения нарушений санитарных требований организации работы, в период режима повышенной готовности, так как нарушение вышеуказанных требований способствует распространению новой коронавирусной инфекции, ставит под угрозу жизнь и здоровье иных лиц.

Административный ответчик – по поручению Чеховского городского прокурора ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав мнения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии в положениями ст.218 КАС РФ - Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с положениями ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Судом установлено, что в Чеховскую городскую прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление органа государственного контроля (надзора) о согласовании в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой выездной проверки 000 «ВИНДАРК». В нарушение положений подп. 2 п. 11 ст. 10 Закона № 294-ФЗ в заявлении о согласовании проверки отсутствовало основание для проведения внеплановой выездной проверки. Так, в распоряжении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проверка проводится с целью проверки сведений, изложенных в мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-18,19). Однако акт, подтверждающий сведения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении требований Постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ, а также подтверждающие фотоматериалы к заявлению о согласовании проверки не прилагались. Кроме того, как следует из материалов дела, в представлении от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №294-ФЗ отсутствовало указание на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также необоснованно в качестве основания для проведения проверки, указана ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 статьи 5 Закона №294-ФЗ полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональный государственный строительный надзор на территории <адрес> распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N2 220-РП включен в перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход, и центральных исполнительных органов государственной власти московской области, уполномоченных на их осуществление, и осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением <адрес> от 25.12.2018N2 1006/46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории <адрес>». Согласно утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N2 1006/46 Порядку организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории <адрес>, предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительным кодексом Российской Федерации, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. В предмет надзора предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) не входит в перечень вопросов, находящихся в компетенции <адрес>. Кроме того, в соответствии со статьей 8.2 Закона №294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории <адрес> утвержден приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>» в указанный перечень также не входит. В связи с чем, документирование и выявление фактов несоблюдения постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ является сопутствующим осуществлению конкретного вида контроля (надзора) полномочием должностных лиц, которые, наряду с проверкой соблюдения обязательных требований в рамках соответствующего вида контроля (надзора), уполномочены давать оценку соблюдения ограничений, установленных постановлением <адрес>. Таким образом судом с достоверностью установлено, что Чеховской городской прокуратурой в полном объеме соблюдены требования п. 13 ст. 10 Закона №294-ФЗ, так заявление о согласовании внеплановой выездной проверки было представлено в городскую прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ представитель органа - ФИО3 получил решение об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Оценивая применительно к указанному, собранные по делу доказательства в их совокупности, а также установленные на их основе обстоятельства дела, суд считает, что необходимая совокупность оснований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, о признании незаконными решения об отказе в согласовании внеплановой выездной проверки, отсутствует.На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, РЕШИЛ:Административные исковые требования Главного управления государственного строительного надзора <адрес> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020

Копия верна

Оригинал решения находится в Чеховском городском суде <адрес> в гражданском деле а-2006/2020

Судья: А.А. Шахбанов