ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2007/19 от 18.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-2007/19 Строка 3.021

УИД №36RS0004-01-2019-001291-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.04.2019 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации г.Сочи, первому заместителю главы г.Сочи ФИО3, заместителю директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи и и.о. директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи ФИО4, службе охраны на Кавказе ФСО России, руководителю службы охраны на Кавказе ФСО России ФИО5 о признании незаконным действий по уклонению от выдачи согласия на строительство индивидуального жилого дома, разъяснения условий, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, который можно построить на этом земельном участке и выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации г.Сочи, первому заместителю главы г.Сочи ФИО3, заместителю директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи и и.о. директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи ФИО4, Службе охраны на Кавказе ФСО России, руководителю службы охраны на Кавказе ФСО России ФИО5 о признании незаконным действий по уклонению от выдачи согласия на строительство индивидуального жилого дома, разъяснения условий, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, который можно построить на этом земельном участке и выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В исковом заявлении административные истцы указывают, что согласно договору аренды от 09.01.2018г. №4930002181 ФИО1 является арендатором земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Между административными истцами заключен договор совместной деятельности от 23.01.2018г.

Как указывают административные истцы, Служба охраны на Кавказе ФСО России неоднократно отказывала административному истцу в выдаче согласия на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке в <адрес>, кадастровый по представленным административным истцом документам с разными вариантами индивидуального жилого дома, без указания мотивов отказа, что подтверждается отказами администрации г. Сочи от 23.03.2018г.,09.07.2018г. и от 18.11.2018г. По этой причине административный истец не мог устранить причину отказа, т.е. реализовать свое право на застройку земельного участка, установленное ст.263 Гражданского кодекса РФ.

Попытки по другому реализовать это право - выяснить условия, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, чтобы Служба охраны на Кавказе ФСО России дала согласие на его строительство, также закончились безрезультатно, поскольку согласно п.4 Постановления Главы г.Сочи от 04.07.2002г. №391 физические лица вправе обращаться за согласованием только в департамент архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, поэтому Служба охраны на Кавказе ФСО России отказывает административному истцу в разъяснении своих требований, а Департамент архитектуры, градостроительства благоустройства администрации г.Сочи отвечает, что он не знаком с этими требованиями и предлагает обратиться непосредственно в службу охраны на Кавказе ФСО России.

Административные истцы указывают, что они не могут реализовать свое право на получение информации о характеристиках индивидуального жилого дома, который они могут построить на земельном участке в <адрес>, кадастровый и соответственно, право на застройку земельного участка.

В связи с этим, административные истцы обратились в суд с настоящим иском и просят: признать незаконными действия по уклонению администрации г.Сочи и Службы охраны на Кавказе ФСО России от выдачи согласия на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке в <адрес>, кадастровый , разъяснения условий, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, который можно построить на этом земельном участке и выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Также просят в качестве способа устранения нарушения прав указать на необходимость выдачи администрацией г.Сочи и Службой охраны на Кавказе ФСО России указанных согласия, разъяснения и уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили исковые требования, и просили: признать незаконными действия по уклонению администрации г.Сочи и Службы охраны на Кавказе ФСО России от выдачи разрешения на строительство, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном в <адрес>, кадастровый , разъяснения условий, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, который можно построить на этом земельном участке выразившееся в решениях об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.03.2018г. № 21.01-21/3437, от 09.07.2018г. и уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28.11.2018г. № 21.01-18/41533.

Также просили указать в резолютивной части решения суда на необходимость выдачи администрацией г.Сочи и Службой охраны на Кавказе ФСО России указанных согласия, разъяснения и уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Административные истцы, представитель административного ответчика администрации г.Сочи, административный ответчик первый заместитель главы г.Сочи ФИО3, административный ответчик заместитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи и и.о. директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи ФИО4, представитель административного ответчика Службы охраны на Кавказе ФСО России, административный ответчик руководитель Службы охраны на Кавказе ФСО России ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От административных истцов, представителя административного ответчика Службы охраны на Кавказе ФСО России поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Также от представителя административного ответчика Службы охраны на Кавказе ФСО России и представителя административного ответчика администрации г.Сочи поступили возражения, в котором они просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 700 кв.м, с видом разрешенного использования: Индивидуальное жилищное строительство на основании договора аренды №4930002181 от 09.01.2018 г., заключенного между ФИО1 и муниципальным образованием город-курорт Сочи (л.д.8-11). Данный договор зарегистрирован в управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

Между ФИО1 и ФИО2 заключен договор о совместной деятельности от 23.01.2018 г. (л.д.12), согласно которому стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать для строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решением администрации города Сочи №21.01-21/3437 от 27.03.2018 года (л.д.13) ФИО1 отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> в связи с нарушением требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ. В данном решении указано, что 13.02.2017 года в адрес руководителя Службы охраны на Кавказе ФСО России были направлены представленные заявителем материалы для предварительного согласования. Ответ до настоящего времени не поступил.

Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи №21.01-18/23954 от 09.07.2018 года (л.д.14) ФИО1 рекомендовано самостоятельно обратиться в Службу охраны на Кавказе ФСО России по вопросу согласования проектной документации для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>. В данном письме указано, что согласно постановлению Главы города Сочи от 04.07.2002 года №391 «О порядке согласования с органом Федеральной службы охраны РФ, ФСБ РФ проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи» и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории <адрес>, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером , входит в перечень трасс проезда объектов государственной охраны. 08.02.2017 года в адрес руководителя Службы охраны на Кавказе ФСО направлены документы, представленные ФИО1 в целях получения муниципальной услуги о выдаче разрешения на строительство, для предварительного согласования строительства. В период, установленный для предоставления муниципальной услуги, информация о предварительном согласовании строительства в администрацию города Сочи не поступила. 24.04.2018 года согласно ответу, поступившему из Службы охраны на Кавказе ФСО, последней принято отрицательное решение по вопросу согласования проектной документации для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>.

24.10.2018 года ФИО1 в адрес администрации г.Сочи подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый . К уведомлению приложено, в том числе, описание внешнего облика.

Уведомлением и.о. директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО4 №21.01-18/41533 от 28 ноября 2018 года ФИО1 уведомлен о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям.

Согласно постановлению Главы города Сочи от 04.07.2002 года №391 «О порядке согласования с органом Федеральной службы охраны РФ, ФСБ РФ проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи» земельный участок по <адрес> входит в перечень трасс проезда объектов государственной охраны в г.Сочи.

Строительство зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества, а также реконструкция и осуществление ремонтно-строительных работ на прилегающих с обеих сторон таким трассам земельных участках, производится только на основании предварительного согласования с органами Федеральной службы охраны РФ, ФСБ РФ.

В адрес руководителя Службы охраны на Кавказе ФСО России 01.11.2018 года направлены представленные заявителем материалы для предварительного согласования. На заседании Комиссии Службы охраны на Кавказе ФСО России принято отрицательное решение по вопросу согласования проектной документации на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0202003:1573 по <адрес>.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с ч.9 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение десяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления уведомления о планируемом строительстве и предусмотренного пунктом 4 части 3 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома рассматривает указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о соответствии или несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае ненаправления в указанный срок уведомления о несоответствии указанного описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства указанное описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома считается соответствующим таким предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства.

Согласно ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1996 г. №57 «О государственной охране» в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны строительство зданий в полосе отвода вдоль трассы спецпроезда в г.Сочи производится после предварительного согласования с органами Федеральной службы охраны РФ, в порядке определенном постановлением главы города Сочи от 04 июля 2002 г. №391 «О порядке согласования с органом Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи».

Согласно п.1 постановления Главы города Сочи от 04.07.2002 года №391 «О порядке согласования с органом Федеральной службы охраны РФ, ФСБ РФ проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи» строительство зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества, за исключением объектов дорожной службы и государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, а также реконструкция подобных объектов, инженерных коммуникаций, осуществление ремонтно-строительных работ в полосе отвода вдоль трассы спецпроезда, а также ее проезжей части, производятся только на основании предварительного согласования с органами Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ независимо от организационно-правовой формы и вида собственности.

Строительство зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества, а также реконструкция и осуществление ремонтно-строительных работ на прилегающих с обеих сторон к таким трассам земельных участках, производятся только на основании предварительного согласования с органами Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ.

Согласно постановлению Главы города Сочи от 04.07.2002 года №391 «О порядке согласования с органом Федеральной службы охраны РФ, ФСБ РФ проектной документации на строительство зданий, сооружений, проведение ремонтных работ, находящихся в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог города Сочи» земельный участок по <адрес> входит в перечень трасс проезда объектов государственной охраны в г.Сочи.

Пунктом 4 постановления главы города Сочи от 04 июля 2002 г. №391 предусмотрено, что для физических лиц порядок согласования администрацией города Сочи, которая направляет необходимые документы в Службу.

Как следует из материалов дела, в адрес руководителя Службы охраны на Кавказе ФСО России неоднократно направлялись (последняя дата направления 01.11.2018 года) представленные ФИО1 материалы для предварительного согласования. Службой охраны на Кавказе ФСО России приняты отрицательные решения по вопросу согласования проектной документации на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>.

Согласно ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что обжалуемые решения (письма) администрации города Сочи №21.01-21/3437 от 27.03.2018 года, департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи №21.01-18/23954 от 09.07.2018 года и уведомление и.о. директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО4 №21.01-18/41533 от 28 ноября 2018 года, подготовлены в пределах компетенции и соответствуют законодательству РФ, так как на обращения ФИО1 даны письменные мотивированные ответы по существу поставленных в обращении вопросов.

Кроме того, административными истцами пропущен установленный ст.219 КАС РФ срок на обращение в суд с настоящим иском в части требований об обжаловании решений (писем) администрации города Сочи №21.01-21/3437 от 27.03.2018 года и департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи №21.01-18/23954 от 09.07.2018 года, а также не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд, так как, обжалуемые письма (решения) датированы 27.03.2018 года и 09.07.2018 года, а в суд с настоящим административным иском административные истцы обратились 28.02.2018 года, таким образом, установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд административным истцом пропущен.

Доводы административных истцов о том, что о нарушении своих прав они узнали из письма ФСО на Кавказе от 24.01.2019 года №Б-95 (л.д.38-40), судом отклоняются, так как в тексте указанного письма не говорится о конкретном земельном участке, а содержание письма носит информационный характер. Кроме того, письмо адресовано президенту Фонда правовых и экономических исследований ФИО1

В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца, при этом, документов подтверждающих обращение в суд в установленный законом срок либо уважительность причины пропуска срока административными истцами не представлено.

На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Кроме того, в данном случае надлежащим способом защиты нарушенных прав и законных интересов административных истцов является оспаривание в судебном порядке конкретных решений, принятых уполномоченным органом местного самоуправления об отказе в выдаче разрешений на строительство и (или) уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта установленным параметрам, а не оспаривание в суде действий административных ответчиков по уклонению от выдачи разрешений или уведомлений.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 о признании незаконными действия по уклонению администрации г.Сочи и Службы охраны на Кавказе ФСО России от выдачи разрешения на строительство, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном в <адрес>, кадастровый , разъяснения условий, которым должен соответствовать индивидуальный жилой дом, который можно построить на этом земельном участке выразившееся в решениях об отказе в выдаче разрешения на строительство от 27.03.2018г. № 21.01-21/3437, от 09.07.2018г. и уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28.11.2018г. № 21.01-18/41533 отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.04.2019 года