ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/18 от 31.01.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело № 2а-200/18

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Шергиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике от <дата> о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился ФИО1 с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №9 по УР (далее – МРИ ФНС РФ №9 по УР, Инспекция) о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике от <дата> о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней в сумме 170040,13 рублей. Указывает, что не получал требований об уплате задолженности от Пенсионного Фонда, не мог представить свои пояснения по образовавшейся задолженности. Также указывает, что истек установленный ст.113 Налогового Кодекса РФ трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, при том, что согласно справке ИФНС задолженность образовалась за несколько лет, в частности, сумма задолженности по страховым взносам, образовавшимся до <дата>., составляет 61478,37 рублей. Решением УФНС по УР от <дата>., вынесенным в порядке обжалования данного решения, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения, сумма денежных требований уменьшена на 39838,24 рублей.

Определением суда от 18.10.2017г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области.

Определением суда от 16.11.2017г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики.

Определением суда от 07.12.2017г. произведена замена заинтересованного лица с Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики на Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики.

Определением суда от 09.01.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по УР.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы иска, письменных пояснений, в которых указано, что в период с <дата> в рамках исполнительных производств, находящихся в Завьяловском РОСП УР, с него взысканы денежные средства в сумме 3463 рубля – это сумма недоимки, которая им не оспаривается. Доводы представителя МРИ ФНС №9 по УР о невозможности применения к сложившимся правоотношениям п.11 ст.14 Федерального Закона №436 от 28.12.2017г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» необоснованна. Пояснил, что ранее был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, думал, что с <дата> года этот статус прекращен, в <дата> году в МРИ ФНС РФ №9 по УР ему сообщили, что до сих пор состоит на учете в качестве ИП, имеется задолженность по налоговым платежам, страховым взносам. В начале <дата> узнал о наличии задолженности по страховым взносам от службы судебных приставов в Завьяловском районе УР. Поскольку был неверно указан адрес, требования об уплате задолженности направили в иной населенный пункт. Считает, что в связи с принятием ФЗ №436-ФЗ от 28.12.2017г. имеющаяся у него задолженность подлежит признанию безнадежной к списанию, подлежит списанию задолженность, образовавшаяся за <дата> год и ранее.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, возражениях на иск. Как усматривается из данных возражений, оспариваемое решение МРИ ФНС №9 по УР от <дата>. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней является законным и обоснованным, доказательств нарушения Инспекцией срока и порядка принятия данного решения административным истцом не представлено. Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>., в этот период являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с принятием ФЗ №243-ФЗ от 03.07.2016г. налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, ранее до <дата>. администрирование страховых взносов осуществляли органы Пенсионного Фонда РФ. По состоянию на <дата>. выявлена задолженность по страховым взносам, пени в сумме 478770,97 рублей. По состоянию на <дата>. установлена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 121299,36 рублей, пени в сумме 45460,93 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период до <дата>. в сумме 3279,84 рублей, общая сумма – 170040,13 рублей, в связи с чем, Пенсионным Фондом в адрес ФИО1 было выставлено требование об уплате страховых взносов по состоянию на <дата>. со сроком исполнения до <дата>. – на сумму 145979,74 рублей, требование от <дата>. со сроком исполнения до <дата>. – на сумму 24060,39 рублей, данная задолженность была передана в МРИ ФНС РФ №9 по УР, при этом требование от <дата> направлялось в адрес ФИО1 налоговым органом <дата>., с учетом положений ст.31 НК РФ, считается врученным <дата>. В связи с неисполнением в установленный срок вышеуказанных требований, Инспекцией в порядке ст.46 НК РФ принято решение от <дата>. о взыскании денежных средств на счетах налогоплательщика, направлено почтой в адрес ФИО1 Поскольку налоговым органом было установлено, что ФИО1 не имеет открытых расчетных счетов, Инспекцией было вынесено постановление от <дата>. о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в порядке ст.47 НК РФ на сумму задолженности 170040,13 рублей, направлено почтой в адрес налогоплательщика и в Завьяловский РОСП УФССП по УР, по данному постановлению возбуждено исполнительное производство. <дата>. в Инспекцию от Пенсионного Фонда поступила корректировка сумм задолженности, которая уменьшилась на 39838,24 рублей и составила 130201,89 рублей, в связи с чем, в Завьяловский РОСП направлено уточнение по сумме задолженности. Положения ст.113 НК РФ об истечении срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в данном случае неприменимо, т.к. с ФИО1 не взыскиваются штрафные санкции, лишь задолженность по налогам и пени. Доводы административного истца о списании недоимки на основании ст.11 Федерального Закона №436 от 28.12.2017г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» несостоятельны, поскольку в соответствии с п.11 ст.14 данного Закона положения ч.3.1 ст.4 Закона №243-ФЗ, ч.3 ст.19 ФЗ №250-ФЗ, ч.1 ст.11 Закона не применяются к уплаченной недоимке и задолженности по пени и штрафам до вступления в силу данного Закона.

Представитель заинтересованного лица УФНС РФ по УР ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию представителя МРИ ФНС №9 по УР. Пояснила, что процедура вынесения оспариваемого решения соблюдена, положения п.11 ст.14 Федерального Закона №436 от 28.12.2017г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не подлежат применению, поскольку в данной норме речь идет о взыскании недоимки, взыскание которой в настоящее время утрачено, имеются основания для применения процедуры принудительного взыскания задолженности.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц ГУ – УПФ РФ №6 по г.Москве и Московской области (в материалах дела имеется письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие), Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании объявлялся перерыв с <дата> на <дата>.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, письменные возражения, суд считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, поскольку заявителем оспаривается решение представителя органа государственной власти – должностного лица.

Поскольку настоящее административное дело рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, то к нему применяются специальные правила (в том числе по распределению бремени доказывания), установленные главой 22 КАС РФ.

Исходя из требований ст.ст. 218, 220 КАС РФ, п.п. 15 и 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на заинтересованное лицо возлагается обязанность по доказыванию законности действия (решения), а на заявителя возлагается обязанность доказывания нарушения его прав оспариваемым действием (решением) с приведением конкретного вида нарушенного права.

В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения.

Поскольку оспариваемое решение вынесено Инспекцией <дата>., ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением <дата> предусмотренный п.1 ст.219 КАС РФ административным истцом не пропущен.

Статьей 57 Конституции РФ, статьей 23 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В силу п.п.1, 2 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Из материалов дела следует, что согласно данным ЕГРИП ФИО1 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>

ФИО1 состоял на учете в качестве ИП в Главном Управлении ПФР №6 по г.Москве и Московской области в периоды с <дата>., в Отделении ПФР по УР – с <дата>.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 28 Закона №167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017г. в связи с принятием Федерального закона №250-ФЗ от 03.07.2016г., далее – Закон №212-ФЗ).

Пункт 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ относит к плательщикам страховых взносов индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ч.ч. 1, 2 ст.16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно подп.1.1 п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется с 01.01.2014 года в следующем порядке, если: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу п.9 ст.14 Закона №212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Пунктом 1 статьи 19 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя.

На основании пунктов 14 и 15 статьи 19 названного Закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, то есть за счет иного имущества плательщика страховых взносов.

В соответствии со статьей 20 Закона №212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 данного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона №212-ФЗ.

В силу статьи 22 этого же Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом №229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (часть 2 статьи 20 Закона №212-ФЗ).

Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы, и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон №250-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», а также на основании Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС России и ее территориальные органы возложены функции по администрированию страховых взносов.

Как усматривается из письма ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области от <дата>., адресованному МРИ ФНС РФ №9 по УР, сведения о доходе ИП ФИО1 за <дата>. ИФНС России №15 по г.Москве не представлены.

ИП ФИО1 сформированы отчеты по форме РСВ-2 (7 МРОТ):

- за <дата> год – требование от <дата>. на общую сумму 145979,74 рублей (взносы на страховую часть 121299,36 рублей, пени на страховую часть - 24680,38 рублей);

- за <дата> год – требование от <дата>. на общую сумму 142701,72 рублей (взносы на страховую часть 130275,60 рублей, пени на страховую часть 12426,12 рублей).

За период <дата>. оплата страховых взносов в фиксированных размерах на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также страховых взносов в размере <данные скрыты> с дохода свыше 300000 рублей ИП ФИО1 не производилась.

По состоянию на <дата>. выявлено задолженность по страховым взносам, пени в сумме 478770,97 рублей, из них: взносы на страховую часть – 38287,92 рублей (КБК 39210202100061000160), взносы на страховую часть – 87774,96 рублей (КБК 39210202140061100160), взносы на страховую часть в размере <данные скрыты> с дохода, превышающего 300000 рублей, в сумме 251574,96 рублей (КБК 39210202140061200160), взносы ФФОМС – 19036,19 рублей (КБК 39210202103081011160), взносы ТФОМС – 2078,40 рублей (КБК 39210202103081012160), пени на страховую часть – 19782,94 рублей (КБК 39210202100062100160), пени на страховую часть – 54321,32 рублей (КБК 39210202140062100160), пени ФФОМС – 4715,39 рублей (КБК 392102202103082011160), пени ТФОМС – 1198,89 рублей (КБК 39210202103082012160).

Во исполнение норм Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016г., <дата>. из органов Пенсионного Фонда РФ в Инспекцию была передана задолженность ФИО1 по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 121299,36 рублей и соответствующие пени в размере 45460,93 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период до <дата>. в сумме 3279,84 рублей, общая сумма – 170040,13 рублей.

В связи с наличием данной задолженности, Пенсионным Фондом в адрес ФИО1 выставлены требования об уплате страховых взносов: по состоянию на <дата>. на сумму 145979,74 рублей со сроком исполнения до <дата> также на сумму задолженности 24060,39 рублей сформировано требование по состоянию на <дата>. со сроком исполнения до <дата>. В последующем информация о наличии у ФИО1 задолженности по оплате страховых взносов, пени, принятых по взысканию мерах была передана органами ПФР и ФСС в налоговые органы.

Требование об уплате пени по страховым взносам по состоянию на <дата>. было направлено Инспекцией в адрес налогоплательщика <дата>.

В связи с неуплатой указанной в требовании задолженности, Инспекцией в порядке ст.46 НК РФ принято решение от <дата>. о взыскании денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.

Поскольку налоговым органом было установлено отсутствие у налогоплательщика открытых расчетных счетов в кредитных организациях, Инспекцией на основании ст.47 НК РФ было вынесено оспариваемое решение от <дата>. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за счет имущества налогоплательщика.

Данное решение было обжаловано ФИО1 в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по УР от <дата>. жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

<дата> Завьяловским РОСП УФССП по УР в отношении должника ФИО1 во исполнение вышеуказанного решения от <дата>. было возбуждено исполнительное производство

В связи с поступившей от органов Пенсионного фонда информацией, сумма задолженности была скорректирована – уменьшена на 39838,24 рублей, составила 130201,89 рублей.

Анализируя заявленные требования, суд приходит к выводу о нарушении административным органом процедуры принудительного взыскания задолженности во внесудебном порядке, ввиду следующего.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.

Требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику по месту его учета. Требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.п. 5, 6 ст.69 НК РФ).

В том случае, если налог в установленный срок не уплачен, а налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, налоговый орган в соответствии с положениями ст. 46 НК РФ выносит решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации. Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее шестидесяти дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со статьей 47 Кодекса.

Исходя из содержания статей 46 и 47 Кодекса, решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии следующих условий:

- предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога и пени в порядке, определенном ст. 69 НК РФ;

- неуплата налогоплательщиком в установленный в требовании срок обязательных платежей;

- принятие налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога;

- отсутствие на счетах налогоплательщика необходимой для погашения взыскиваемой недоимки денежной суммы (п. 7 ст. 47 НК РФ).

Таким образом, до обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика налоговый орган должен иметь необходимые предпосылки для совершения данного процессуального действия.

При этом, несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение может повлечь признание незаконными действий налогового органа по принудительному взысканию налогов, сборов, страховых взносов.

Судом установлено, что принятию обжалуемого решения предшествовали действия инспекции по формированию требований об уплате страховых взносов и пеней.

Как следует из материалов дела, в связи с взысканием задолженности по страховым взносам, пени в адрес ФИО1 в порядке ст.69 НК РФ направлялись требования: по состоянию на <дата>. на предмет взыскания недоимки в размере 121299,36 рублей, пени – 0 рублей (согласно откорректированному сальдо) со сроком исполнения до <дата>., по состоянию на <дата>. на предмет взыскания пени со сроком исполнения до <дата>. По тексту данных требований указано, что они адресованы по месту жительства ФИО1 – <адрес> однако в подтверждение отправки данных документов в адрес плательщика сборов Инспекцией представлен реестр об отправке почтовой корреспонденции, содержащей сведения об отправке ФИО1 лишь требования от <дата>. (с отметкой отделения почтовой связи о принятии корреспонденции от <дата>.), доказательств отправки и соответственно вручения ФИО1 требования от <дата>. о взыскании недоимки по страховым взносам в материалы дела не представлено, в то время как в судебном заседании сам ФИО1 отрицал факт получения им данных требований.

С учетом вышеизложенного, обязанность административного органа по направлению ФИО1 требований нельзя признать исполненной.

Кроме того, в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

В свою очередь, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.47 НК РФ).

Из представленных в материалы дела документов следует, что при принятии оспариваемого решения от <дата>. указанное выше условие (п.3 ст.46 НК РФ) налоговым органом не выполнено: в требовании от <дата>. устанавливался срок для добровольного исполнения до <дата>., то есть 2-х месячный срок для вынесения решения об исполнении взыскания во внесудебном порядке в порядке ст.46 НК РФ истекал <дата>. Решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика вынесено налоговым органом <дата>., т.е. по истечении установленного ст. 46 НК РФ срока.

Суд также отмечает, что в решении от <дата>., вынесенном должностным лицом Инспекции в связи с неисполнением плательщиком требования от <дата>., указано о взыскании задолженности по пени в сумме 24060,39 рублей, в то время в оспариваемом решении от <дата>. речь идет о взыскании задолженности за счет имущества плательщика в сумме 170040,13 рублей (из них: страховые взносы - 121299,36 рублей, пени – 47740,77 рублей). При этом, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств не представляется возможным установить происхождение задолженности по страховым взносам и пени, определить правильность исчисления данной задолженности. Вместе с тем, в соответствии с приложенной к письму ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области от <дата> таблице расчета пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, из которого усматривается, что задолженность ФИО1 образовалась за периоды <дата>., сведений о принятых мерах по взысканию данной задолженности административным органом в материалы дела не представлено.

Поскольку взыскание недоимки, пени за счет имущества плательщика является элементом принудительного взыскания задолженности, на административный орган при обжаловании его решения о взыскании недоимки за счет имущества на основании п.2 ст.227 КАС РФ возложена обязанность по представлению доказательств в обоснование законности вынесенного решения.

При этом, закон связывает возможность применения мер принудительного взыскания, предусмотренных ст. 47 НК РФ, с обязательным соблюдением порядка выставления в адрес плательщика требований об уплате задолженности, а также бесспорного взыскания задолженности за счет денежных средств плательщика в банках.

В связи с чем, как указано выше, поскольку требования об уплате страховых взносов, пени в установленном порядке налогоплательщику не направлены, решение Инспекции от <дата>. об обращении взыскания за счет имущества налогоплательщика, как последующее действие, является незаконным, не соответствующим требованиям статьи 47 Кодекса.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным органом нарушена процедура принудительного взыскания налога в бесспорном порядке, в связи с чем, решение МРИ ФНС №9 по УР о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за счет имущества плательщика от <дата>. следует признать незаконным и отменить, заявленные требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Иные доводы и возражения, приведенные сторонами в обоснование своей позиции по административному иску, суд по существу не оценивает, так как они не имеют правового значения для разрешения административного иска по существу.

В соответствии с п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца, последним при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, при этом административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, административному истцу ФИО1 необходимо выдать справку на возврат указанной суммы госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике от <дата> о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике от <дата> о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней за счет имущества ФИО1.

Выдать ФИО1 справку на возврат из бюджета уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2018 года.

Судья: Н.В. Дергачева