ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-200/19 от 22.01.2019 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-200/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кропоткин 22 января 2019 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Жалыбина С.В.,

при секретаре Полухиной А.Г.,

с участием: истца Дроздова Н. А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования Кавказский район действующего на основании доверенности от 17.10.2018 года, Войку Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дроздова Николая Антоновича к Администрации муниципального образования Кавказский район об оспаривании действий (бездействий) администрации при приобретении жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район,

УСТАНОВИЛ:

В Кропоткинский городской суд обратился Дроздов Н.А. с административным иском к администрации муниципального образования Кавказский район об оспаривании действий (бездействий) администрации при приобретении жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 06.07.2017 года решением Кропоткинского городского суда по делу № 2а-1142/2017 по административному иску прокурора в его интересах признано незаконным бездействие администрации МО Кавказский район выразившееся в непринятии мер к отселению Дроздова Н.А. из непригодного для проживания жилья, не обеспечении его жилым помещением по договору социального найма. Этим же решением на администрацию МО Кавказский район возложена обязанность незамедлительно отселить Дроздова Н.А. из аварийного и непригодного для проживания жилья и предоставить ему равнозначное благоустроенное жилье по договору социального найма. Решение вступило в законную силу 08 августа 2017 года. Приобретенное административным ответчиком во исполнение решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года жилое помещение – жилой дом, и проведенные три процедуры по его закупке нарушают права административного истца как инвалида, поскольку закупка жилья производилась не вновь построенного жилья, а жилья на вторичном рынке путём размещения Извещения о проведении электронного аукциона на закупку жилого помещения с максимальной ценой контракта 1600000 руб. на территории Кавказского района. Истец считает, что производимые административным ответчиком закупки жилого помещения в соответствии с Законом 44- ФЗ о закупках товаров нарушают его права человека и инвалида II группы, поскольку Федеральный закон № 44 - ФЗ о закупках товаров не может быть применён для обеспечения гражданина, являющегося инвалидом, жилым помещением по следующим причинам: Закон не входит в список жилищного законодательства и препятствует его выполнению, переселение из аварийного жилищного фонда не может регулироваться этим законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, поскольку осуществляется в соответствии с Законом от 21.07.2007 г. № 185 - ФЗ и Постановлением Правительства от 15.04.2014 г. № 232, нормативно-правовое регулирование в жилищной сфере осуществляет Минстрой России, согласно Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1038, к функциям Муниципального образования Кавказский район данное нормативно-правовое регулирование в сфере замены аварийного жилья на безопасное и безвредное для инвалидов не относится. Закупка жилья в станице Казанской, где зарегистрирован и проживает административный истец, незаконна, строительство нового жилья в ней не ведется, станица обеспечена частичными услугами ЖКХ - не имеет канализационных сетей и центрального отопления, кроме здания администрации, больницы и домов для учителей. В ст. Казанской, по мнению истца, не имеется квартир, отвечающих требованиям Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 г., поэтому заявленные аукционные закупки от 22 февраля и 27 августа 2018 г. являются не состоявшимися, что подтверждается протоколами комиссии. Считает, что при закупке жилого помещения было нарушено его право на учет рекомендаций его индивидуальной программы реабилитации инвалида, поскольку из нее вытекает невозможность обслуживания истцом жилого дома и обработки земельного участка, обслуживание газового оборудования, ремонтом инженерных систем. Административным ответчиком в извещениях не прописаны конкретные улицы, где должно располагаться приобретаемое жилое помещение с учетом автобусных остановок, приобретено и предоставлено по договору социального найма истцу жилой дом с тремя жилыми комнатами, а в извещении указана- 1, что требуется исправить. Цена закупки от 27.08.2018 года в размере 1600 000 рублей занижена, что ограничило круг продавцов. Не учтено административным ответчиком желание административного истца получить квартиру в городе Кропоткине или компенсацию в виде оплаты стоимости жилого помещения, а также необходимость предоставления жилья вблизи места жительства родственников. В связи с чем, истец просит суд признать незаконной процедуру размещения ответчиком трех извещений о закупке жилого помещения в течение 15 месяцев в Казанском сельском поселении как нарушающую Закона № 181-ФЗ о социальной защите инвалидов, признать извещение и описание объекта аукционов не соответствующими статье 89 ЖК РФ, статье 33 части 1 пункта 7 Закона № 44-ФЗ, обязать Администрацию муниципального образования Кавказский район учесть рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 13.06.2017г., статьи 11 и 15 Закон № 181-ФЗ о социальной защите инвалидов, решение суда допустить к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, настаивая на их полном удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Кавказский район просил в иске отказать, ссылаясь на то, что решением Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017, вступившим в законную силу 08 августа 2017 года, удовлетворено административное исковое заявление прокурора Кавказского района в интересах Дроздова Николая Антоновича к администрации муниципального образования Кавказский район, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Кавказский район, выразившееся в непринятии мер к отселению Дроздова Николая Антоновича из непригодного для проживания жилья, не обеспечения его жилым помещением по договору социального найма в установленном законом порядке. На администрацию муниципального образования Кавказский район возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства путем незамедлительного отселения Дроздова Николая Антоновича из аварийного и непригодного для проживания жилья, расположенного по адресу: <адрес>, а также предоставления Дроздову Николаю Антоновичу по договору социального найма благоустроенного, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Решение суда администрацией муниципального образования Кавказский район исполнено.

Администрацией муниципального образования Кавказский район принято постановление от 09 января 2019 года № 1 «О предоставлении Дроздову Н.А. жилого помещения по договору социального найма жилого помещения», с Дроздовым Н.А. заключен договор социального найма № 6 от 10 января 2019 года, а также подписан акт приемки-передачи жилого помещения от 17 января 2019 года, ему включены ключи от дома. В настоящее время административный истец прописывается в предоставленном жилом помещении и перевозит вещи.

Предоставленное по договору социального найма административному истцу жилое помещение приобретено по результатам проведенного электронного аукциона у победителя аукциона в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поскольку администрация муниципального образования Кавказский район является органом местного самоуправления (муниципальным заказчиком) осуществлять закупку жилых помещений в целях осуществления полномочий по обеспечению жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках своей компетенции, по договорам социального найма она обязана в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статьи 1,3) в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при закупке жилого помещения были исполнены административным ответчиком в полном объеме.

В связи с тем, что на дату вступления решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017 в законную силу в реестре муниципального имущества муниципального образования Кавказский район отсутствовали жилые помещения, свободные от прав третьих лиц в исправном техническом состоянии, которые могли быть предоставлены Дроздову Н.А. по договору социального найма, в целях исполнения судебного акта администрация муниципального образования Кавказский район должна была осуществить приобретение соответствующего по площади жилого помещения в целях дальнейшего предоставления по договору социального найма Дроздову Н.А.

Поскольку расходование бюджетных средств на указанные цели носит целевой характер, оно могло быть осуществлено в рамках муниципальной программы в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 183-ФЗ «О внесении изменений в статьи 179 и 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», статьей 21 Бюджетного кодекса РФ.

Во исполнение решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017, постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 22 ноября 2017 года № 1732 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в рамках которой выделяется из бюджета муниципального образования Кавказский район в 2018 году 1 600 000 рублей на приобретение жилого помещения в целях дальнейшего предоставления Дроздову Н.А. по договору социального найма.

О выделении денежных средств Дроздов Н.А. был извещен письмом заместителя главы муниципального образования Кавказский район от 4 декабря 2017 года № 121-8263/17-10 почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 59, 63), 12 февраля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru было размещено извещение для закупки № 0118300004518000058 о проведении открытого электронного аукциона на приобретение жилого помещения в целях обеспечения жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях дальнейшего его предоставления по договору социального найма Дроздову Н.А. (идентификационный код закупки: 183233201637523640100100040046810412).

В связи с тем, что по окончании указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме заявок не поступило, в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактой системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион в электронной форме был признан несостоявшимся, что подтверждает протокол от 22 февраля 2018 года № 0118300004518000058 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.

В решении Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017 четко установлен способ его исполнения – на администрацию муниципального образования Кавказский район возложена обязанность предоставить Дроздову Н.А. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Дроздов Н.А. состоит в администрации муниципального образования Кавказский район на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления администрации Казанского сельского поселения Кавказского района от 08 декабря 2015 года № 409 «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Дроздова Н.А.». Принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение признано непригодными для проживания.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляют, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 статьи 57 ЖК РФ). Никаких исключений для граждан, принятых на учет на основании признания их жилых помещений непригодными для проживания, жилищное законодательство не содержит.

Аналогичный вывод содержится в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. № 46-КГ15-31.

Поскольку Дроздов Н.А. проживает в <адрес>, и жилое помещение должно быть предоставлено в соответствии с решением Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017- в <адрес>.

По причине несостоявшейся в феврале 2018 года закупки жилого помещения, административным ответчиком в Кропоткинский городской суд подано заявление об изменении порядка и способа исполнения решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017 в части изменения места предоставления Дроздову Н.А. жилого помещения по договору социального найма, со <адрес> – на <адрес>.

Определением Кропоткинского городского суда от 11 мая 2018 года по делу № 2а-1142/2017г. изменен порядок и способ исполнения решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017 в части изменения места предоставления Дроздову Н.А. жилого помещения на <адрес>.

Дроздов Н.А. подал частную жалобу на определение Кропоткинского городского суда от 11 мая 2018 года, в связи с чем Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 31 июля 2018 года по делу № 33а-27703/2018 определение Кропоткинского городского суда от 11 мая 2018 года отменено, в удовлетворении заявления администрации МО Кавказский район отказано. Краснодарский краевой суд указал, что обжалуемым определением фактически изменено содержание решения суда, поскольку суд обязал предоставить жилье в <адрес>, в то время как обжалуемым определением от 11 мая 2018 года суд обязал предоставить жилье в городе Кропоткин.

На основании изложенного, административный ответчик продолжил закупать жилое помещение в <адрес>.

В соответствии с п. 14 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 27 августа 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона №0118300004518000243.

Приобретение в <адрес> в муниципальную собственность муниципального образования Кавказский район жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, на выделенную начальную максимальную цену, не состоялось, что подтверждает протокол от 05 сентября 2018 года №0118300004518000243 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Решением Совета муниципального образования Кавказский район от 31 октября 2018 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Кавказский район от 29 ноября 2017 года № 506 «О бюджете муниципального образования Кавказский район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на 2018 год в бюджете муниципального образования Кавказский район предусмотрены денежные средства в размере 2 226 000 рублей на приобретение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ жилого помещения в целях дальнейшего предоставления его Дроздову Н.А. по договору социального найма в соответствии с решением Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017.

13.11.2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0118300004518000284 на приобретение жилого помещения в целях обеспечения жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Начальная (максимальная) сумма закупки установлена в размере 2 200 000 рублей, описание объекта закупки соответствует требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в том числе статье 33 Закона, Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», а также учитывают в рамках полномочий органа местного самоуправления положения индивидуальной программы реабилитации инвалида –Дроздова Н.А. – закупаемое жилое помещение должно находиться не выше 1 этажа.

По результатам проведенного электронного аукциона на основании протокола от 27 ноября 2018 года № 0118300004518000284-1 подведения итогов аукциона в электронной форме с победителем аукциона в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в <адрес>, предоставленного административному истцу по договору социального найма.

Требования административного истца являются неправомерными и не подлежащими удовлетворению, поскольку на сегодняшний день истец заключил договор социального найма жилого помещения, приобретенного по результатам электронного аукциона, и пользуется им, в связи с чем своими действиями опровергает изложенные в административном заявлении доводы.

Электронные аукционы, извещения о которых размещены в феврале и августе 2018 года являются несостоявшимися, согласно протоколу от 22 февраля 2018 года № 0118300004518000058 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме и протоколу от 05 сентября 2018 года №0118300004518000243 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, в связи с чем не несут правовых последствий и не создают, изменяют, прекращают гражданские права и обязанности для участников закупки.

Приобретенное по результатам проведенного в ноябре 2018 года и предоставленное по договору социального найма Дроздову Н.А. жилое помещение муниципального жилищного фонда муниципального образования Кавказский район, общей площадью 68,2 кв. метра, жилой площадью 39,4 кв. метров, состоит из трех комнат, обеспеченно действующими, исправными, подключенными к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям, системами жизнеобеспечения и безопасности (электроснабжение, газоснабжение центральное, водоснабжение центральное, отопление автономное), расположено по адресу: <адрес>.

Характеристики приобретенного жилого помещения соответствуют требованиям аукционной документации закупки № 0118300004518000284, а также Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", доказательств обратного истцом не приведено.

При этом проведенные закупки № 0118300004518000058, № 0118300004518000243, № 0118300004518000284 не могут затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку Дроздов Н.А. участником ни одной закупки не выступал.

В закупках №0118300004518000243 и № 0118300004518000284 в рамках полномочий органа местного самоуправления учтены рекомендации индивидуальной программы реабилитации административного истца – в описании объекта закупки установлены дополнительные требования – «в многоквартирном жилом доме квартира должна быть расположена на 1-ом этаже».

Согласно пункту 7 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Доводы административного истца о незаконности не установления в описаниях объекта закупки всех трех закупок требований о приобретении только квартиры, отсутствия названия улиц вблизи автобусных остановок, на которых должно располагаться жилое помещение, незаконности установления степени износа жилого помещения и не установления требований индивидуальной программы реабилитации инвалида, не относящихся к полномочиям органа местного самоуправления МО Кавказский район), а также ссылки на нормы законодательства, утратившие силу (Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 и др.) и не регулирующие правоотношения, выступающие предметом иска (ст.11 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.

При этом следует отметить, что указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемого товара может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Администрация не могла закупать жилое помещение только в виде квартиры, поскольку согласно статье 60 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма выступает жилое помещение, которое в соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса РФ, подразделяется на следующие виды: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Ограничение в описании объекта закупки видов жилого помещения, указание конкретных улиц, на которых должно быть расположено жилое помещение, и выполнение требований, включенных в индивидуальную программу реабилитации инвалида, не относящихся к полномочиям органа местного самоуправления, не соответствует требованиями статей 8 и 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, а потому данные действия органа местного самоуправления являются незаконным и неисполнимым.

Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы административного дела, суд считает заявленные Дроздовым Н.А. требования безосновательными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Дроздов Николай Антонович состоит в администрации муниципального образования Кавказский район на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании постановления администрации Казанского сельского поселения Кавказского района от 8 декабря 2015 года № 409 «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Дроздова Н.А.». Жилое помещение истца признано непригодным для проживания, а потому он подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Решением Кропоткинского городского суда от 06 июля 2017 года к делу № 2а-1142/2017 по административному иску прокурора в интересах Дроздова Н.А. признано незаконным бездействие администрации МО Кавказский район выразившееся в непринятии мер к отселению Дроздова Н.А. из непригодного для проживания жилья, не обеспечении его жилым помещением по договору социального найма. Этим же решением на администрацию МО Кавказский район возложена обязанность незамедлительно отселить Дроздова Н.А. из аварийного и непригодного для проживания жилья и предоставить ему равнозначное благоустроенное жилье по договору социального найма. Решение вступило в законную силу 08 августа 2017 года.

Данные обстоятельства стороны не оспаривают.

Для исполнения решения Кропоткинского городского суда от 06 июля 2017 года к делу № 2а-1142/2017 и в связи с отсутствием в собственности муниципального образования Кавказский район жилых помещений, пригодных для проживания, которые могли быть предоставлены по договору социального найма Дроздову Н.А., административным ответчиком в соответствии с требованиями бюджетного законодательства была утверждена постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 22 ноября 2017 года № 1732 подпрограмма «Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в рамках которой выделялось из бюджета муниципального образования Кавказский район в 2018 году 1 600 000 рублей на приобретение жилого помещения в целях дальнейшего предоставления Дроздову Н.А. по договору социального найма.

Данные денежные средства были предусмотрены и в бюджете муниципального образования Кавказский район решением Совета муниципального образования Кавказский район от 29 ноября 2017 года № 506 «О бюджете муниципального образования Кавказский район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

В 2018 году административным ответчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 59, 63), проводились закупки жилого помещения № 0118300004518000058, № 0118300004518000243, № 0118300004518000284 в форме электронных аукционов, два из которых были признаны несостоявшимися в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактой системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№0118300004518000058, № 0118300004518000243), поскольку по окончании указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме заявок не поступило.

Поскольку админситрация муниципального образования Кавказский район является органом местного самуоправления, заключение ею гражданско-правового договора, предметом которого является приобретение недвижимого имущества, может осуществляться исключительно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 1).

В связи с данным обстоятельством, доводы административного истца о неправомерном применении административным ответчиком норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при закупке жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район, являются необоснованными.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, Дроздов Н.А. подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, в связи с чем доводы административного истца о нарушении административным ответчиком при проведении закупок статей 11 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются несостоятельными.

12 февраля 2018 года административным ответчиком в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru было размещено извещение закупки № 0118300004518000058 о проведении открытого электронного аукциона на приобретение жилого помещения в целях обеспечения жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в целях дальнейшего его предоставления по договору социального найма Дроздову Н.А. (идентификационный код закупки: 183233201637523640100100040046810412) с описанием объекта закупки (приложение № 4 к извещению), на начальную (максимальную) цену контракта 1600 000 рублей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данная информация является общедоступной и размещена официальном сайте Единой информационной системы закупок http://zakupki.gov.ru/ 0118300004518000058.

В связи с тем, что по окончании указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме заявок не поступило, в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактой системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион в электронной форме был признан несостоявшимся (протокол от 22 февраля 2018 года № 0118300004518000058 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме).

После рассмотрения судебными органами вопроса об изменении порядка и способа исполнения решения Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017 в части изменения места предоставления Дроздову Н.А. жилого помещения на город Кропоткин и удовлетворением Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 31 июля 2018 года по делу № 33а-27703/2018 частной жалобы Дроздова Н.А., определение Кропоткинского городского суда от 11 мая 2018 года было отменено, в удовлетворении заявления администрации МО Кавказский район отказано. Краснодарский краевой суд указал, что обжалуемым определением фактически изменено содержание решения суда, поскольку суд обязал предоставить жилье в станице Казанской, в то время как обжалуемым определением от 11 мая 2018 года суд обязал предоставить жилье в городе Кропоткин.

Возражения административного истца о том, что судом и законом не ограничено право муниципалитета покупать жилое помещение в городе Кропоткин, не соответствуют материалам дела и нормам жилищного законодательства.

27 августа 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0118300004518000243 с описанием объекта закупки (приложение № 4 к извещению), на начальную (максимальную) цену контракта 1600 000 рублей. В соответствии с приложением № 4 к извещению к закупаемому жилому помещению установлены дополнительные требования – расположение квартиры в многоквартирном доме на 1 этаже.

Приобретение в станице Казанской в муниципальную собственность муниципального образования Кавказский район жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»), а также установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 Жилищного кодекса РФ, СанПиН 2.1.2.2645-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"), на выделенную начальную максимальную цену, не состоялось, что подтверждает протокол от 05 сентября 2018 года №0118300004518000243 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ данная информация размещена официальном сайте Единой информационной системы закупок http://zakupki.gov.ru/0118300004518000243.

Решением Совета муниципального образования Кавказский район от 31 октября 2018 года № 24 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Кавказский район от 29 ноября 2017 года № 506 «О бюджете муниципального образования Кавказский район на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на 2018 год в бюджете муниципального образования Кавказский район сумма на приобретение жилого помещения была увеличена и составила 2 226 000 рублей на приобретение в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ жилого помещения в целях дальнейшего предоставления его Дроздову Н.А. по договору социального найма в соответствии с решением Кропоткинского городского суда от 6 июля 2017 года по делу № 2а-1142/2017.

13.11.2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0118300004518000284 на приобретение жилого помещения в целях обеспечения жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с описанием объекта закупки (приложение № 4 к извещению), на начальную (максимальную) цену контракта 2 200 000 рублей.

По результатам проведенного электронного аукциона на основании протокола от 27 ноября 2018 года № 0118300004518000284-1 подведения итогов аукциона в электронной форме с победителем аукциона в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в станице Казанской.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ данная информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы закупок http://zakupki.gov.ru/0118300004518000284.

Электронные аукционы, извещения о которых размещены в феврале и августе 2018 года признаны в установленном порядке несостоявшимися (протокол от 22 февраля 2018 года № 0118300004518000058 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, протокол от 05 сентября 2018 года №0118300004518000243 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме) в связи с чем не имеют юридических последствий и не нарушают прав и законных интересов участников закупки.

Приобретенное по результатам закупки № 0118300004518000284 жилое помещение- жилой дом, общей площадью 68,2 кв. м., жилой площадью 39,4 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из трех комнат, обеспечен действующими, исправными, подключенными к соответствующим инженерным сетям и коммуникациям, системами жизнеобеспечения и безопасности (электроснабжение, газоснабжение центральное, водоснабжение центральное, отопление автономное), предоставлен по договору социального найма Дроздову Н.А.

Административный истец факт заключения с администрацией муниципального образования Кавказский район договора социального найма № 6 от 10 января 2019 года, а также подписание акта приемки-передачи жилого помещения от 17 января 2019 года, не оспаривает, подтверждает, что ключи от дома ему вручены и он переезжает в приобретенное ему жилое помещение, поскольку его дом признан непригодным для проживания.

Частью 1 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиям и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном в объеме.

Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий, служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Доводы административного истца о нарушении действиями администрации муниципального образования Кавказский район при проведении закупок № 0118300004518000058, № 0118300004518000243, № 0118300004518000284, его прав и интересов как инвалида, являются несостоятельными и не доказанными.

В судебном заседании установлено, и это обстоятельство не оспаривается сторонами, Дроздов Н.А. переселен по его воле из жилого дома, признанного непригодным для проживания, в жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности МО Кавказский район, пригодное для проживания, обеспеченное электричеством, подключенное к системе газоснабжения и водоснабжения. В связи с изложенным, доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов опровергаются установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Правом на обжалование в судебном порядке действий (бездействия) заказчика – администрации муниципального образования Кавказский район, в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Дроздов Н.А. не обладает, поскольку не являлся участником обжалуемых закупок и не выступал стороной заключенного по результатам электронного аукциона от 27.11.2018 года № 0118300004518000284 муниципального контракта на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район.

При таких обстоятельствах, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований Дроздову Н.А. отказать.

Нарушений прав административного истца судом не установлено, обжалуемые действия органа местного самоуправления осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Дроздова Николая Антоновича к Администрации муниципального образования Кавказский район о признании действий при приобретении жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий