Дело № 2а-200/2020
УИД 68RS0016-01-2020-000162-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 октября 2020 года р.п.Мучкапский Тамбовской области
Мучкапский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой О.А.,
при секретаре Володиной Т.А., Моревой Е.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Тамбовской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании записи в ЕГРН незаконной,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в лице своего представителя ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес> о признании записи в ЕГРН незаконной, возложении обязанности аннулировать запись. Указав, что решением Мучкапского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером № площадью 4542000 кв.м., адрес: <адрес> в границах кадастрового квартала №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, и право пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером № площадью 558600 кв.м., адрес: <адрес> - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства
ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО3 ФИО1 после вступления решения Мучкапского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу обратился с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, адрес (месторасположение): РФ, <адрес>, Мучкапский поссовет, земельный участок № А.
Согласно выписки из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет и на земельный участок с КН № за ФИО3 зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения.
Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования об аннулировании записи в ЕГРН по основаниям, изложенным в иске, поддержал. Обратился в суд с заявлением об уточнении административного иска, мотивировав, что произошла ошибка при заполнении заявления, в связи, с чем просил аннулировать запись в ЕГРН.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, с учетом частичного отказа представителя административного истца от административного иска, поскольку запись произведена в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме отказано в удовлетворении уточненного административного иска, поскольку заявлены новые основания административного иска, разъяснено право на обращение в суд с самостоятельным иском по вышеуказанным основаниям.
Определением Мучкапского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по требованию о признании действий (бездействий) административного ответчика по внесению записи в ЕГРН незаконной прекращено в связи с частичным отказом представителя административного истца от административных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке публичного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следовательно, для удовлетворения настоящего административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности: незаконность оспариваемого решения; нарушение прав административного истца, являющегося следствием данного решения. Отсутствие одной юридической составляющей, свидетельствует об отсутствии оснований у суда для удовлетворения административного иска. Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся в том числе вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права, а также в соответствии с п.п.1 ч. 3 ст.9 вносятся дополнительные сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости лица, соответствующее право которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее - предшествующий правообладатель), о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя, о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным, о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - записи об отметках в реестре прав на недвижимость)
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО3 ФИО1 после вступления решения Мучкапского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу обратился с заявлением о регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером №, адрес (месторасположение): <адрес>
Согласно выписки из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из п. 7 данной статьи следует, что п. 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Это же положение закреплено в пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, это сохранение целевого использования земельных участков (подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Согласно ст. 3 п. 9.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для введения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, адрес (месторасположение): <адрес>№ А, содержит следующие сведения: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, его оборот регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", положения которого не применяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, следовательно земельный участок не может быть оформлен в частную собственность на основании ст. 3 п. 9.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доводы о преюдиции по внесению записи в ЕГРН на основании решения суда о праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения, в спорных правоотношениях являются несостоятельными и не основаны на требованиях действующего законодательства.
Поскольку запись, содержащаяся в ЕГРН, соответствует требованиям законодательства и не нарушают права и свободы гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления о признании записи в ЕГРН незаконной, в связи с чем не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности по аннулированию спорной записи.
Руководствуясь ст. 175, 178- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В иске ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании записи в ЕГРН незаконной - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мучкапский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А.Борисова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.А.Борисова