ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2011/2023 от 14.07.2023 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-002313-05

№ 2а-2011/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.07.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ершовой Е.Ю.,

при секретаре Сухушиной В.А.,

помощник судьи Захарова А.И.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Томска ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Города Томска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Томска обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Города Томска. В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой г.Томска проведена проверка исполнения администрацией г.Томска требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в результате которой установлено, что вопреки установленным требованиям противопожарного законодательства не на всей территории муниципального образования «Город Томск» обеспечено создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения. Согласно представленным ГУ МСЧ России по /________/ сведениям, к участкам местности, не обеспеченным должным образом источниками противопожарного водоснабжения относятся, в том числе: /________/. Ранее, по результатам прокурорской проверки на необходимость устранения изложенных нарушений указывалось в представлении прокурора от /________//________/, вынесенном и.о. мэра г.Томска, однако до настоящего времени меры к устранению нарушений органом местного самоуправления не приняты. На необходимость устранения указанных нарушений администрации г.Томска неоднократно указывалось со стороны Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /________/, в том числе в предписаниях от /________//________/, от /________//________/, от /________//________/. При этом, согласно сведениям, представленным ГУ МЧС России по /________/ при тушении ряда пожаров на территории муниципального образования в связи с большой удаленностью источников наружного пожарного водоснабжения значительно увеличилось время тушения пожаров, а также площадь их распространения, что вызвало необходимость привлечения дополнительных сил и средств. Так, при тушении /________/ пожара в жилом доме с надворными постройками в /________/ заправка водой осуществлялась из пожарного гидранта на расстоянии /________/ км от места пожара, площадь пожара составила /________/ кв.м., время тушения пожара составило /________/. Непринятие администрацией г.Томска своевременных и исчерпывающих мер к обеспечению территорий муниципального образования источниками наружного противопожарного водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью их жителей, причинения вреда имуществу граждан и организаций. С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения вышеприведенных нарушений, полагал необходимым установить срок для исполнения обязанности по обеспечению соответствующих территорий источниками наружного противопожарного водоснабжения – не позднее /________/ со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации г.Томска, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий муниципального образования «Город Томск», а именно: /________/; обязать администрацию г.Томска не позднее /________/ с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий муниципального образования «Город Томск», а именно: /________/.

Определением Кировского районного суда г.Томска от /________/ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МЧС России по /________/.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г.Томска ФИО5 административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени приведенные в административном иске участки местности в г.Томске должным образом источниками противопожарного водоснабжения не обеспечены, соответствующие меры со стороны администрации г.Томска не приняты.

Административный ответчик администрация Города Томска, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву представителя административного ответчика администрации г.Томска ФИО6, действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на /________/, административный иск прокурора г.Томска не обоснован, доказательства необеспеченности источниками наружного противопожарного водоснабжения территории /________/ не представлены. Бездействие со стороны административного ответчика отсутствует, поскольку администрацией г.Томска организована работа по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения отдельных территорий МО «Город Томск». В целях реализации мероприятий, направленных на обеспечение противопожарным водоснабжением маловодных районов, расположенных на территории МО «Город Томск», разработана и поэтапно реализуется подпрограмма «Развитие инженерной инфраструктуры на 2015-2025 гг.» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на 2015-2025 гг.», утв. постановлением администрации г.Томска от /________//________/. Строительство источников наружного противопожарно водоснабжения осуществляется при строительстве сетей водоснабжения. В /________/ годах в /________/ было установлено 9 пожарных гидрантов. Строительство сетей водоснабжения в /________/ включено в подпрограмму «Развитие инженерной инфраструктуры на 2015-2025 гг.» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на 2015-2025 гг.», утв. постановлением администрации г.Томска от /________//________/ (письмо администрации г.Томска от /________//________/).

Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по /________/ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела, определив на основании ст. 150 КАС РФ, о рассмотрении административного дела в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от /________/ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Статьей 1 Федерального закона от /________/ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаорв, спасению людей и имущества от пожаров.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от /________/ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу требований ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от /________/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст. 19 Федерального закона от /________/ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /________//________/, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения; расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 8.9 свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от /________/ И2 225, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

В соответствии с подп. 1.17 п. 1 ст. 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от /________//________/, администрация Города Томска осуществляет полномочия по обеспечению организации первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г. Томска проведена проверка исполнения администрацией Города Томска требований законодательства в сфере пожарной безопасности.

По результатам прокурорской проверки установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям законодательства не на всей территории муниципального образования «Город Томск» обеспечено создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения.

Объекты защиты, расположенные в /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников, расположенных в радиусе не более 200 м от него, обеспечивающих нормативный расход воды; объекты защиты в /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников, расположенных в радиусе не более 200 м от него, обеспечивающих нормативный расход воды; объекты защиты в /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников расположенных в радиусе не более 200 м от него; объекты защиты в /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников расположенных в радиусе не более 200 м от него; объекты защиты в /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников расположенных в радиусе не более 200 м от него; территории /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения; объекты защиты в по адресам: /________/ не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения не менее чем от двух источников расположенных в радиусе не более 200 м от него. В целях принятия мер по пресечению выявленных нарушений, ГУ МЧС России по /________/ выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований, направлены информационные письма и предостережения о недопустимости нарушения закона. Контролируемое лицо неоднократно привлекалось к административной ответственности. В /________/ году, истекшем периоде /________/ года фактов невозможности своевременного принятия мер по тушению пожаров в связи с отсутствием в близи объекта пожара источников противопожарного водоснабжения, расположенного на нормативном расстоянии, не зафиксировано. В связи с большой удаленностью источников наружного противопожарного водоснабжения, (кратно более 200 м) значительно увеличилось время тушения пожаров, а также площадь их распределения, что всегда вызывало необходимость привлечения дополнительных сил и средств.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом ГУ МЧС России по /________//________/ от /________/, приложенным к нему списком, актом выездной проверки /________/, составленным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Томску управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /________/ от /________/, предписаниями управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по /________/ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности /________/ от /________/, /________/ от /________/, /________/ от /________/.

Как следует из письма и.о. управляющего делами администрации г.Томска /________/ от /________/, на территории муниципального образования «Город Томск» расположено /________/ источников наружного противопожарного водоснабжения: пожарных гидрантов – /________/ (/________/ на сетях ООО «Томскводоканал», /________/ объектовое водоснабжение); искусственных водоемов – /________/; водонапорных башен – /________/; пирсов -/________/. /________/ участков относятся к числу малообеспеченных противопожарным водоснабжением (/________/). Основная причина – отсутствие централизованных сетей водоснабжения. В целях реализации мероприятий, направленных на обеспечение противопожарным водоснабжением территорий муниципального образования «Город Томск», разработана и поэтапно реализуется подпрограмма «Развитие инженерной инфраструктуры на /________/ гг.» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на /________/ гг.», которая утверждена постановлением администрации г.Томска от /________//________/. В рамках указанной программы строительство сетей водоснабжения планируется осуществить в /________/ в /________/ г.; в /________/ в /________/ г.

В связи с выявленными нарушениями прокурором г.Томска /________/ и.о. Мэра г.Томску вынесено представление /________/ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, по итогам рассмотрения которого в части выявленных нарушений в области законодательства о пожарной безопасности, Мэром г.Томска сообщено (письмо /________/ от /________/), что в рамках подпрограммы «Развитие инженерной инфраструктуры на /________/ гг.» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на /________/ гг.» планируется осуществить строительство сетей водоснабжения на следующих участках, не обеспеченных должным образом источниками противопожарного водоснабжения, указанных в представлении, в том числе: /________/.

Таким образом, доводы, приведенные в представлении прокурора /________/, признаны администрацией Города Томска обоснованными, на что указано в ответе от /________//________/ прокурору г. Томска.

В дальнейшем на запрос прокуратуры г. Томска по результатам анализа соблюдения требований пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Томск» администрацией Города Томска в письме заместителя Мэра г.Томска администрации г.Томска /________/ от /________/ сообщено, что строительство источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города осуществляется при строительстве сетей водоснабжения. В /________/ и истекшем периоде /________/ года были установлены, в том числе 9 пожарных гидрантов в /________/. Учитывая существующее противопожарное водоснабжение на территории муниципального образования «Город Томск» по-прежнему остаются участками малообеспеченные источниками противопожарного водоснабжения: /________/, т.к. на данных участках отсутствуют сети водоснабжения. Указанные участки включены в подпрограмму «Развитие инженерной инфраструктуры на /________/ гг.» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами на /________/ гг.», утвержденную постановлением администрации г.Томска от /________//________/, реализация которой удовлетворит потребность по обеспечению их источниками противопожарного водоснабжения.

Вместе с тем, по результатам выездной проверки, проведенной сотрудниками ГУ МЧС России по /________/, установлено, что до настоящего времени допущенные нарушения не устранены, обязанность по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения указанных территорий муниципального образования «город Томск» администрацией Города Томска не исполнена. Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки /________/ от /________/.

Непринятие администрацией Города Томска своевременных и исчерпывающих мер к обеспечению вышеуказанных территорий муниципального образования источниками наружного противопожарного водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью их жителей, причинения вреда имуществу граждан и организаций.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации Города Томска, выразившегося в не исполнении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий муниципального образования «город Томск»: /________/, и правомерности требований прокурора г. Томска, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и возложении на администрацию Города Томска обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий муниципального образования «город Томск» по указанным адресам, удовлетворению административных исковых требований.

Доводы административного ответчика об отсутствии со стороны администрации г.Томска бездействия безосновательны и опровергаются материалами дела.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд полагает, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда – в течение /________/ с даты вступления судебного решения в законную силу, является разумным и достаточным для обеспечения соблюдения баланса сторон с учетом всех установленных по делу обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора г.Томска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Города Томска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Томска, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения территорий муниципального образования «Город Томск»: /________/.

Обязать администрацию Города Томска в срок не позднее 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения территории муниципального образования «Город Томск»: /________/.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Ершова

Решение принято в окончательной форме /________/.