Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2019 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2013/2019 по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области ФИО1 к Прокурору Иркутской области Воронину Александру Борисовичу, Прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Губернатор Иркутской области ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Прокурору Иркутской области, в котором просит признать представление прокурора Иркутской области от 19.02.2019г. № 21-09-19/1830 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным.
В обоснование административного искового заявления указано, что Прокурором Иркутской области Губернатору Иркутской области внесено представление от 19 февраля 2019 года № 21-09-19/1830 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В представлении изложен анализ ситуации, связанной с реализацией на территории Иркутской области Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Не оспаривая наличие определенных проблем в реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, необходимость принятия всеми органами государственной власти Иркутской области мер, направленных на исправление ситуации в указанной сфере общественных отношений, а также осознавая необходимость принятия соответствующих мер со своей стороны, административный истец полагает, что прокурором Иркутской области допущено нарушение закона при определении формы мер прокурорского реагирования. В частности, статьей 9 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) предусмотрено, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Указанное право прокурора на участие в правотворческой деятельности является самостоятельным, Федеральный закон № 2202-1 не предполагает его смешение с другими полномочиями прокурора, в том числе, по принятию мер прокурорского реагирования. В свою очередь частью 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Таким образом, закон предусматривает для представления прокурора следующие характерные признаки: наличие факта нарушения закона; возможность устранения допущенных нарушений; внесение представления в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Изложенные требования прокурора свидетельствуют о том, что представление внесено с нарушением статьи 24 Федерального закона № 2202-1, поскольку данные требования не обладают признаками исполнимости и внесены неполномочному лицу. Так в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, является бюджет. Деятельность органов государственной власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов составляет содержание бюджетного процесса, регламентированного нормами БК РФ и Закона Иркутской области от 23 июля 2008 года № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области». Согласно статье 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, являются бюджетными обязательствами. Бюджетное законодательство не устанавливает приоритетов бюджетной обеспеченности тех или иных бюджетных обязательств, соответственно, бюджетное обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями подлежит исполнению за счет бюджетных средств наряду с другими бюджетными обязательствами. Статьей 174.2 БК РФ установлено, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется не произвольно, а в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом. Применительно к областному бюджету такая методика установлена приказом министерства финансов Иркутской области от 6 августа 2012 года № 35н-мпр «Об установлении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований областного бюджета». Таким образом, требование прокурора не может являться основанием для изменения объема бюджетного финансирования на те или иные мероприятия, а бюджетное планирование осуществляется в строгом соответствии с законодательством. При этом важно отметить также, что бюджет утверждается законом. Утверждение областного бюджета (включая внесение в него изменений) относится к бюджетным полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области (статья 2 Закона области № 55-оз). Только Законодательное Собрание Иркутской области, являясь единственным органом законодательной власти в Иркутской области, обладает полномочиями по принятию законов Иркутской области (статья 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 44 Устава Иркутской области). Губернатор Иркутской области имеет возможность внести на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области проект закона, предусматривающий увеличение финансирования мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, но данный законопроект в ходе его рассмотрения в Законодательном Собрании Иркутской области может быть изменен (как по объемам финансирования, так и в целом вплоть до исключения из него соответствующих предложений), либо вовсе может быть отклонен Законодательным Собранием Иркутской области. В этом случае нарушение закона, указанное в представлении, не будет устранено. Таким образом, Губернатор Иркутской области не имеет возможности самостоятельно исполнить требование, изложенное в представлении, «устранить указанные в представлении нарушения закона», а исполнение данных требований зависит от всех участников бюджетного процесса и главным образом зависит от факта принятия Законодательным Собранием Иркутской области закона Иркутской области. Пункт 21 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» предписывает деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности. Пунктом 13 указанного приказа прокурорам предписано при внесении актов реагирования оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством. Представление не соответствует обозначенным положениям, поскольку в силу его внесения неполномочному лицу носит формальный характер и не направлено на реальное восстановление законности, а также, поскольку не учитывает возможные негативные последствия, связанные с переформатированием областного бюджета (увеличение финансирования одних статей неизбежно потребует снижения финансирования других расходов, что может повлечь массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина, нарушение нормального функционирования государства). В соответствии со статьей 179 БК РФ, частью 4 статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области является Правительство Иркутской области (пункт 3 части 1 статьи 9, статья 64 Устава Иркутской области). При этом в соответствии с частью 3 статьи 64 Устава Иркутской области структуру Правительства Иркутской области составляют должности первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министров Иркутской области. Губернатор Иркутской области в состав и структуру Правительства Иркутской области не входит. Подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы входит в состав государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года № 780-пп. Таким образом, указанная государственная программа утверждена нормативным правовым актом Правительства Иркутской области (статья 67 Устава Иркутской области, статья 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Частью 7 статьи 7 Закона № 1-оз предусмотрено, что внесение изменений в правовые акты области осуществляются посредством издания правовых актов области тех же вида и формы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области, настоящим Законом или иными законами области. Таким образом, изменение государственной программы возможно только путем принятия постановления Правительства Иркутской области. Законодательством не предусмотрены случаи изменения таких актов путем издания других правовых актов. Частью 6 статьи 12 Закона № 1-03 установлено, что постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области. Губернатор Иркутской области полномочиями по изданию постановлений Правительства Иркутской области не обладает. Таким образом, в указанной части представление внесено лицу, который не полномочен устранить нарушение закона. При этом важно также отметить, что, целевые показатели подпрограммы установлены в государственной программе, то есть в нормативном правовом акте, и являются частью нормативного правового акта. Указывая в представлении на необходимость изменения целевых показателей названной подпрограммы, прокурор Иркутской области соответствующих обоснований не приводит, в связи с чем, по сути, данное замечание является субъективным и не основанным на положениях законодательства, регулирующих вопросы разработки государственных программ Иркутской области и определения целевых показателей. Как указано выше, принятие законов Иркутской области является исключительным полномочием Законодательного Собрания Иркутской области. Губернатор Иркутской области обладает только правом законодательной инициативы (статья 53 Устава Иркутской области), однако предложенные им законопроекты могут изменяться путем поправок, предлагаемых другими субъектами права законодательной инициативы, либо вовсе отклоняться Законодательным Собранием Иркутской области. В этой связи требование о внесении изменений в Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-03 «О порядке обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» внесено лицу, не полномочному на устранение нарушений законодательства. Кроме того, в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями действуют следующие нормативные правовые акты: постановление Правительства Иркутской области от 20.02.2013 № 53-пп «О Порядке организации работы по формированию, ведению и актуализации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области»; постановление Правительства Иркутской области от 15.02.2017 № 96- пп «Об установлении Порядка организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области»; постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2013 № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как видно, нормативные правовые акты в указанной сфере приняты Правительством Иркутской области. Принимая во внимание, ранее приведенные положения законодательства о полномочиях по изменению правовых актов, представление внесено лицу, не полномочному на устранение нарушений закона. Кроме того, требование о внесении изменений в Закон № 164-03 и другие нормативные правовые акты, не является конкретизированным, не указаны положения законодательства, которые нарушаются в результате действия таких правовых актов. В этой связи представление прокурора Иркутской области не обладает признаками ясности и исполнимости, предполагает для прокурора Иркутской области, осуществляющего последующий надзор за исполнением его требований, неограниченно широкую возможность усмотрения при оценке действий Губернатора Иркутской области в качестве надлежащего или ненадлежащего исполнения представления. Представление возлагает на административного истца не предусмотренные законодательством обязанности. При этом в связи с неисполнимостью требований прокурора ввиду отсутствия соответствующих полномочий, а также отсутствием фактов вменяемых нарушений закона, в отношении административного истца могут быть незаконно приняты меры по привлечению к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 06.05.2019г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Иркутской области.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представители Прокуратуры Иркутской области Лохова Е.Ю., Шебетникова Ж.В., Букина О.Я. заявленные требования полагали не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Губернатор Иркутской области ФИО1, прокурор Иркутской области Воронин А.Б. в судебном заседании отсутствуют, уведомлены о судебном заседании надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Прокуратурой Иркутской области по результатам проверок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее дети-сироты), органами исполнительной власти области в адрес Губернатора Иркутской области ФИО1 вынесено представление прокурора Иркутской области № 21-09-19/1830 от 19.02.2019г., в котором прокурор требует от Губернатора Иркутской области ФИО1 рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области; принять незамедлительно исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений закона, в т.ч. в деятельности министерства имущественных отношений области. С этой целью в процессе исполнения областного бюджета 2019 года рассмотреть вопрос об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в т.ч. исполнение судебных решений в отношении данных лиц, а также увеличение целевых показателей областной государственной подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы» по количеству приобретенных и предоставленных лицам из числа детей-сирот жилых помещений в текущем и последующих годах. Внести изменения в Закон области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» и иные нормативные правовые акты, направленных на совершенствование порядка формирования специализированного фонда. Поставить на систематический контроль деятельность министерства имущественных отношений области в рассматриваемой сфере с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок.
Как следует из оспариваемого представления прокурора Иркутской области № 21-09-19/1830 от 19.02.2019г., Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что одна из приоритетных в социальной политике области задача обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее дети-сироты), органами исполнительной власти области своевременно и качественно не выполняется. Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот на получение жилья, а также требования Президента РФ обеспечить их максимальное соблюдение, в области год за годом наблюдается увеличение численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем (на 01.01.2019 – 13 942 чел., из них 9 883 в возрасте старше 18 лет, на 01.01.2018 – 13 158, из которых 9 205 в возрасте старше 18 лет). Ключевой проблемой, препятствующей соблюдению жилищных прав детей- сирот, является несоответствие объема выделяемых бюджетных средств фактическому количеству таких лиц, которые должны быть обеспечены жильем по мере возникновения такого права, в т.ч. по достижении 18-летнего возраста. Ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год прокуратура области ставит вопрос о необходимости рассмотрения вопроса об увеличении размера бюджетных ассигнований в объемах, Необходимых для обеспечения жилищных прав детей-сирот. Однако должны образом он не рассматривается и проблема усугубляется. Так, начиная с 2017 года, наблюдается отрицательная тенденция к снижению объемов финансирования из областного бюджета затрат на обеспечение жильем детей-сирот (2017 г. - 499 млн.руб., 2018 г. - 443,5 млн.руб., 2019 г. - 301,6 млн.руб.). В частности, на текущий год объем финансирования был предусмотрен Законом области от 18.12.2017 № 98-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и областной подпрограммой по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье на 2014 - 2020 годы». Однако не был пересмотрен в сторону увеличения при формировании областного бюджета на 2019 год ввиду роста стоимости квадратного метра для строительства или приобретения жилья для указанной категории граждан в регионе с 35 098 руб. в 2017 г. до 40 075 руб. в 2018. В результате такого бездействия целевые показатели вновь принятой на 2019-2024 г.г. подпрограммы по количеству приобретенных и предоставленных лицам из числа детей-сирот жилых помещений снижены с 574 до 537. Также снижены показатели на 2020 г. с 587 до 549, что недопустимо, и не только не позволит смягчить имеющуюся напряженность, но может отрицательным образом сказаться на софинансировании из федерального бюджета мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда области для детей-сирот и обеспечению их жильем. Кроме того, это не соответствует условиям предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296, в соответствии с которыми действующие на территории субъекта РФ программы (подпрограммы) должны обеспечивать отсутствие либо ежегодное сокращение задолженности субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в случае наличия у субъекта РФ такой задолженности на начало отчетного финансового года (пп. «б» п.4). Таким образом, социальная значимость и сложность проблем, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, обусловливает необходимость решения вопроса об увеличении финансовой составляющей областных государственных обязательств, учитывая, что в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот, в т.ч. на жилое помещение, является расходным обязательством субъектов РФ. Кроме того, органами прокуратуры области вскрываются грубейшие нарушения, влекущие крайне неэффективное расходование бюджетных средств. В 2017-18 г.г. выявлены факты несвоевременного и не в полном объеме освоения средств, выделенных на обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями. Несмотря на большое число нуждающихся в жилье, в 2018 г. количество предоставленного жилья лицам из числа детей-сирот сократилось с 756 до 410 и неиспользованными остались 50,7 млн.руб. из предусмотренных бюджетом области. Если 46,7 млн.руб. не освоены в связи с тем, что застройщики 324 квартир в г.г. Иркутске и ФИО3 не исполнили обязательства по госконтрактам на участие в долевом строительстве в части ввода домов в эксплуатацию в установленные контрактами сроки, то 3,9 млн.руб. - исключительно в связи с ненадлежащим исполнением министерством имущественных отношений области (далее министерство) своих полномочий и не заключением гос. контрактов. Этому способствовало нарушение министерством ст. 16 Закона области от 18.12.2017 № 98-оз «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в части не определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе на строительство, приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность области не позднее 100 календарных дней со дня доведения до получателей средств областного бюджета утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Так, по состоянию на 01.07.2018 министерством не были определены поставщики (подрядчики, исполнители) на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот на сумму более 400 млн.руб., на 01.10.2018 - 33 719,8 тыс.руб., что влечет нарушение прав указанной категории граждан. Изложенное свидетельствует о нарушении ст.ст.34, 158 Бюджетного кодекса РФ об эффективном, экономном и результативном использовании бюджетных средств. В связи с этим, органам государственной власти области в предстоящий период, наряду с задачей по увеличению финансирования мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот за счет средств областного бюджета, необходимо рассмотреть вопрос о возврате неиспользованных в 2018 г. средств распорядителю в лице министерства и целевому их использованию. В отсутствие должного финансового наполнения, в настоящее время становятся проблемными и другие вопросы, связанные с защитой жилищных прав лиц из числа детей-сирот, поскольку с 77 до 127 увеличилось число не исполненных решений суда, обязывающих министерство имущественных отношений области предоставить им жилое помещение. По всем решениям суда гражданами получены исполнительные листы, которые предъявлены в службу судебных приставов для исполнения. Длительное неисполнение должником решения суда ущемляет права взыскателей, влечет дополнительную нагрузку на областной бюджет ввиду выплат детям-сиротам компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок. Наряду с указанным, не выполнение целевых показателей областной государственной подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы» в части не предоставления 695 жилых помещений лицам из числа детей-сирот в 2018 г., снизило процент удовлетворяемости имеющейся потребности в жилье для данной категории граждан с 7-9% в 2016-2017 г.г. до 4%. Данная отрицательная тенденция будет сохраняться в дальнейшем, учитывая целевые показатели соответствующей подпрограммы области на 2019 - 2024 годы, а также вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства в части недопустимости предоставления лицам из числа детей-сирот более 25% квартир в одном многоквартирном доме. Многочисленны выявляемые прокурорами факты несвоевременного заселения жилых помещений при указанной численности нуждающихся. С грубым нарушением регионального законодательства в 2018 г. проведено заселение более 300 жилых помещений. Этому способствуют нарушения министерством имущественных отношений области требований Закона области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» от 28.12.2012 №164-03 (далее Закон №164-03) при приобретении и строительстве жилья, осуществляемого без учета численности лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на текущий год в конкретных территориях, и в отсутствие планирования этой деятельности. Например, в п.Куйтун, наряду с построенными в 2017 г. и с трудом заселенными в течение 9 месяцев 2018 г. 37 квартирами, осуществлено строительство еще 72 квартир при численности подпадавших под заселение в 2018 г. 48 человек. И наоборот, в г.Ангарске требовалась 21 квартира, приобретено только 5, в г.г. Черемхово и Тайшет требовалось 77 и 44 квартиры соответственно, строительство и приобретение не осуществлялось вовсе. В результате лицам из числа детей-сирот, проживающим в г.г.Ангарске, Черемхово, Тайшете предложены жилые помещения в п.Куйтун, г.Зима. Многие из них отказались от заселения, вновь оставшись без квартир, чем был нарушен принцип социальной справедливости, поскольку лица из числа детей-сирот вновь были лишены возможности обеспечения жильем по дате обращения в хронологической последовательности и по месту жительства, поскольку министерство, игнорируя указанные требования Закона, за основу необоснованно беря предоставленную ст.2 Закона №164-03 возможность обеспечения жилыми помещениями в порядке исключения по согласию граждан в другом населенном пункте. Результатом этого, наряду с несвоевременным заселением, в случае обеспечения по согласию, зачастую является ненадлежащее использование лицами из числа детей-сирот предоставленных жилых помещений (сдача в аренду либо пустующее жилье). При этом министерством мониторинг надлежащего использования жилья не проводится. На начало текущего года остались не заселенными 23 жилых помещения в <...> - в <...> - в г. Алзамай Нижнеудинского района, 1 - в г. Тулуне. Анализ списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями показал, что в соответствии с целевыми показателями соответствующей подпрограммы на 2019 - 2024 годы, в 2019 г. подлежат обеспечению жилыми помещениями 292 лица из числа детей-сирот в <...>- в <...> - в <...> - в <...> - в <...> - в <...> - <...> -в Чунском районах, 20 - в Нижнеилимском районе, 18 - в Олыфнском районе, 17 - в <...> - в <...> - в Киренском районе, 15 - в Аларском районе, 9 - Боханском районе, 11 — в <...> - в <...> - в <...> - в Иркутском, по 8 - в Казачинско-Ленском и Осинском районах, по 7 в Заларинском и Усть-Удидском районах, по - 5 в г.Усть-Илимске, Жигаловском и Нукутском районах, по 1 - в эксплуатацию 324 районах, 4 - в Качугском, по 3 - в Мамско-Чуйском и Братском, Балаганском и Баяндаевском районах, с учетом не введенных в квартир. Соответственно, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот в области необходимо в текущем году осуществлять с учетом этих данных. Кроме того, положение в сфере обеспечения жильем детей-сирот осложняется тем, что решением Иркутского областного суда от 07.12.21018 признана не действующей со дня вступления решения в силу статья 5 Закона области №164-03 в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объемах для своевременного обеспечения жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, что потребует в Закон № 164-03 и иные нормативные правовые акты, совершенствование порядка формирования специализированного. В связи с вышеперечисленным, прокурор полагает необходимым незамедлительное принятие органами государственной власти области дополнительных мер, направленных на реальное устранение нарушений жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из ответа Губернатора Иркутской области ФИО1 от 27.03.2019г. на представление прокурора Иркутской области от 19.02.2019г. № 21-09-19/1830, представление прокурора рассмотрено и на него дан ответ, согласно которому, необходимость разрешения проблем, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, является актуальной, в связи с этим по результатам рассмотрения представления приняты следующие решения: министерству имущественных отношений Иркутской области поручено разработать «Дорожную карту по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы» (далее – Дорожная карта) с учетом увеличения денежных средств из областного бюджета. На первом этапе составления Дорожной карты министерству имущественных отношений Иркутской области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения жилых помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях Иркутской области (учесть возможность выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании). Срок исполнения: 20 апреля 2019 года; министерству имущественных отношений Иркутской области и министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категории граждан в муниципальных образованиях Иркутской области с учетом приобретения жилых помещений для детей-сирот. На заседании Градостроительного совета при Губернаторе Иркутской области рассмотреть вопрос обеспечения детей-сирот жилыми помещениями с обсуждением имеющихся проблем. Срок исполнения: 30 апреля 2019 года. На основании анализа собранной информации для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных финансовых средств из бюджета Иркутской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с бюджетным законодательством. Относительно требования о внесении изменений в Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее - Закон) и иные нормативные правовые акты информирует, что в результате рассмотрения представления не установлено, в какой части требуется изменение соответствующих правовых актов. Более того, решение Иркутского областного суда о признании недействующим статьи 5 Закона не вступило в законную силу, и обжалуется Законодательным Собранием Иркутской области апелляционной порядке. Кроме того, обращено внимание, что единственным органом законодательной власти в Иркутской области, который полномочиями по принятию законов Иркутской области (Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 44 Устава Иркутской области), является Законодательное Собрание Иркутской области. Соответственно, в случае, если прокурор полагает, что Закон не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, требование об изменении Закона следует внести в данный орган государственной власти. В свою очередь, если анализ практики правоприменения, а также исполнение принятых выше решений выявит необходимость корректировки Закона, Губернатором будет рассмотрен вопрос о реализации права законодательной инициативы. Деятельность министерства имущественных отношений Иркутской области в части исполнения приведенных выше решений поставлена на контроль.
Из дополнения первого заместителя губернатора иркутской области - председателя правительства Иркутской области ФИО4 от 15.04.2019г. к письму Губернатора Иркутской области ФИО1 от 17.04.2019г. о рассмотрении представления прокуратуры Иркутской области от 19.02.2019г. № 21-09-19/1830 следует, что необходимость разрешения проблем, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области (далее - жилые помещения), является актуальной и находится на особом контроле Правительства Иркутской области. 11.03.2019г. по итогам совещания с участием представителя прокуратуры Иркутской области по рассмотрению представления прокуратуры Иркутской области «Об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органам государственной власти Иркутской области был дан ряд поручений, направленных на решение вышеуказанной проблемы и выработку механизма организации работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, позволяющего в 2019-2,021 годах обеспечить жилыми помещениями максимальное количество детей-сирот. Так, министерству имущественных отношений Иркутской области поручено в срок до 20.04.2019г. разработать «Дорожную карту по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы» (далее - Дорожная карта) с учетом необходимости увеличения объема денежных средств из областного бюджета. На первом этапе составления Дорожной карты министерству имущественных отношений Иркутской области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях Иркутской области (учесть возможность выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании). Министерству имущественных отношений Иркутской и министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской в срок до 30.04.2019г. поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категорий граждан в муниципальных образованиях Иркутской области с учетом приобретения жилых помещений для детей-сирот, а также на заседании Градостроительного совета при Губернаторе Иркутской области рассмотреть вопрос обеспечения детей-сирот помещениями с обсуждением имеющихся проблем. На основании анализа собранной информации для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных финансовых средств из бюджета Иркутской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закона.
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Согласно ст. 57 Устава Иркутской области, Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области, представляет Иркутскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями и гражданами, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Иркутской области; возглавляет исполнительную власть Иркутской области; обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области с иными органами государственной власти Иркутской области и с иными государственными органами Иркутской области; в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Иркутской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и иными муниципальными органами муниципальных образований Иркутской области и общественными объединениями.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 11.05.2010 №30-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» исполнительными органами государственной власти Иркутской области являются Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Согласно ст. 1 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, управлению государственной собственностью Иркутской области, а также осуществляющим функции в сфере территориальной обороны и гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), пожарной безопасности.
Статьей 5 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом, которым является министерство имущественных отношений Иркутской области.
При таких обстоятельствах представление в части принятия мер в деятельности министерства имущественных отношений области, постановке на систематический контроль деятельности министерства имущественных отношений Иркутской области вынесено Губернатору Иркутской области правомерно.
Суд учитывает, что по результатам рассмотрения представления, министерству имущественных отношений области поручено подготовить информацию с анализом возможности строительства и приобретения жилых помещений для детей-сирот в муниципальных образованиях области, принимая во внимание возможное выделения земельных участков, согласие детей-сирот на предоставление жилых помещений в определенном муниципальном образовании.
Кроме того, Министерству имущественных отношений области совместно с Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области поручено рассмотреть возможность совмещения программ строительства жилых помещений для различных социальных категорий граждан.
Также Губернатор Иркутской области проинформировал прокурора Иркутской области о постановке деятельности министерства имущественных отношений области на контроль, а также о рассмотрении вопроса реализации права законодательной инициативы в случае выявления такой необходимости по результатам выполнения вышеуказанных поручений, суд приходит к выводу, что Губернатором Иркутской области приняты меры для устранения нарушений законодательства, изложенных в представлении прокурора в этой части.
В соответствии с положениями постановления Правительства области от 26.07.2013 № 282-пп «Об утверждении Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации» государственные программы области подлежат утверждению Правительством области.
В рамках полномочий, возложенных законодательством, как должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть Иркутской области, Губернатор области вправе инициировать перед Правительством области, исполнительными органами государственной власти области решение конкретных вопросов, в том числе, связанных с внесением изменений в госпрограммы.
Деятельность органов государственной власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов является бюджетным процессом и регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ, Закона Иркутской области от 23.07.2008 №55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» и принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
В соответствии со ст.ст. 6, 14, 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется на основании расходных обязательств, принятых с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Обеспечение детей-сирот жильем относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу ст. 14 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, осуществляют иные полномочия.
Согласно ст. 53 Устава Иркутской области, Губернатору Иркутской области принадлежит право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области.
В соответствии со ст. 16 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз «О бюджетном процессе Иркутской области» внесение проекта закона области об областном бюджете на рассмотрение в Законодательное Собрание Иркутской области является исключительным правом Губернатора Иркутской области.
В соответствии с ч.3 статьи 54 Устава Иркутской области проекты законов области об изменении финансовых обязательств Иркутской области, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием области по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление в части требований рассмотрения в процессе исполнения областного бюджета 2019 года вопроса об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в т.ч. исполнение судебных решений в отношении данных лиц, а также увеличение целевых показателей областной государственной подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы» по количеству приобретенных и предоставленных лицам из числа детей-сирот жилых помещений в текущем и последующих годах соответствует закону.
Доводы административного иска о том, что данная обязанность по внесению изменений в бюджет Иркутской области незаконно возлагается на Губернатора Иркутской области несостоятельны, поскольку данным требованием не возлагается на Губернатора Иркутской области обязанность изменить бюджет Иркутской области, а предлагается решить вопрос об увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот в процессе исполнения областного бюджета 2019 года, в рамках предоставленных Губернатору Иркутской области полномочий.
Доводы представителя административного истца о том, что Губернатор Иркутской области не относится к органам исполнительной власти области, не может руководить их деятельностью, контролировать их работу противоречат положениям ст. 57 Устава Иркутской области.
По результатам рассмотрения представления Губернатор области, в части исполнения предложений прокурора области о рассмотрении вопроса по увеличении финансирования мероприятий по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, указал, что министерству имущественных отношений области поручено разработать «Дорожную карту (план мероприятий) по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот на 2019-2021 годы» с учетом увеличения денежных средств из областного бюджета.
Согласно ст. ст. 44-46, 55 Устава Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области осуществляет свою деятельность, в том числе путем принятия Законов Иркутской области.
Статьей 9 Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 30-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области» также определено, что Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы области и постановления.
Порядок внесения и рассмотрения проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, а также порядок обнародования и вступления в силу законов области и постановлений Законодательного Собрания определяются Уставом Иркутской области, законом области и Регламентом Законодательного Собрания.
Правом законодательной инициативы обладают, помимо депутатов Законодательного собрания Иркутской области и иные субъекты правотворчества.
Оспариваемым представлением Губернатору Иркутской области предложено принять меры к устранению нарушений закона, в том числе, внести изменения в Закон области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» и иные нормативные правовые акты, направленных на совершенствование порядка формирования специализированного фонда.
Из буквального толкования данной части представления следует, что Губернатору Иркутской области предлагается внести изменения в закон Иркутской области и иные нормативные правовые акты, а не принять их.
Как указано судом выше, в соответствии со ст. 53 Устава Иркутской области, Губернатору Иркутской области принадлежит право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области.
В силу ч. 2 ст. 54 Устава Иркутской области, проекты законов Иркутской области, внесенные в порядке реализации права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Таким образом, предложение прокурора в оспариваемом представлении о внесении изменений в Закон области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» и иные нормативные правовые акты, направленных на совершенствование порядка формирования специализированного фонда законно,
Доводы административного истца о том, что прокурору также принадлежит право законодательной инициативы, предусмотренное статьей 9 Закона № 2202-1 несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, наличие у прокурора права законодательной инициативы не исключает такого права у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и не свидетельствует о незаконности вынесенного представления.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое представление внесено с нарушением статьи 24 Федерального закона № 2202-1, поскольку данные требования не обладают признаками исполнимости и внесены неполномочному лицу, опровергаются ответами Губернатора Иркутской области от 27.03.2019 и первого заместителя губернатора Иркутской области - председателя правительства Иркутской области от 15.04.2019г.
Как следует из доводов административного иска и пояснений представителя административного истца в судебном заседании, проблема обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в Иркутской области имеет место быть, вопросы необходимости принятия всеми органами государственной власти Иркутской области мер, направленных на исправление ситуации в указанной сфере общественных отношений актуальны, в связи с чем, суд приходит к выводу, что у прокурора имелись основания для мер прокурорского реагирования в виде вынесения представления.
Принимая во внимание вышеизложенное, представление прокурора Иркутской области от 19.02.2019г. основано на нормах права, вынесено в рамках предоставленных данному государственному органу полномочий, соблюден порядок его принятия, оснований для выводов о его незаконности нет.
По смыслу ст.4 и ст.218 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные права и законные интересы. В порядке административного судопроизводства могут быть обжалованы решения и действие (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.
Доказательств того, что оспариваемым решением нарушена права и законные интересы Губернатора Иркутской области, на него незаконно возложены обязанности либо он привлечен к ответственности суду не представлено.
Доводы представителя административного истца о том, что в случае неисполнения представления должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не состоятельны, поскольку по смыслу положений ст. 218 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные права и законные интересы, а не предполагаемые нарушения.
Суд также учитывает правовую позицию представителей административных ответчиков в судебном заседании в части того, что оспариваемое представление Губернатором Иркутской области исполнено.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.
Учитывая, что оспариваемое представление внесено прокурором 19.02.2019г., административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 01.04.2019г., суд полагает, что административным истцом предусмотренный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Губернатора Иркутской области ФИО1 к Прокурору Иркутской области Воронину Александру Борисовичу, Прокуратуре Иркутской области о признании незаконным представления прокурора Иркутской области от 19.02.2019г. № 21-09-19/1830 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 07.06.2019г. Н.Н. Исакова