ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2013/2022 от 11.10.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-2013/2022

24RS0013-01-2022-001201-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Демидовой В.В.

при секретаре Лошмановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Емельяновского района проведена проверка соблюдения законодательства о содержании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В рамках проверки, проведенной в марте 2022 с привлечением специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля, прокуратурой установлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, постановления Правительства РФ от 03.04.2013 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Имеется разрушение до арматуры балконных плит указанного дома в подъезде № 2 в помещении тамбура, на лестничной площадке первого этажа, в квартирах первого этажа имеется уклон перекрытий, имеется выветривание строительного раствора в кирпичной кладке наружных ограждающих конструкций дома, расслоение рядов кладки. На поверхности кирпичной кладки наружных ограждающих конструкций дома имеются трещины. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой района в 2020г. 21.02.2020 прокуратурой района объявлено предостережение главе Солонцовского сельсовета о недопустимости нарушений ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 2, 44, 45 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», возлагающего на орган местного самоуправления обязанности по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, соблюдению прав граждан на благоприятную окружающую среду и надлежащие условия для осуществления права на жилище. 11.03.2020 прокуратурой района главе Солонцовского сельсовета внесено представление по факту непринятия мер по обследованию многоквартирного дома, 9.04.2020 в удовлетворении представления отказано. 18.03.2020 на основании требования прокуратуры Службой строительного контроля и строительного надзора в Солонцовский сельсовет направлено заключение о проведении оценки соответствия многоквартирного дома. Согласно данного заключения многоквартирный дом имеет ряд неисправностей конструктивных элементов, в связи с чем администрации предложено рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 17.04.2020 администрацией Солонцовского сельсовета проведено заседание комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на котором принято решение предложить собственникам жилых помещений представить заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД. Администрацией Солонцовского сельсовета в нарушение п.п. 46,47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, вопрос о признании многоквартирного дома по адресу: п. Солонцы, Емельяновского района, ул. Новостроек, 1 аварийным по существу не рассмотрен, органом местного самоуправления не организовано обследование дома силами специализированной организации. Таким образом, администрация Солонцового сельсовета, обладая необходимыми полномочиями, с 11.03.2020 не принимает мер, направленных на признание указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Неправомерно бездействуя, администрация сельсовета не предприняла мер к проведению обследования технического состояния строительных конструкций спорного жилого дома. Просил признать незаконным бездействие администрации Солонцовского сельсовета по не организации обследования силами специализированной организации многоквартирного дома по адресу: <адрес> в целях решения вопроса о признании дома аварийным; обязать администрацию Солонцовского сельсовета получить заключение специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Солонцовского сельсовета после получения заключения специализированной организации по результатам обследования несущих конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес> в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести межведомственную комиссии с целью принятия решения о признании либо не признании дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.

Судом к участию в деле заинтересованными лицами привлечены администрация Емельяновского района Красноярского края, ООО «Ремей» (л.д. 1,70).

В судебном заседании ст. помощник прокурора Стонт Н.В. административные исковые требования поддержала, представитель административного ответчика Трифонова Н.В. (доверенность, диплом- л.д. 46-47) против удовлетворения исковых требованийвозражала. Представители администрации Емельяновского района Красноярского края, ООО «Ремей» в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом (л.д.-73-75).

В судебных заседаниях административный истец настаивал, что бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку администрация Солонцового сельсовета, обладая необходимыми полномочиями, с 11.03.2020 не принимает мер, направленных на признание указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Неправомерно бездействуя, администрация сельсовета не предприняла мер к проведению обследования технического состояния строительных конструкций спорного жилого дома. Просила признать бездействие административного ответчика незаконным, применить восстановительную меру.

Представитель административного ответчика просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Пунктом 7 Положения (в редакции на день принятия оспариваемых актов) установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Администрацией Солонцовского сельсовета создана указанная комиссия. Положением № 47 установлено, что заключение специализированной организации является обязательным документом при рассмотрении вопроса о признании МКД аварийным, а отсутствие необходимых документов - основанием для возвращения заявления без рассмотрения. В администрацию Солонцовского сельсовета 07.04.2020 поступило заявление от председателя Совета дома по адресу: <адрес>. 17.04.2020 проведено заседание комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на котором принято решение предложить собственникам жилых помещений представить заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД. Согласно п. 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Решение комиссии обжаловано не было, повторно собственники квартир в МКД по ул. Новостроек, 1 не обращались. Прокуратуре Емельяновского района о данных обстоятельствах известно с мая 2020 г., что подтверждается представленным истцом в материалы дела письмом исх. № 66 от 27.05.2020 главы администрации Солонцовского сельсовета заместителю прокурора с приложением копии протокола заседания комиссии от 17.04.2020 и копии письма представителю собственника МКД. Ни решение комиссии, ни действия (бездействия) администрации Солонцовского сельсовета в установленный КАС РФ трехмесячный срок оспорены не были. Пропуск административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Жилой дом по адресу п. <адрес> находится в муниципальной собственности Емельяновского района Красноярского края. Представленное в материалы дела решение Емельяновского районного Совета депутатов № 11-98Р от 19.06.2002 не может являться доказательством наличия права собственности Солонцовского сельсовета на МКД по ул. Новостроек, 1 при отсутствии решения Солонцовского сельского Совета депутатов о принятии перечисленного в решении № 11-98Р имущества. В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшим на момент принятия решения № 11-98Р от 19.06.2002, абзац 3 статьи 6: «муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается». Поскольку администрация Солонцовского сельсовета не является балансодержателем МКД, на нее не может быть возложена обязанность по проведению обследования силами специализированной организации МКД по адресу <адрес>

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Емельяновского района письмом от 11.03.2020 № 7/2-03-2020 руководителю службы строительного надзора и жилищного контрам Красноярского края направлено для рассмотрения пояснение специалиста от 25.02.2020 №33-ГЖН, заключение ООО «Научно-технический прогресс» от 10.06.2011 № 388 для дачи заключения о техническом состоянии МКД в <адрес> Согласно данному обращению по результатам проведенного визуального осмотра указанного жилого дома специалистом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края подготовлены пояснения от 25.02.2020 № 33-ГЖН, согласно которым в ходе обследования установлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые выразились в установленных многочисленных трещинах на главном фасаде и помещении подвала, в расслоении рядов кладки, разрушении и выветривании стенового материала, ненадлежащем состоянии балконных плит и козырьков подъездов, неисправности штукатурно-окрасочного слоя, лестничных клеток, неисправности деревянных дверных блоков в подъездах. Кроме того, в 2011 году ООО «Научно-технический прогресс» по обращению главы администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района проведено обследование технического состояния строительных конструкций указанного МКД, по результатам которого установлено, что техническое состояние строительныхконструкций недопустимое (л.д. 17-18).

Письмом от 25.03.2020 № 100-3449/01 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на обращение от 11.03.2020 №7/2-0Т2020 о подготовке заключения о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: <адрес> дан заместителю прокурора района ответ, согласно которому по результатам проведенного осмотра принято решение о направлении в администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края заключения о проведении оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, которым должны отвечать жилые помещения и наличии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции(л.д.19).

21.02.2020 прокурором Емельяновского района Главе Солонцовского сельсовета вынесено предостережение № 7-01-2020о необходимости активизации органа местного самоуправления с целью недопущения нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, отвечающие безопасности условия жизнедеятельности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, надлежащие условия для осуществления права на жилище, в том числе, обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, принятии мер к их недопущению и предупреждению (л.д.32-35).

11.03.2020 Емельяновского района Главе Солонцовского сельсовета внесено представление № 7-01-2020 об устранении нарушений жилищного законодательства, согласно которому прокуратурой района проведена проверка сведений СМИ о ненадлежащем состоянии дома по адресу: <адрес> В указанном жилом доме имеется две квартиры (кв. № 1 и кв. № 17), являющиеся согласно представленным администрацией Солонцовского сельсовета сведениям муниципальной собственностью администрации Емельяновского района. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в реестре муниципального имущества Емельяновского района указанные жилые помещения не числятся в связи с тем, что решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 19.07.2002 № 11-98Р указанный жилищный фонд передан из муниципальной собственности Емельяновского района в муниципальную собственность Солонцовского сельсовета, что подтверждается актом приема- передачи имущества от 18.07.2002, подписанным заместителем главы Емельяновского района и главой Солонцовского сельсовета. Администрацией Солонцовского сельсовета действия по учету и регистрации переданного согласно акту приема-передачи имущества не предприняты, указанный жилищный фонд в реестр муниципального имущества не включен, право собственности на него не зарегистрировано. 25.02.2020 прокуратурой района совместно с государственным инспектором отдела жилищного надзора и лицензионного контроля первой территориальной зоны Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обследован указанный жилой дом в целях оценки его технического состояния. Согласно представленным пояснениям специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края № 33-ГЖН по результатам визуального осмотра установлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Нарушения выразились в установленных многочисленных трещинах на главном фасаде и помещении подвала, в расслоении рядов кладки, разрушении и выветривании стенового материала, ненадлежащем состоянии балконных плит и козырьков подъездов, неисправности штукатурно-окрасочного слоя лестничных клеток, неисправности деревянных дверных блоков в подъездах, неисправности конструкций лестниц, в частичном наклоне и прогибе конструкций пола в жилом помещении МКД. Выявленные нарушения могут свидетельствовать об аварийности указанного МКД. Комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления на основании заключения комиссии. Муниципальное образование Солонцовский сельсовет, как фактический собственник жилых помещений № 1 и № 17 в указанном многоквартирном доме, вправе вынести вопрос о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на рассмотрение комиссии, однако ввиду того, что в реестре муниципального имущества Емельяновского района указанные жилые помещения не состоят, а администрацией Солонцовского сельсовета право собственности на указанные жилые помещения надлежащим образом не оформлено, в реестр муниципального имущества Солонцовского сельсовета жилые помещения не включены, обследование указанного МКД по данному основанию комиссией не проведено, чем нарушаются положения действующего законодательства и, как следствие, нарушаются жилищные права граждан, проживающих в указанном МКД (л.д.24-28).

Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, рассмотрев представление от 11.03.2020 №7-01-2020 «Об устранении нарушений жилищного законодательства», назначенное на 01.04.2020 в 10-00 в здании администрации Солонцовского сельсовета, без присутствия представителя прокуратуры сообщила, что представление от 11.03.2020 № 7-01-2020 «Об устранении нарушений жилищного законодательства» не подлежит удовлетворению (л.д.29-31).

Согласно заключению от 18.03.2020 № 6 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведен осмотр технического состояния МКД по адресу: <адрес>. В результате осмотра установлено, что МКД четырехэтажный, кирпичный, двухподъездный, 1964 года постройки, фундамент - ленточный, наружные стены - кирпичные, внутренние стены - кирпичные, перекрытия - железобетонные, перегородки - кирпичные, крыша - четырехскатная с деревянной стропильной системой, кровля из волнистых асбестоцементных листов по деревянной обрешетке, лестницы - железобетонные марши со сборными ступенями, площадки, окна - деревянные оконные блоки и оконные блоки из ПВХ, двери - деревянные и металлические дверные блоки. Указанный МКД подключен к централизованным системам водоотведения, электроснабжения, холодного водоснабжения, отопления, имеются подвальное и чердачное помещения. При визуальном осмотре установлены следующие неисправности конструктивных элементов: наружные стены- расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала; главный фасад МКД -вертикальные трещины шириной раскрытия 0,5-1,0 см, справа от оконного блока жилого помещения № 3 МКД, справа от оконного блока жилого помещения № 3 и под оконным блоком жилого помещения № 3, ООО «УК КрасЖК» не организовано систематическое наблюдение за трещинами с помощью маяков; балконные плиты (жилых помещений №№ 5,6,7,8,9,10,11,14,15,22,24,26,30) и козырьки подъездов №№ 1, 2 имеют повреждения, а именно: нарушение защитного слоя бетона, оголение и коррозия арматуры, сверхнормативный уклон (балконная плита жилого помещения № 7; в помещении лестничных клеток (подъезда №№ 1,2) имеются неисправности штукатурно-окрасочного слоя (многочисленные трещины, вспучивание, растрескивание, отслоение); деревянные дверные блоки в подъездах МКД имеют неисправности, дверные полотка осели, имеют неплотный притвор по периметру коробки; в подъездах №№ 1, 2 имеются неисправности конструкций лестниц, а именно: трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания. В подъезде № 2 визуально наблюдается сверхнормативный уклон ступеней; в подвальном помещении (подъезд № 1) установлен факт подтопления из жилого помещения № 2 МКД; при осмотре жилого помещения № 1 МКД местами наблюдается наклон, прогиб конструкции пола. В чердачное помещение, на момент проведения осмотра, доступ не предоставлен. Учитывая длительный срок эксплуатации здания, обеспокоенность граждан, а также неудовлетворительное техни­ческое состояние конструкций МКД, предложено рассмотреть на Межведомственной комиссии МКД на предмет соответ­ствия требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, мно­гоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, са­дового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным по­становлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, а именно, имеются ли основания для признания многоквартирного дома ава­рийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.-68-69).

Как следует из Протокола заседания комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 апреля 2020г. N 1, комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом, жилого дома садовым домом, утвержденная постановлением администрации Солоноцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 12.02.2020 №143-П, в отсутствие приглашенных экспертов, и приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица, по результатам рассмотренных документов: заявления председателя совета дома от 7.04.2020 №542-вх, заключения №6 «О проведении оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установленным требованиям» от 18.03.2020 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края приняла решение: 1. определить перечень дополнительных документов: заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям; 2. определить состав привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий; 3. предложить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме предоставить в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на основании пункта 45 Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 29.11.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (л.д.22-23).

Председателю совета дома <адрес> администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края письмом от 20.02.2020 № 292 межведомственная комиссия сообщила, что на рассмотрение межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом поступило заключение №6 от 18.03.2020 «О проведении оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установленным требованиям». Для рассмотрения вопроса о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предложено предоставить в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома (л.д.21).

Администрация Солонцовского сельсовета сообщила заместителю прокурора Емельяновского района письмом от 27.05.2020 № 66пр, что межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, рассмотрев заключение от 18.03.2020 №6 «О проведении оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес> установленным требованиям, для рассмотрения вопроса о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», предложила собственнику предоставить в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на основании пункта 45 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 29.11.2019) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (л.д.20).

Согласно письменным пояснениям специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля от 3.03.2022 № 72-ГЖН на основании запроса прокуратуры Красноярского края вх № 100-3306 от 18.02.2022, приказа Службы № 72 -ГЖН от 22.02.2022 по вопросам соблюдения требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в объекте: многоквартирный дом по адресу: <адрес>, при визуальном осмотре установлено: имеется разрушение до арматуры балконных плит, что является нарушением п. 4,2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в подъезде № 2 в помещении тамбура, на лестничной площадке первого этажа, в квартирах первого этажа имеется уклон перекрытий, что является нарушением и. 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного утв. постановлением Госстроя Россия от 27.09.2003 № 170, имеется выветривание строительного раствора в кирпичной кладке наружных ограждающих конструкций МКД, расслоение рядов кладки, что является нарушением п. 4.2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, на поверхности кирпичной кладки наружных ограждающих конструкций МКД имеются трещины, что является нарушением п. 4.2.1.14, 4.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, согласно техническому паспорту, размещенному на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, год ввода в эксплуатацию МКД 1964, общий износ здания 80%. Необходимо проведение инструментального обследования строительных конструкций специализированной организацией (л.д.9-14).

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ для признании решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии с п.п. 6,8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, а том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля (п.п. 8,9 ст.14 ЖК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

П. 7 указанного Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Как установлено п. 46 Положения (в редакции на 17.04.2020) комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведена оценка соответствия установленным требованиям многоквартирного дома <адрес>, подготовлено заключение о необходимости рассмотрения указанного дома на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Указанное заключение направлено администрации <адрес>, по итогу рассмотрения межведомственной комиссией 17.04.2020 принято решение о предложении собственникам жилых помещений в многоквартирном доме предоставить в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на основании пункта 45 Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Учитывая, что заявителем на предмет рассмотрения вопроса о признании дома аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, может выступать, в том числе, орган государственного надзора (контроля), в рассматриваемом случае- Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, предоставивший соответствующее заключение, более того, кв. 1 в указанном доме является муниципальной собственностью (л.д. 64), доказательств обратного административным ответчиком не представлено, в течение длительного времени - с 17.04.2020 административным ответчиком, на территории которого находится муниципальное жилое помещение, допущено бездействие: не организовано проведение обследования специализированной организацией, проводящей обследование жилых домов, о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, не принято решение в соответствии с пунктом 47 Положения, данное бездействие административного ответчика делает невозможным решение вопроса об обеспечении жилищных прав лиц, проживающих в жилом доме, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по не организации обследования силами специализированной организации многоквартирного дома по адресу: <адрес>; обязать администрацию Солонцовского сельсовета в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией дома и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

К доводу представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд относится критически. Так, срок обращения не пропущен, поскольку административным ответчиком допущено бездействие, до настоящего времени межведомственной комиссией по результатам работы решение согласно п. 47 Положения не принято. Решение комиссии не возможно было обжаловать заинтересованному лицу, поскольку по существу заявление не рассмотрено с 2020г. до настоящего времени.

Довод представителя административного ответчика о том, что основанием к отказу в удовлетворении требований является то обстоятельство, что представленное в материалы дела Решение Емельяновского районного Совета депутатов № 11-98Р от 19.06.2002 о передаче МКД по <адрес> из муниципальной собственности Емельяновского района в муниципальную собственность Солонцовского сельсовета не может являться доказательством наличия права собственности Солонцовского сельсовета на МКД по <адрес> при отсутствии решения Солонцовского сельского Совета депутатов о принятии перечисленного в Решении № 11-98Р имущества. Отсутствие решения Солонцовского сельского Совета депутатов о принятии МКД по <адрес> имущества нарушает конституционные права граждан (ст. 40 ЖК РФ) на обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой ибезопаснойсреды обитания. Поскольку в МКД имеются жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности (л.д.64-65), МКД находится на территории Солонцовского сельсовета, администрация Солонцовского сельсовета является надлежащим административным ответчиком.

По указанным основаниям не является основанием к отказу в иске довод представителя административного ответчика о том, что администрация Солонцовского сельсовета не является балансодержателем МКД.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования заместителя прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края по не организации обследования силами специализированной организации многоквартирного дома по адресу: п<адрес>

Обязать администрацию Солонцовского сельсовета в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией дома и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий Демидова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022