ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2014/2022 от 07.06.2022 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2022-001827-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 07 июня 2022 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Гутоевой А.В.,

с участием административного истца – заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кулешовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2014/2022 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах муниципального образования г. Братска Иркутской области и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не направлении в установленным законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиал) документов (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости и об обязании направления данных документов,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах муниципального образования г. Братска Иркутской области и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не направлении в установленным законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиал) документов (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости и об обязании направления данных документов.

В обоснование своих требований указал на то, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой дана оценка эффективности реализации полномочий органов государственной власти субъекта при создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области, по результатам которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в решении вопроса по внесению сведений о границах лесопаркового пояса в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу ч. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 (4) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, к полномочиям Министерства отнесено установление и изменение границ лесопаркового зеленого пояса, подготовка и размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о лесопарковом зеленом поясе, обеспечение работы по включению границ лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные законом полномочия, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 24.03.2021 № 5-мпр установлены границы лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области.

В соответствии с п. 12 ст. 62.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным органом.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 18.10.2016 № П/0515 полномочиями по ведению государственного реестра недвижимости, в том числе в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

В силу п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, кроме всего прочего, сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Часть 1 ст. 10 Закона № 218-ФЗ предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

Статьей 32 Закона № 218-ФЗ предусмотрена обязанность, в том числе органов государственной власти, направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Одним из оснований ограничения права на землю в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ в числе прочих является ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

По требования п. 1 ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.

В частности, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (п. 6).

В силу п. 24 этой же статьи зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Принимая во внимание приведенные нормы закона, а также положения пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, в соответствии с которыми в случае если зона особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области надлежало исполнить перечисленные требования закона не позднее 01.04.2021.

Однако, в установленный законом срок границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, сведения в установленном законом порядке не направлены.

В целях устранения выявленных нарушений закона 16.12.2021 в адрес министра природных ресурсов и экологии Иркутской области внесено представление № 07-32-2021, по результатам рассмотрения которого министерством 24.01.2022 представлена информация о том, что меры по направлению документов для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области в ЕГРН будут приняты.

18.04.2022 Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес административного ответчика направлен запрос № 07-40-2022 о принятых во исполнение ранее внесенного представления мерах, в ответ, на который от 25.04.2022 № 02-66-2571/22 Министерство сообщило об отсутствии правовых оснований для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в ЕГРН.

С учетом изложенного, Министерством природных ресурсов Иркутской области, как уполномоченным лицом, допущено бездействие, выразившееся в не направлении в установленный законом срок в орган регистрации прав необходимых документов (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска в ЕГРН, что является недопустимым, поскольку нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные государством, и ставит под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования - охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны в муниципальном образовании города Братска.

Более того, создание лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области являлось одним из мероприятий, предусмотренных пунктом 6.2.1 Комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Братске, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации 28.12.2018 № 11022п-П6, разработанного в целях достижения показателей, определенных федеральным проектом «Чистый воздух», входящего в структуру Национального проекта «Экология».

В связи с этим, невнесение сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в ЕГРН ставит под угрозу эффективность данного мероприятия, так как отсутствие установленных границ может повлечь использование земельных участков, входящих в границы зеленого пояса, не по целевому назначению, а также уменьшение площади зеленого пояса.

По требованиям ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В судебном заседании административный истец – заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кулешова Н.С. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменные возражения, согласно которым имеется наличие несоответствия в правовых нормах федерального законодательства. На основании п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем положениями Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах лесопаркового зеленого пояса.

Статья 105 ЗК РФ содержит закрытый перечень зон с особыми условиями использования территорий, всего 28 наименований, среди которых лесопарковые зеленые пояса отсутствуют, что свидетельствует о том, что указанная норма лесопарковые зеленые пояса к зонам с особыми условиями использования территорий не относит.

В ч. 1 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Принимая во внимание отсутствие в п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» лесопаркового зеленого пояса либо зоны с ограниченным режимом природопользования, границы лесопаркового зеленого пояса не могут быть поставлены на кадастровый учет.

В адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлены письма:

- № 02-50-18/20 от 09.01.2020 о сложившейся ситуации и необходимости внесения изменений в действующее законодательство (копия прилагается) направлено письмо от 29.03.2021 № 02-66-2024/21 в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области и в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области с просьбой выразить позицию по вопросу включения в ЕГРН сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска.. На письмо получены ответы от 06.04.2021 № 21-исх/0927-ст от директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области и от 28.04.2021 № 44-12971 от и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, из которых следует, что положениями ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов,

- № 02-66-8828/21 от 29.12.2021 в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области с просьбой проинформировать Министерство о пакете документов, необходимых для внесения сведений о границах лесопарковых зеленых поясов города Иркутска и города Братска в ЕГРН. Получен ответ от 12.01.2022 № 22-исх/0025-СТ от директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области о том, что положениями ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов.

Принимая во внимание сложившееся неопределенное правовое регулирование, действия Министерства, предпринятые для решения ситуации, Министерство выражает несогласие с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия Министерства и об обязании министерства направить необходимые документы для включения в ЕГРН.

В исковом заявлении прокурор указывает, что отсутствие установленных границ может повлечь использование земельных участков, входящих в границы зеленого пояса, не по целевому назначению, а также уменьшение площади зеленого пояса. С данным выводом нельзя согласиться.

Границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска установлены нормативным правовым актом - приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 24.03.2021 № 5-мпр. Границы установлены в текстовом и графическом виде (определены координаты).

Также принято постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 30.06.2020 № 32/59-ЗС «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска».

Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, установлен ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ч. 3 ст. 62.4 на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;

2) размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности;

3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории;

4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;

6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);

7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

8) размещение скотомогильников;

9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

На основании ст. 62.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, запрещаются сплошные рубки лесных и иных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий, которые соответствуют требованиям статьи 62.1 настоящего Федерального закона и расположенные на которых лесные насаждения и иные природные объекты обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что нормы федерального закона имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, отсутствие сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в Едином государственном реестре недвижимости никак не может повлиять на нарушение режима особой охраны.

Прокурор, направляя административное исковое заявление в интересах муниципального образования города Братска, неопределенного круга лиц не приводит сведениях о допущенных нарушениях прав, законных интересов муниципального образования, неопределенного круга лиц.

Заинтересованное лицо – представитель администрации муниципального образования г. Братска Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.

Заинтересованное лицо – представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного дела.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав пояснения административного истца – заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кулешовой Н.С., исследовав материалы административного дела, изучив письменные возражения по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Согласно п. 4 настоящей статьи приоритетными направлениями деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса являются: охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов; проведение научных исследований; ведение эколого-просветительской работы и развитие туризма.

Статьей 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что в целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности, который осуществляется с принципом приоритета осуществления видов деятельности и применения технологий, не приводящих к неблагоприятному изменению состояния природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.

Согласно п. 3 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещается ряд видов хозяйственной деятельности, в том числе использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ; размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности; разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов; размещение скотомогильников.

В силу п. 6 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесопарковый зеленый пояс создается вокруг города федерального значения или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации - Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами Российской Федерации в срок не позднее 40 дней с момента поступления в данные органы документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

В соответствии с п. 8 ст. 62.2 указанного закона уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

В силу требований п. 12 ст. 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 62.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 10 дней с момента принятия решения об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса размещает соответствующую информацию в текстовом и графическом виде на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, приказом Минприроды России от 02.05.2017 N 214 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, пунктом 2 которых установлено, что лесопарковые зеленые пояса создаются в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Изменение границ лесопарковых зеленых поясов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Судом установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в соответствии с о статьями 62.1,62.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 30.06.2020 № 32/59-ЗС «О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска», на основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, вынесен приказ об установлении на территории муниципального образования города Братска, Братского муниципального района границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска в текстовом виде согласно приложению № 1, в графическом виде; настоящий приказ подлежит размещению на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Межрайонным природоохранным прокурором 16.12.2021 в адрес министра природных ресурсов и экологии Иркутской области внесено представление № 07-32-2021, в котором прокурор требовал принять конкретные меры по устранению нарушений, связанных с не внесением в Единый государственный реестр недвижимости границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области.

20.01.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области представлена информация о том, что в настоящее время внесение в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости сведений о лесопарковых зеленых поясах не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в Закон о регистрации.

18.04.2022 Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес административного ответчика направлен запрос № 07-40-2022, в котором прокурор просил представить информацию о принятых во исполнение ранее внесенного представления мерах.

25.04.2022 в ответ на данный запрос прокурора, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области сообщило, что отсутствуют правовые основания для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости.

Принимая во внимание положения п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, в соответствии с которыми в случае если зона особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне, судом установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, в установленный законом срок (не позднее 01.04.2021) границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, сведения в установленном законом порядке не направлены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой правомерно дана оценка эффективности реализации полномочий органов государственной власти субъекта при создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области, по результатам которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в решении вопроса по внесению сведений о границах лесопаркового пояса в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку законодательством предусмотрена обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Невнесение сведений о границах лесопаркового зеленого пояса в Единый государственный реестр недвижимости ставит под угрозу эффективность данного мероприятия, так как отсутствие установленных границ может повлечь использование земельных участков, входящих в границы зеленого пояса, не по целевому назначению, а также уменьшение площади зеленого пояса.

Обращаясь с административным иском Братский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и муниципального образования г. Братска Иркутской области на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан.

При установленных обстоятельствах, заявленные требования прокурора Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры действующего в интересах муниципального образования г. Братска Иркутской области и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействие, выраженное в не направлении в установленным законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиал) документов (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Братска Иркутской области в Единый государственный реестр недвижимости и об обязании направления данных документов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку внесение границ лесопарковых зон и зеленых зон прямо предусмотрена п. 12 ст. 62.2 Закона об охране окружающей среда, в связи с чем никакой правовой неопределенности не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в не направлении в установленный законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиал) документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области направить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиал) документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Братска Иркутской области в течение 3-х месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Павлова

Мотивированное решение составлено 21 июня 2022 года.