ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2015/18 от 19.09.2018 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-2015/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :

Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.

с участием :

представителя административного истца Голубевой О.П. – адвоката Поляница М.В., представившего ордер , удостоверение ,

административного ответчика заместителя директора ДИО администрации г.Сочи Шингирий В.В.,,

представителя административного ответчика администрации г.Сочи – Кравченко Э.И.,

при секретаре Владимирове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голубева О.П. к заместителю директора департамента имущественных отношений администрации г.Сочи Шингарий В.В. и администрации города Сочи об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Голубева О.П. обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с административным иском к заместителю директора департамента имущественных отношений администрации г.Сочи Шингарий В.В. и администрации города Сочи об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления. Административный истец просит суд решение заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края Шингарий В.В., изложенное в ответе от 17 июля 2018 года исх. . об отказе Голубева О.П. в предоставлении муниципальной услуги «перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение» - признать незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца. Решение заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края Шингарий В.В., изложенное в ответе от 17 июля 2018 года исх. , об отказе Голубева О.П. в предоставлении муниципальной услуги «перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение» - отменить. Обязать администрацию г. Сочи Краснодарского края в соответствии с пунктами 2.3 и 3.2.6 административного регламента - предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение», утверждённого постановлением администрации г. Сочи от 20 августа 2012 № 1756, принять решение о переводе помещений , , , , , , , , , , 20, , и с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 168.0 кв.м., расположенные на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в жилое помещение.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что на основании договора дарения от 30 октября 2008 года административному истцу принадлежало нежилое здание с кадастровым номером , площадью 287.2 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, стр. (дата государственной регистрации - 20 ноября 2008 года, номер государственной регистрации - ). При этом, данный объект недвижимого имущества возведён на правомерном земельном участке с кадастровым номером , площадью 121 кв.м., ранее находившимся в пользовании административного истца на условиях аренды, а в настоящее время находящемся в собственности на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2016 года (дата государственной регистрации - 23 ноября 2016 года, номер государственной регистрации - ). В последующем, вышеуказанное нежилое здание с кадастровым номером на основании решения собственника от 23 января 2017 года, которое в установленном законом порядке 07 февраля 2017 года зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, было разделено, в результате чего образованы обособленные нежилые помещения, а именно: помещения , , , , , с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 62.7 кв.м., расположенные в подвальном этаже (б/н) и на 1-ом этаже строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>; помещения , , , с кадастровым номером 23:49:0304017:3160, назначение - нежилые помещения, площадью 56.5 кв.м., расположенные на 1-ом этаже строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>; помещения , № Ц9, , , , , , , , , , и с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 168.0 кв.м., расположенные на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес> Право собственности на вновь образованные при разделе нежилые помещения (- ) в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (дата государственной регистрации - 07 февраля 2017 года, номера государственной регистрации - . 11 июля 2018 года административный истец обратился в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи с заявлением (регистрационный ) о предоставлении муниципальной услуги - «перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» в отношении нежилых помещений - с кадастровым номером , площадью 168.0 кв.м., расположенных на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>, предоставив документы, перечисленные в расписке от 11 июля 2018 года. Однако, письмом заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края - Шингирий В.В. от 17 июля 2018 года в предоставлении административному истцу муниципальной услуги было отказано на основании «п. 2.10.1 административного регламента, утвержденным постановлением администрации города Сочи в связи с несоблюдением условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации». По мнению административного истца, решение заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края - Шингирий В.В., изложенное в ответе от 17 июля 2018 года , является незаконным и необоснованным, поскольку существенно нарушает и ущемляет права, а также охраняемые законом интересы Голубевой О.П., ввиду чрезмерного (избыточного) ограничения прав, в связи с чем подлежит отмене в судебном порядке. В данном случае, процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления подлежит исчислению с «17» июля 2018 года (дата принятия оспариваемого решения) и в силу закона (часть 1 статьи 93 и часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) истекает - «17» октября 2018 года. При этом, оспариваемое решение было получено административным истцом значительно позже. Оспариваемое решение департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края, изложенное в письме от 17 июля 2018 года , признаками законности и обоснованности не обладает. Таким образом, исходя из предмета настоящего гражданско - правового спора, основными нормативными правовыми актами на соответствие которым необходимо проверить законность и обоснованность оспариваемого решения, являются Жилищный кодекс Российской Федерации (в частности статьи 15, 16, 22, 23 и 24), Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 3 пункта 44 Устава г. Сочи от 29 июля 2010 года № 92 перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается, с учётом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности. Из части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. При этом, порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение, исчерпывающий список документов, подлежащих предоставлению, сроки рассмотрения заявления и решения, принимая по итогам рассмотрения заявления, подробно описаны в пунктах 2, 2.1, 3, 4 и 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме этого, нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и последовательность административных процедур (действий) отраслевого (функционального) и территориального органа администрации города Сочи при исполнении муниципальной функции является административный регламент от 20 августа 2012 № 1756. Из материалов, предоставляемых в обосновании заявленных требований, которые в силу закона (части 1 и 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) являются доказательством по административному делу, достоверно следует, что Голубева О.П., будучи собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 121 кв.м., и возведенным на нём объектом капитального строительства, состоящего в частности из нежилых помещений - с кадастровым номером 23:49:0304017:3161, площадью 168.0 кв.м., расположенных на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>, 11 июля 2018 года обратилась в филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи с заявлением о переводе вышеуказанных нежилых помещений в жилые помещения. Заявление и документы, предоставленные административным истцом, соответствовали требованиям, содержащимся в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 2.6 административного регламента от 20 августа 2012 N1 1756. Как указано выше, в предоставлении административному истцу муниципальной услуги - «перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» было отказано. Так, в оспариваемом решении департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края, изложенном в ответе от 17 июля 2018 года исх. , перечислены нормы материального права, а именно статьи 16 и 22 Жилищного кодекса Российской Федерации и дословно указано: «...Здание магазина (назначение жилое) <адрес> не является жилым домом, в связи с чем в нем не могут располагаться жилые помещения (квартиры, комнаты). Учитывая вышеизложенное, Вам отказано в предоставлении муниципальной услуги «Перевод жилого помещения нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» в отношении нежилых помещений по улице <адрес> в соответствии с п. 2.10.1 административного регламента, утвержденным постановлением администрации города Сочи в связи с несоблюдением условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации». Однако, в чём именно заключается несоблюдение условий перевода помещений в оспариваемом решении не конкретизировано, что свидетельствует о поверхностном и формальном подходе к оказанию заявленной муниципальной услуги. Таким образом, единственным правовым основанием для отказа в предоставлении административному истцу муниципальной услуги - «перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» является пункт 2.10.1 административного регламента от 20 августа 2012 года № 1756, согласно которому одним из оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги служит несоблюдение условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принадлежащие Голубевой О.П. на праве собственности нежилые помещение - , расположенные в строении по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в своей совокупности представляют единое здание, то есть объект недвижимого имущества, в состав которого входят спорные и подлежащие переводу нежилые помещения , которые, исходя из понятия индивидуально- определенной вещи, являются самостоятельным инвентарным объектом и могут быть отнесены к дефиниции, раскрывающей понятие «жилое помещение». Сгласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 15 декабря 2017 года, проведенной в рамках гражданского дела по исковому заявлению Голубевой О.П. к администрации г. Сочи Краснодарского края о признании помещений жилыми, находившемуся в производстве Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края (судья - Волкова Н.А., л.д. 55-94), спорные нежилые помещения - , площадью 168.0 кв.м., расположенные на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>, имеют следующий состав, а именно: 2-ой этаж - по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - кухня, общей площадью 16.9 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - подсобное (кладовая), общей площадью 2.7 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - холл, общей площадью 13.0 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - ванная комната, общей площадью 5.1 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - прихожая, общей площадью 3.5 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - туалетная комната, общей площадью 1.3 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - прачечная комната, общей площадью 4.2 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - балкон, общей площадью 8.6 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - гостиная, общей площадью 26,4 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - холл, общей площадью 13.0 кв.м.; мансардный этаж - по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - холл, общей площадью 21.9 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - санузел (туалетная комната), общей площадью 3.8 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - спальная комната, общей площадью 19.4 кв.м.; по техпаспорту от ДД.ММ.ГГГГ помещение - спальная комната, общей площадью 21.1 кв.м.; по техпаспорту от 19 июня 2018 года помещение - спальная комната, общей площадью 20.1 кв.м.

Данным экспертным заключением от 15 декабря 2017 года установлено, что строение имеет изолированный вход, а все находящиеся в нём помещения индивидуально обособлены, набор помещений и их площади соответствуют требованиям пункта 4.4 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные». К строению имеется самостоятельный подъезд, то есть имеется транспортная доступность специального и городского транспорта. Строение подключено к городским инженерным сетям (водопровод, электроснабжение, газоснабжение, отопление и горячее водоснабжение осуществляются от установленного котла, канализация осуществляется в городскую сеть), что позволяет поддерживать круглосуточную нормативную температуру и обеспечивает комфортность проживания. Кроме этого, эксперт пришел к выводу, что вышеперечисленные помещения фактически являются квартирой и соответствуют сейсмическим, санитарно- эпидемиологическим, противопожарным, а также градостроительным нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, при этом, не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц. В оспариваемом решении департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края - письме от 17 июля 2018 года не конкретизировано в чём именно заключается несоблюдение условий перевода нежилых помещений в жилые помещения, перечисленных в статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако указано жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Действительно в пункте 9 раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года указано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 ноября 2016 года, а также кадастровой выписке о земельном участке от 30 декабря 2016 года , земельный участок с кадастровым номером , площадью 121 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, строение 1 и принадлежащий на праве собственности Голубевой О.П., относится к категории земель - «земли населённых пунктов» и имеет разрешенное (целевое) использование - «индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) и магазин». Таким образом, исходя из функционального зонирования территории, определённого органом местного самоуправления, в месте расположения спорных нежилых помещений разрешено размещение не только нежилых помещений, к которым в частности относится - магазин, но индивидуального жилого дома (жилого помещения).

Административный истец Голубева О.П. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, она не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства, не сообщила об уважительности причин своей неявки, она же участвовал в судебном разбирательстве через своего представителя адвоката Поляница М.В., который явился в судебное заседание, иск поддержал, просил суд удовлетворить заявленные исковые требования. В обосновании требований сослался на доводы изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации г.Сочи Кравченко Э.И., явившись в судебное заседание, административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. В обосновании сослалась на доводы изложенные в письменной форме. Также пояснила, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Хостинского районного суда г.Сочи от 24.04.2018 г. отменено, поэтому ссылка административного истца на это отмененное решение суда, является необоснованным.

Административный ответчик заместитель директора департамента имущественных отношений администрации г.Сочи Шингирий В.В., явившись в судебное заседание, административный иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В обосновании пояснил, что он считает принятое им и обжалуемое административным истцом решение, обоснованным и законным, а доводы административного истца необоснованными.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании договора дарения от 30 октября 2008 года административному истцу Голубевой О.П. принадлежало нежилое здание с кадастровым номером , площадью 287.2 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, стр. (дата государственной регистрации - 20 ноября 2008 года, номер государственной регистрации - ), что суд установил из анализа представленных в дело копий выписок из ЕГРН ( л.д.23-33).

Данный объект недвижимого имущества возведён на земельном участке с кадастровым номером площадью 121 кв.м., ранее находившимся в пользовании административного истца на условиях аренды, а в настоящее время находящемся в собственности на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2016 года № 40 (дата государственной регистрации - 23 ноября 2016 года, номер государственной регистрации - 23-23/19/072-2008-380), что суд установил из представленной копии выписки из ЕГРН ( л.д.40).

В последующем, вышеуказанное нежилое здание с кадастровым номером на основании решения собственника Голубевой О.П. от 23 января 2017 года ( л.д.22), которое 07 февраля 2017 года зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, было разделено, в результате чего образованы обособленные нежилые помещения, а именно: помещения , , , , , с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 62,7 кв.м., расположенные в подвальном этаже (б/н) и на 1-ом этаже строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>; помещения , , , с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 56,5 кв.м., расположенные на 1-ом этаже строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>; помещения , , , , , , , , , , , , и с кадастровым номером , назначение - нежилые помещения, площадью 168,0 кв.м., расположенные на 2-ом этаже и мансардном этаже (б/н) строения по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Право собственности на вновь образованные при разделе нежилые помещения (- ) в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (дата государственной регистрации - 07 февраля 2017 года, номера государственной регистрации - 23

Письмом заместителя директора департамента имущественных отношений администрации г. Сочи Краснодарского края - Шингирий В.В. от 17 июля 2018 года в предоставлении административному истцу муниципальной услуги было отказано на основании «п. 2.10.1 административного регламента, утвержденным постановлением администрации города Сочи в связи с несоблюдением условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации».( л.д.47-48)

Доводы административного истца о преюдициальном значении обстоятельств установленных судом решением Хостинского районного суда г.Сочи по делу , по иску Голубевой О.П. к администрации города Сочи о признании помещений жилыми не могут являться таковыми, суд не может принять во внимание.

Из анализа представленных в дело доказательств суд установил, что ранее административный истец Голубева О.П. обращалась в Хостинский районный суд города Сочи к администрации города Сочи с иском о признании помещений , общей площадью 168 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0304017:3161, расположенных на втором и на мансардном этаже в строении <адрес> – жилыми и возложении обязанности на Россреестр по КК внести изменения в гос.кадастр недвижимости сведения о назначении и наименовании данных помещений , указав "жилое".

Хостинским районным судом города Сочи 19.12.2017 года по делу вынесено решение об удовлетворении исковых требований Голубевой О.П. к администрации города Сочи, спорные помещения признаны жилыми.( л.д.86-89)

Однако администрацией города Сочи на данное решение подана апелляционная жалоба и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.04.2018 года дело решение Хостинского районного суда от 19.12.2017 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Голубевой О.П. ( л.д.90-94).

Обстоятельства, установленные данным апелляционным определением имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного спора, в связи с тем, что вышеуказанное апелляционное определение вступило в законную силу.

Согласно статье 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Доводы административного истца о том, что преюдициальное значение имеют выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда от 19.12.2017 года, не основаны на положениях действующего законодательства и фактически установленных судом обстоятельств отмены указанного административным истцом судебного решения, соответственно указанное решение суда отменено и не вступило в законную силу и установленные в нем обстоятельства не обладают преюдициальной силой для рассмотрения другого дела судом в котором участвуют те же лица.

В то же время судом апелляционной инстанции установлено, что отражено во вступившем в законную силу апелляционном определении от 24.04.2019 г., что порядок признания жилым помещения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее- постановление № 47).

Признание помещения жилым помещением, пригодным для постоянного проживания относится к исключительной компетенции комиссии.

Согласно пункта 7 постановления № 47, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно пункта 42 постановления № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в том числе относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Согласно статье 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Согласно пункта 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в том числе в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

Согласно части 4 статьи 22 ЖК РФ, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

На основании пункта 9 постановления № 47, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Таким образом, суд в апелляционном определении от 24.04.2018 года установил, что, нормами жилищного права установлен административный порядок перевода нежилых помещений в жилые. Это исключает подмену судебным решением соответствующих действий и решений органа местного самоуправления об изменении целевого назначения.

Доказательством приобретения нежилого помещения статуса жилого является только решение органа местного самоуправления о соответствующем переводе.

В письме департамента имущественных отношений от 17.07.2018 года разъяснено, что здание магазина ( назначение нежилое) не является жилым домом, в связи с чем в нем не могут располагаться жилые помещения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления администрации города Сочи от 20.08.2012 года № 1756 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», действует административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (далее - административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги (далее - муниципальная услуга).

В соответствии с пунктом 2.10.1. административного регламента, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются несоблюдение условий перевода помещений, предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу положений статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода помещения собственник соответствующего помещения предоставляет в орган, осуществляющий перевод помещений из одной категории в другую, соответствующий пакет документов.

В настоящее время действует административный регламент предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденный постановлением администрации г.Сочи от 23.08.2018 г. № 1344, которым отменен ранее действовавший административный регламент предоставления муниципальной услуги.

Пунктом 2.7. действующего Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель представляет самостоятельно:

Пп.6 п.2.7 Административного регламента предусматривает, что заявитель предоставляет самостоятельно подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (оригинал).

Настоящим Административным регламентом устанавливаются следующие требования к проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (далее - проект):

Проект должен быть подготовлен организацией, имеющей право на осуществление такой деятельности. Проект должен содержать следующие разделы: - сведения об исходной и разрешительной документации; - пояснительная записка; - архитектурные решения; - инженерное оборудование; - конструктивные и объемно-планировочные решения (в случае, если затрагиваются капитальные стены, перекрытия); - мероприятия по организации производства работ; - технологические решения; - мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; - перечень мероприятий по охране окружающий среды; - вывод (содержит ответы на поставленные ниже вопросы); - фотоматериалы (для выполненных переустройства и перепланировки); - графическая часть (чертеж помещения до переустройства и (или) перепланировки и чертеж помещения после проведения переустройства и (или) перепланировки).

Состав сведений об исходной и разрешительной документации: сведения из свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ в соответствии с законодательством Российской Федерации для оформления в установленном порядке проекта; сведения о правоустанавливающих документах на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение; задание на проектирование; техническое заключение о состоянии строительных конструкций, в том числе схемы расположения элементов перекрытия (над и под переустраиваемым и (или) перепланируемым помещением) и инженерных сетей, оформленное специализированной организацией (в случае, если затрагиваются несущие и ограждающие конструкции здания); акт обследования технического состояния вентиляционных каналов (в случае, если затрагиваются вентиляционные каналы здания); поэтажные планы (части планов) переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения, а также планы выше- и нижерасположенных помещений; план совмещенных инженерных сетей; обмерные чертежи помещения, где будут производиться переустройство и (или) перепланировка (где были произведены переустройство и (или) перепланировка).

Проект должен отвечать на следующие вопросы: 1) какие технические изменения будут произведены в переустраиваемом и (или) перепланируемом помещении, не будут ли затронуты несущие конструкции здания? 2) будет ли соответствовать переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение противопожарным, сейсмическим, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам? 3) не приведут ли переустройство и (или) перепланировка к созданию нового объекта недвижимости? 4) создадутся ли наличием переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения препятствия иным лицам, в том числе владельцам (нанимателям) соседних жилых помещений, в пользовании своими помещениями, не будут ли нарушены права и законные интересы граждан, не будет ли создана угроза жизни и здоровью граждан?

Как суд установил из анализа документов сданных Голубевой О.П. для оказание ей муниципальной услуги, кроме того заявитель не представила проект переустройства на организацию спорных помещений, что является нарушением положений части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, а отсутствие указанных сведений препятствует переводу нежилого помещения в жилое.

Суд, при определении в вопросах, подлежащих исследованию в соответствии с п.1,2 ч.9 ст.226 КАС РФ, приходит к выводу, что права, свободы и законные интересы административного истца не могут быть признаны нарушенными указанным им административным ответчиком, административным истцом соблюдены сроки обращения в суд.

У административного ответчика Шингирий В.В. имелись законные основания для принятия оспариваемого решения.

Содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что административным истцом не доказаны обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца о том, что ее права были нарушены оспариваемым ею решением административного ответчика, поэтому суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В данном случае поскольку суд пришел к выводу о том, что требования административного иска не подлежат удовлетворению ни в какой части, а административные ответчики не представили суду доказательств того, что они понесли судебные расходы по настоящему делу, то соответственно судебные расходы не подлежат взысканию со сторон ни в пользу другой стороны, ни в пользу государства.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска Голубева О.П. к заместителю директора департамента имущественных отношений администрации г.Сочи Шингарий В.В. и администрации города Сочи об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Тимченко Ю.М.

На момент публикации решение не вступило в законную силу