ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2015/2021 от 27.05.2021 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-2015/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2021 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Нимгировой Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Республики Калмыкия, исполняющему обязанности министра образования и науки Республики Калмыкия ФИО1 об оспаривании бездействия,

у с т а н о в и л :

Представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее – общественное движение, общественное объединение) ФИО2 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Письмом от 29 ноября 2020 года №18504 административный истец – организатор добровольческой деятельности обратился в орган государственной власти - Министерство образования и науки Республики Калмыкия (далее Министерство) с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на предложение заявителю не направлен, что повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения. Административным истцом оспаривается нарушение государственным органом ответа на обращение граждан, так как граждане Российской Федерации имеют прав обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Дата и место оспариваемого бездействия – 15 декабря 2020 года, <...>. Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое бездействие: часть 2 статьи 18 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», пункт 25 предложений добровольческих организаций, включенных в Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, утвержденного Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года №Пр-38ГС), пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями». Досудебный порядок урегулирования спора федеральным законом не установлен. Действия, направленные на примирение, сторонами не предпринимались. Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалось. Считает, что административный ответчик допустил превышение совершаемом им в пределах своего управления в соответствии с компетенцией, предоставленной законом полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Молодежное общественное движение обратилось в суд в защиту конституционного права на обращение в государственные органы, в защиту общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом участников движения невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Следовательно, по своему статусу они не отличаются от дефиниции «неопределенный круг лиц».

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Республики Калмыкия, исполняющего обязанности министра образования и науки Республики Калмыкия ФИО1, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности.

В судебное заседание представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного ответчика - Министерства образования и науки Республики Калмыкия в судебное заседание не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заявления. Представитель административного ответчика ФИО3 в письменных возражениях на административный иск указала, что Общественное движение письмом от 29 ноября 2020 года №18504 обратилось в Министерство образования и науки Республики Калмыкия с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Министерством ответ на предложение заявителю не направлен. Вместе с тем, указанное письмо Министерством рассмотрено своевременно - 30 ноября 2020 года №3067 оно перенаправлено руководителям муниципальных органов управления образования в районах Республики Калмыкия и г.Элиста и подведомственным министерству учреждениям для рассмотрения. Ранее на аналогичные предложения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» (на №00837 от 16 февраля 2021 года, на №00842 от 23 февраля 2021 года) Министерством образования и науки Республики Калмыкия 10 марта 2021 года за №647 дан ответ о том, что органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг Республики Калмыкия и управлению государственным имуществом Республики Калмыкия в сфере молодежной политики, добровольчества, волонтерства на территории Калмыкии является Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия. В связи с этим Министерство просило все предложения направлять в данное ведомство. Ответ Министерства представляет собой разъяснение об обращении данного предложения в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия по данному вопросу и носит информационный характер и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, не создает препятствий к их осуществлению, не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей. Административным истцом не доказан факт бездействия со стороны Министерства образования и науки Республики Калмыкия и нарушения прав и интересов административного истца. Просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организации, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если они полагает, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право, в том числе, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Из Устава общественного объединения следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1.); действует в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (пункт 1.2.). Создание юридического лица зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В силу ч.3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №1425, (далее Общие требования к порядку взаимодействия) орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в Министерство образования и науки Республики Калмыкия по электронной почте поступило подписанное от имени организатора добровольческой деятельности «Урфинграм» кандидатом педагогических наук ФИО2 письмо от 29 ноября 2020 года №18504 с названием «Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности по исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета», в котором перечислены положения Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом Российской Федерации 16 января 2019 года №Пр-38ГС, в сфере труда и социального обслуживания, Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ссылка на академический словарь современного русского языка, выдержки из Автореферата дисс.канд.пед.наук ФИО2 «Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту», указаны личные данные ФИО2, контакты представителей, государственный регистрационный номер, сведения об адресе официального сайта в сети Интернет – «урфинграм.рф», указано о проведении вебинара, о публикации программы вебинара на интернет-ресурсах организации, при этом указано, что дата, время и количество участников мероприятия определяются на основании заключаемого соглашения в соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №1425, об опыте деятельности добровольческой организации, сведения о том, что сроки объёмы оказания безвозмездных услуг определяются процедурой заключения соглашения о взаимодействии, имеются ссылки на положения Послания Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года, пункта 7 распоряжения Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», пункта 3 стать 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 года №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статью 16 Гражданское кодекса Российской Федерации.

Сопроводительным письмом заместителя министра образовании и науки Республики Калмыкия ФИО4 от 30 ноября 2020 года №3067 указанное письмо от 29 ноября 2020 года №18504 направлено руководителям подведомственных министерству учреждений, руководителям муниципальных органов управления образование в районах и г.Элисты.

Согласно письму Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 10 марта 2021 года №647 на №00837 от 16 февраля 2021 года, на №00842 от 23 февраля 2021 года, адресованному научному руководителю благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО2, сообщено, что органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг Республики Калмыкия и управлению государственным имуществом Республики Калмыкия в сфере молодежной политики, добровольчества, волонтерства на территории Республики Калмыкия является Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия.

Письмом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 25 мая 2021 года №1408, адресованным научному руководителю благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО2 на его обращения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности №00837 от 16 февраля 2021 года, №00842 от 23 февраля 2021 года, №00814 от 5 июля 2020 года, сообщено, что Министерством ранее давались ответы от 10 марта 2021 года №647, от 22 декабря 2020 года №3620; Министерством принято решение о безосновательности рассмотрения очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу.

Анализ обращения организатора добровольческой деятельности «Урфинграм» кандидата педагогических наук ФИО2 от 29 ноября 2020 года №18504 в Министерство образовании и науки Республики Калмыкия свидетельствует, что оно не содержит полного и правильного (в соответствии с уставом организации и регистрацией в налоговом органе) наименования организации – Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», полномочия подписавшего письмо лица, в указанном письме перечисляются положения нормативных правовых актов, сведения о проведении вебинара без указания даты, времени и места проведения, воспроизводятся тексты нормативных и ненормативных правовых актов.

Между тем, в силу п.2 Общих требований к порядку взаимодействия направляемое организатором добровольческой деятельности органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности должно содержать перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Письмо организатора добровольческой деятельности «Урфинграм» от 29 ноября 2020 года №18504, подписанное кандидатом педагогических наук ФИО2, не содержит конкретные предложения о взаимодействии, перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обращение не может быть расценено как предложение административного ответчика о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, предусмотренное п.2 Общих требований к порядку взаимодействия. Следовательно, оснований для принятия одного из решений, предусмотренных п.3 Общих требований к порядку взаимодействия, у органа государственной власти не имелось.

Письмо от имени организатора добровольческой деятельности «Урфинграм» кандидата педагогических наук ФИО2 от 29 ноября 2020 года №18504, как предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, Министерством не принято. В связи с этим оснований для информирования организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации об условиях осуществления добровольческой деятельности в соответствии с пунктом 5 Общих условий взаимодействия у органа государственной власти не имелось.

На необходимость проверки оспариваемого бездействия Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административным истцом не заявлено.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Достаточных, допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих не соответствие нормативным правовым актам ненаправление ответа на письмо организатора добровольческой деятельности «Урфинграм» от 29 ноября 2020 года №18504, подписанное кандидатом педагогических наук ФИО2, нарушение Министерством образования и науки Республики Калмыкия, исполняющим обязанности министра образования и науки Республики Калмыкия ФИО1 прав, свобод и законных интересов Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», не имеется.

На основании изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Е.В. Богзыкова