61RS0007-01-2021-002009-16
№ 2а-2016/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Галицкой В.А.,
при секретаре Абдуразакове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Линникова С.П. к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л :
Линников С.П. обратился в суд с административным иском к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на то, что Линникову С.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «Индивидуальный жилой дом».
Реализуя свое право на приведение границ земельного участка в соответствии с фактическими границами в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса, истец обратился в администрацию района с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031139: 153 с землями до разграничения госсобственности.
Письмом от 28.12.2020 № администрацией района истцу был возвращено заявления по причине несоответствия формы заявления, в котором также были изложены замечания, в части содержания подготовленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кадастровым инженером, которым была подготовлена Схема, с целью получения разъяснений от уполномоченной организации, осуществляющей информационное и методическое обеспечение кадастровых инженеров в порядке закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в СРО «Кадастровые инженеры юга» было направлено обращение по вопросу замечаний администрацией района.
Как следует из ответа СРО «Кадастровые инженеры юга» от 10.02.2021 №, с целью устранения оснований для отказа в утверждении Схемы, предусмотренных ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса, предложено исключить из каталога координат фактически дублирующиеся характерные точки 6 или 7. При анализе представленной Схемы несоответствий утвержденной форме не выявлено.
Кадастровым инженером с ответом от 10.02.2021 № была выдана исправленная Схема, подготовленная для перераспределения земельного участка с кадастровым номером № с землями до разграничения государственной собственности.
Истцом в администрацию района было повторно подано заявление установленной формы о перераспределении с исправленной Схемой.
Администрацией района письмом от 16.03.2021 № отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Отказ мотивирован наличием в границах испрашиваемого земельного участка части жилого дома со ссылкой на п.п. 3 п. 9 статьи 39.39 Земельного кодекса и п.п. 3 п. 2.9.2 Административного регламента, а также вкрапливанием и изломанностью границ образуемого земельного участка.
Нормой п.п. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса и п. 2.9.2 Административного регламента предусмотрено основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении обусловленное наличием на образуемом участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
На земельном участке, на который возникнет право частной собственности Линникова С.П. в результате перераспределения, отсутствуют объекты недвижимости находящиеся в государственной, муниципальной собственности или в собственности других лиц. На испрашиваемом земельном участке действительно расположена часть жилого дома, возведенного на фундаменте ранее снесенного жилого дома лит А. Строительство жилого дома выполнено на основании разрешения на строительство № от 14.08.2018г. выданного Администрацией Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса, в обжалуемом отказе не приведено, а обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, основаны на неверном понимании норм материального права.
Администрация района считает, что в нарушение ст. 11.9 Земельного кодекса образование земельного участка согласно подготовленной кадастровым инженером Схеме, в результате перераспределения приведет к нарушению линии сложившейся застройки и изломанности его границ на отрезке в точках 12-1-2-3-4, а также вклиниванию на отрезках в точках 8-9.
Земельное законодательство не раскрывает таких понятий, как «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ» и «чересполосица», что также подтверждается письмом Минэкономразвития России от 12.03.2014 № (письмо СРО от 10.02.2021 №).
Градостроительное законодательство не содержит термина «линия сложившейся застройки», если должностными лицами администрации района под линией сложившейся застройки понимается условная линия, проходящая по фасадам существующих земельных участков, то такая условная линия в точках 12-12-3-4 образуемого участка не нарушается. Фасадная граница участка на местности определенная точками 12-1-2-3-4 существует, по меньшей мере, с 1962 года, что подтверждается планом домовладения находящегося в <адрес> по данным технической инвентаризации на 15.12.1962г. Местоположение фактической границы существовавшей до 1962 и обозначенной точками 12-1-2-3-4 Схемой не меняется. Фасадная граница перераспределяемого земельного участка <адрес> закреплена на местности контуром здания жилого дома и находится на одной условной линии с границей земельного участка <адрес>. Красные линии границей перераспределяемого земельного участка не нарушаются.
Довод администрации района о вклинивании границ земельного участка на отрезках в точках 8-9 несостоятелен, так как в данной части граница соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости и перераспределением не затрагивается. В отказе администрации не раскрывается, что именно должностными лицами понимается под вклиниванием границ по отношению к спорным правоотношениям, а нормативными правовыми актами не раскрывается понятия «вклинивание границ».
Нормами ч. 11 ст. 226 КАС РФ во взаимодействии с нормами п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Права, свободы и законные интересы административного истца нарушаются решением органа осуществляющего публичные полномочия, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами, копия оспариваемого ответа органа включена в перечень документов прилагаемых к административному иску.
Таким образом, административный истец освобожден от доказывания обстоятельств послуживших основаниями для принятия спорного решения и действий, в том числе истец освобожден от предоставления документов, на которых основано оспариваемое решение.
Административный истец просит: 1. Признать незаконным решение администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 16.03.2021г № об отказе Линникову С.П. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по адресу г.Ростов-на-Дону, ул. Владиленская, 98а;
2. Обязать администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения путем принятия решения по заявлению Линникова С.П. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка по адресу <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону по доверенности Пашков А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив суду, что спорное распоряжение вынесено законно, соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункту 2 пункта 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации».
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании, должно быть установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ определено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Линникову С.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «Индивидуальный жилой дом» (л.д. 6-7).
Реализуя свое право на приведение границ земельного участка в соответствии с фактическими границами в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса, истец обратился в администрацию района с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031139: 153 с землями до разграничения госсобственности.
Письмом от 28.12.2020 № администрацией района истцу был возвращено заявления по причине несоответствия формы заявления, в котором также были изложены замечания, в части содержания подготовленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 8).
Кадастровым инженером, которым была подготовлена Схема, с целью получения разъяснений от уполномоченной организации, осуществляющей информационное и методическое обеспечение кадастровых инженеров в порядке закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в СРО «Кадастровые инженеры юга» было направлено обращение по вопросу замечаний администрацией района.
Как следует из ответа СРО «Кадастровые инженеры юга» от 10.02.2021 №, с целью устранения оснований для отказа в утверждении Схемы, предусмотренных ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса, предложено исключить из каталога координат фактически дублирующиеся характерные точки 6 или 7. При анализе представленной Схемы несоответствий утвержденной форме не выявлено.
Кадастровым инженером с ответом от 10.02.2021 № была выдана исправленная Схема, подготовленная для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 61:44:0031139:153 с землями до разграничения государственной собственности. Истцом в администрацию района было повторно подано заявление установленной формы о перераспределении с исправленной Схемой.
Администрацией района письмом от 16.03.2021 № отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Отказ мотивирован наличием в границах испрашиваемого земельного участка части жилого дома со ссылкой на п.п. 3 п. 9 статьи 39.39 Земельного кодекса и п.п. 3 п. 2.9.2 Административного регламента, а также вкрапливанием и изломанностью границ образуемого земельного участка.
Согласно п. 1. ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1. ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно пп. 3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлен ст. 39.29 ЗК РФ.
Перераспределение земельных участков осуществляется в виде предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1. ст. 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1. ч. ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
При этом положения административного регламента не могут противоречить нормам федерального закона, в данном случае положениям Земельного кодекса.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону №126 от 15.02.2016 г. утвержден административный регламент № АР-323-20-Т муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Согласно п. 1.1 Административного регламента предметом регулирования административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности» являются общественные отношения, возникающие между заявителями и Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, администрациями районов города Ростова-на-Дону при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Целью получения муниципальной услуги является перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Разделом 2 Административного регламента установлен стандарт предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 2.2. Административного регламента муниципальная услуга предоставляется ДИЗО, администрацией района города Ростова-на-Дону в соответствии с установленным разграничением полномочий: администрация района города Ростова-на-Дону подготавливает и принимает решение (в форме правового акта администрации района города Ростова-на-Дону) об утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, а также земельных участков для эксплуатации существующих жилых домов.
Администрация района города Ростова-на-Дону оформляет и заключает соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между собой и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, а также земельных участков для эксплуатации существующих жилых домов.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).
При этом в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (п. 5. ст. 39.28 ЗК РФ).
Таким образом, положения ст. 39.29 ЗК РФ и Административный регламент предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ.
В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Между тем ст. 39.29 Земельного кодекса не предусматривает в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков те основания, на которые ссылается администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, а именно, что в границах земельного участка находится часть жилого дома и что на схеме усматривается изломанность границ (л.д. 13). Основания отказа должны четко соответствовать ст. 39.29 Земельного кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из установленных обстоятельств дела следует, что ни одно из перечисленных оснований, предусмотренных ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в данном случае органом местного самоуправления не указано ни в оспариваемом отказе, ни в возражениях на административное исковое заявление. При этом административный истец является лицом, имеющим право на заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в порядке ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ.
Таким образом, действия административного ответчика не могут быть признаны законными и обоснованными, они нарушают права и законные интересы истца, а также создают препятствия к реализации его имущественных прав.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 16.03.2021г № об отказе Линникову С.П. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по адресу <адрес>.
Обязать администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения путем принятия решения по заявлению Линникова Сергея Павловича о заключении соглашения о перераспределении земельного участка по адресу <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 30 апреля 2021 года.
Судья: Галицкая В.А.