Дело № 2а-2018/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года г.о. Химки Московская область
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Ю.В.,
при секретаре Симоновой Д.С.,
рассмотрев административное дело № 2а-2018/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействий по непринятию мер по исключению сведений из реестра, обязании исключить сведения путем прекращения регистрации права с 20 апреля 2002 года и направлении сведений, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха Якутия), выразившегося в непринятии мер по исключению сведений из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) восстановить нарушенное право исключив сведения из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185, путем прекращения права государственной регистрации права с 20.04.2002 года и сообщить в Межрайонную инспекцию ФНС России № 5 по Республике Саха (Якутия) о данном прекращении права с 20.04.2002 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей;расходов на оформление доверенности представителя в размере 1 700 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в ходе изучения своего личного кабинета налогоплательщика она выявила, что в объектах налогообложения за ней числиться земельный участок, кадастровый номер 14:36:106066:185, расположенный по адресу: «Российская Федерация, Республика Саха (Якутия) город Якутск, доп. адрес: местность Серглях, ДСК Сигнал», категория земли: «земли населенных пунктов», площадь: «1 760 кв.м.», разрешенное использование: «для строительства дачи», вид права: «Собственность, № 14-01/36-01/2002-764 от 18.04.2002». Данный земельный участок ранее имел государственный кадастровый (учетный) номер 14:36:0004469.
Данный земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 принадлежит Административному истцу на праве собственности, реестровая запись № 14-01/36-01/2002-764 от 18.04.2002, однако, согласно договора купли-продажи дачи от 20.04.2002 года, недвижимость (дача) расположенная на земельном участке, находящаяся на тот момент в общедолевой собственности у Административного истца и ФИО2, продана ФИО3, в связи с чем земельный участок, на котором располагалась дача, находящийся на тот момент в собственности, владении и постоянном пользовании у Административного истца путем отказа Административного истца от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, о чем указано в абзаце 2 пункта 5 Договора, перестал находится во владении у Административного истца.
Данная сделка удостоверена нотариусом города Якутска ФИО4 и зарегистрирована в реестре за № 2-1756 от 20.04.2002 г. Заявление об отказе от права на пожизненное наследуемое владение земельным участком, на котором расположена проданная дача, удостоверено этим же нотариусом за номером 2-1853 от 20.04.2002 года (абзац 2 пункта 5 Договора). Как указано на обратной стороне листа договора, учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственной регистрационной палатой Республики Саха (Якутия) Якутским городским филиалом № 14, новому собственнику выдано свидетельство о собственности 14- АА 063212. На основании вышеизложенного, право собственности, владения и постоянного пользования вышеуказанным земельным участком с кадастровым номером 14:36:106066:185 (14:36:0004469) у Административного истца прекращено 20.04.2002 года.
С целью уточнения информации по объектам недвижимости Административным истцом, посредством электронного документооборота, было направлено обращение в МИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) с приложением документов о переходе права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В ответ на обращение из МИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) получены письма (от 04.07.2016 № 20-17/022425@ и от 02.11.2016 № 2017/040519) в которых налоговая инспекция сообщает, что по факту обращения налоговым органом направлен запрос в Управление Росреестра по Республики Саха (Якутия) из которого поступила выписка из ЕГРП где дата регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 не указана, на момент обращения право владения данным земельным участком числится за Административным истцом - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. номер государственной регистрации 14-01/36-01/2002-764, СНИЛС:033-970-58973. Также обращено внимание заявителя, что налоговый орган осуществляет постановку и снятие с учета недвижимое имущество (объекты налогообложения) только на основании сведений, переданных им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Следовательно, у налогового органа нет основания для снятия с налогового учета вышеуказанного объекта (письма от 04.07.2016 № 20- 17/022425@ и от 02.11.2016 № 2017/040519 прилагаются).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации с входящими в него территориальными структурными подразделениями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015 на момент обращения) «О государственном кадастре недвижимости» техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять Ж решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, " направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
С целью исправления сведений о земельном участке с кадастровым номером 14:36:106066:185 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (после 01.01.2017 - Единый государственный реестр недвижимости) и последующим снятием с учета в налоговом органе недвижимого имущества (объекта налогообложения) с момента его отчуждения, 12.10.2016 года Административным истцом направлено обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) (далее - Административный ответчик). Данное обращение поступило и зарегистрировано 24.10.2016. В ответ на обращение получено письмо (от 21.11.2016 № 1-15-1/09750-16) согласно которому орган, рассмотревший обращение провел мероприятия в соответствии с методикой повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН, утвержденной распоряжением Росреестра от 08.08.2013 г. № Р/89 в отношении объекта - земельный участок, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, местность Сергелях, ДСК «Сигнал», в результате которых ошибки при государственной регистрации права не обнаружено. Для получения информации необходимой для рассмотрения обращения Административного истца, Административным ответчиком направлен запрос в Окружную Администрацию города Якутска. О принятом решении Административному истцу будет сообщено дополнительно (копия письма прилагается).
Согласно очередному ответу полученному Административным истцом от Административного ответчика (от 27.01.2017 № 1-15.1/0059-17), с нарушением сроков рассмотрения обращений, установленных частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения статьи обращений граждан Российской Федерации», Административный ответчик сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 снят с кадастрового учета. Однако, в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 на Административного истца зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежит прекращению на основании заявления. Таким образом, Административному истцу предлагается обратиться с заявлением об отказе от права на земельный участок, который ему не принадлежит с момента отчуждения, в администрацию города Якутска.
Следовательно, меры по исключению сведений из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185 со стороны Управления не приняты.
Вопреки предоставленным документам в настоящее время ФИО1 продолжает быть правообладателем на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером 14:36:106066:185, однако сам участок с кадастровым номером 14;36:106066; 185 снят с государственного кадастрового учета.
Административным ответчиком не принято во внимание, что продажа дачи подтверждается договором купли-продажи дачи от 20.04.2002, в котором указано о наличии заявления Административного истца об отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком. На обратной договора стороне стоит отметка регистрационной палаты о выдачи свидетельства о государственной регистрации права новому владельцу, что свидетельствует о передачи на регистрацию всех необходимых документов, включая заявление об отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, в отсутствие которых регистрация права не могла бы состоятся.
Административный истец считает бездействие Административного ответчика по исключению ФИО1 из Единого государственного реестра недвижимости как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185 незаконным, а ответ на обращение необоснованным, нарушающим ее права и свободы, о чем стало известно Административному истцу из письма Административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) от 27.01.2017 № 1-15.1/0059-17.
Вышеуказанное решение, бездействие Административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) нарушают конституционные права Административного истца, включая право на имущество, так как в настоящее время на Административном истце лежит бремя уплаты налогов (возникает недоимка и задолженность по пеням, штрафам, процентам, что грозит судебными разбирательствами и соответствующими последствиями по распоряжению своим имуществом) за несуществующий объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 (требования 31908 и 17535 об уплате налога прилагаю).
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях основаниям, дополнительно пояснил, что право пользования земельным участком 14:36:106066:185 (14:36:106072:47), на котором расположено здание (дача) 14:36:106072:241, перешло от Административного истца к новому владельцу здания (дачи) ФИО3 не только на основании заявления Административного истца, но и в силу земельного законодательства Российской Федерации 14.05.2002 года, и на основании вышеуказанных сведений земельный участок 14:36:106072:47 (14:36:106066:185) вместе с зданием (дачей) 14:36:106072:241, расположенные по одному адресу <...>, в настоящее время принадлежат ФИО6 и ФИО7.
Административный ответчик Управление федеральной службы кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание своего представителя не направил, извещен, представил отзыв, согласно которому Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 с 18.04.2002 принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185, расположенный по адресу: г. Якутск, доп. адрес: местность Серглях, ДСК "Сигнал".
Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения произведена за ФИО1 на основании решения Мэрии г, Якутска от 02.03.1995 №14-р.
Предметом договора купли-продажи от 20.04.2002, заключенного между ФИО1(продавцом) и ФИО3, (покупателем) является дачная постройка площадью 54, 0 кв.м, расположенная по адресу: г. Якутск, местность Серглях, ДСК «Сигнал», принадлежавшая ФИО1 на праве собственности.
На основании вышеуказанного договора 14.05.2002 произведена государственная регистрация права собственности ФИО3 на дачную постройку о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Земельный участок предметом вышеуказанного договора не является и являться не мог поскольку распоряжение земельным участком принадлежащим лицу на праве пожизненного наследуемого владения не допускается (статья 267 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним» (ранее действовавшего), статями 14 и 18 действующего Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» регистрационные действия проводятся на основании соответствующих заявлений правообладателей.
При этом, данными статьями предусмотрен административный порядок подачи заявлений о государственной регистрации, предполагающий личное обращение правообладателя или его представителя с документом удостоверяющим личность и иными необходимыми документами в регистрирующий орган.
ФИО1 с заявлением о государственной регистрации перехода или прекращения права па земельный участок ни в апреле 2002 года, ни по состоянию на настоящий момент в установленном законом порядке не обращалась.
Обращения ФИО1, произведенные в порядке установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявлениями о государственной регистрации прекращения права не являются.
Процедура отказа от нрава пожизненного наследуемого владения земельным участком и подачи документов на государственную регистрацию прекращения права пожизненного наследуемого владения установлена статьей 53 Земельного кодекса РФ.
Согласно данной процедуре правообладатель обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, который выносит решение о прекращении права и, в свою очередь, обращается в регистрирующий орган за государственной регистрацией прекращения права.
Орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган за регистрацией прекращения права пожизненною наследуемого владения ФИО1 на земельный участок в регистрирующий орган не обращался.
Таким образом, основания для государственной регистрации прекращения нрава пожизненного наследуемого владения ФИО1 земельным участком отсутствовали.
Также обращаем внимание суда, что наличие зарегистрированною права пожизненного наследуемого владения ФИО1 на земельный участок не является технической ошибкой, не соответствует легальному определению технической ошибки, предусмотренному статьей 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и не подлежало прекращению в ЕГРП (ЕГРП) в порядке, предусмотренном для исправления технической ошибки.
Кроме того, полагал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 с 18.04.2002 принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185, площадью 1 760 кв.м, расположенный по адресу: г. Якутск, доп. адрес: местность Серглях, ДСК "Сигнал".
Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения произведена за ФИО1 на основании решения Мэрии г. Якутска от 02.03.1995 №14-р.
Как указывает административный истец, согласно договора купли-продажи дачи от 20.04.2002 года, ею и ФИО2, была продана ФИО3 дача, находящаяся по адресу: г. Якутск, местность Сергелях, ДСК «Сигнал», инв. №1576, расположенная на земельном участке площадью 1 760 кв.м, выделенном на основании решения Мэрии г. Якутска от 02.03.1995 №14-р для строительства дачи.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Договора заявление ФИО1 об отказе от пожизненного наследуемого владения на земельный участок под указанную дачу, удостоверено нотариусом города Якутска ФИО4 за номером 2-1853 от 20.04.2002 года.
Как указывает административный истец, с целью уточнения информации по объектам недвижимости ею было направлено обращение в МИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) с приложением документов о переходе права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В ответ на обращение из МИФНС № 5 по Республике Саха (Якутия) получены письма (от 04.07.2016 № 20-17/022425@ и от 02.11.2016 № 2017/040519) в которых налоговая инспекция сообщает, что по факту обращения налоговым органом направлен запрос в Управление Росреестра по Республики Саха (Якутия) из которого поступила выписка из ЕГРП где дата регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 не указана, на момент обращения право владения данным земельным участком числится за Административным истцом - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. номер государственной регистрации 14-01/36-01/2002-764, СНИЛС:033-970-58973. Также обращено внимание заявителя, что налоговый орган осуществляет постановку и снятие с учета недвижимое имущество (объекты налогообложения) только на основании сведений, переданных им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Следовательно, у налогового органа нет основания для снятия с налогового учета вышеуказанного объекта (письма от 04.07.2016 № 20- 17/022425@ и от 02.11.2016 № 2017/040519 прилагаются).
С целью исправления сведений о земельном участке с кадастровым номером 14:36:106066:185 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и последующим снятием с учета в налоговом органе недвижимого имущества (объекта налогообложения) с момента его отчуждения, 12.10.2016 года административным истцом направлено обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) (далее - Административный ответчик). Данное обращение поступило и зарегистрировано 24.10.2016.
В ответ на обращение получено письмо (от 21.11.2016 № 1-15-1/09750-16) согласно которому орган, рассмотревший обращение провел мероприятия в соответствии с методикой повышения качества сопоставимости данных ЕГРП и ГКН, утвержденной распоряжением Росреестра от 08.08.2013 г. № Р/89 в отношении объекта - земельный участок, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, местность Сергелях, ДСК «Сигнал», в результате которых ошибки при государственной регистрации права не обнаружено.
Согласно ответу Управления федеральной службы кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 27.01.2017 № 1-15.1/0059-17, земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 снят с кадастрового учета. Однако, в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 14:36:106066:185 на ФИО1 зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежит прекращению на основании заявления. ФИО1 предлагается обратиться с заявлением об отказе от права на земельный участок.
Так согласно положениями ст. 53 Земельного Кодекса Российской Федерации установлены условия и порядок отказа лица от права на земельный участок.
Согласно пункту 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина).
Пунктом 3.1 (п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ), установлено, что для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В силу пункта 4, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из пункта 5 указанной нормы следует, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Согласно положениям ст. 53 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакция федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ), действовавшим на момент заключении договора купли-продажи дачи, отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права (пункт 1). При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 3).
Статья 29 Земельного Кодекса Российской Федерации гласит, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из системного анализа как норм действующего законодательства, так и ранее действующей редакцией ст. 53 Земельного Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что законом предусмотрен порядок прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, согласно которого прекращение права носит заявительный характер и возможно лишь на основании обращения в орган исполнительной власти (местного самоуправления) и принятии им соответствующего решения о прекращении такового права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что само по себе указание в договоре купли-продажи дачи от 20.04.2002 года на составление ФИО1 такового отказа не свидетельствует о том, что данный отказ был подан административным истцом в уполномоченный орган, было принято решение о прекращении ее права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
При этом суд принимает во внимание, что предметом договора купли-продажи от 20.04.2002, заключенного между ФИО1(продавцом) и ФИО3, (покупателем) является дачная постройка площадью 54, 0 кв.м, расположенная по адресу: г. Якутск, местность Серглях, ДСК «Сигнал», принадлежавшая ФИО1 на праве собственности.
На основании вышеуказанного договора 14.05.2002 произведена государственная регистрация права собственности ФИО3 на дачную постройку, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Земельный участок предметом вышеуказанного договора не являлся и являться не мог, поскольку распоряжение земельным участком принадлежащим лицу на праве пожизненного наследуемого владения не допускается (статья 267 ГК РФ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции, действовавшей на момент заключению договора купли-продажи дачи, снованиями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
При этом, как ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции, действовавшей на момент заключению договора купли-продажи дачи, так и статями 14 и 18 действующего Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» регистрационные действия проводятся на основании соответствующих заявлений правообладателей.
При этом, данными статьями предусмотрен административный порядок подачи заявлений о государственной регистрации, предполагающий личное обращение правообладателя или его представителя с документом удостоверяющим личность и иными необходимыми документами в регистрирующий орган.
В указанной связи, суд приходит к выводу, что оснований для прекращения права пожизненного пользования земельным с кадастровым номером 14:36:106066:185 и исключения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185 у административного ответчика на основании направленных ею обращений не имелось, поскольку решение о его прекращении, принятое уполномоченным на то органом, административному ответчику не направлялось.
Более того, доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ФИО1 обращалась с заявлением об отказе от принадлежащего ей права в установленном законом порядке, а также того, что органом исполнительной власти было принято решение о прекращении ее права, суду административным истцом представлено не было.
В представленных в материалы дела административным ответчиком документах такое решение также отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха Якутия), выразившегося в непринятии мер по исключению сведений из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) восстановить нарушенное право, исключив сведения из Единого государственного реестра недвижимости о ФИО1, как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 14:36:106066:185, путем прекращения права государственной регистрации права с 20.04.2002 года и сообщить в Межрайонную инспекцию ФНС России № 5 по Республике Саха (Якутия) о данном прекращении права с 20.04.2002 года не подлежащими удовлетворению.
При этом суд принимает во внимания, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Саха (Якутия) каких-либо прав административного истца указанными ею действиями (бездействиями) не нарушило, административным ответчиком даны ответы на обращение истца и разъяснен порядок прекращения права.
Доводы административного истца, что регистрация договора купли-продажи дачи, выдача новому собственнику свидетельства о собственности на дачу, а также последующие действия с земельным участком (снятие его с кадастрового учета), а также оформление в собственность участка с кадастровым номером 14:36:106072:241, расположенная по адресу <...> со сходкой площадью третьими лицами, сами по себе не свидетельствую о прекращении ее прав на участок с 20.04.2002 года.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО1 отказано, то оснований для взыскания понесенных ею при рассмотрении настоящего спора судебных расходов у суда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению федеральной службы кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным бездействий по непринятию мер по исключению сведений из реестра, обязании исключить сведения путем прекращения регистрации права с 20 апреля 2002 года и направлении сведений, взыскании судебных расходов -, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья Ю.В. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2017 года.
Судья Ю.В. Миронова