ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2019/2022 от 23.08.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2019/2022

УИД 34RS0001-01-2022-003321-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ворошиловский районный суд Волгограда

в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Черничкиной Е.Е.,

23 августа 2022 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать Местную общественную организацию территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда (ИНН , ОГРН ) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением было принято решение о государственной регистрации Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда, сведения о которой были внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес организации – , руководитель – Лагашкин И.А. Организация в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, организация нарушила действующее законодательство, выразившиеся в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч.1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ за ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило письмо от председателя МОО ТОС «Новая Садовая» с просьбой исключить из ЕГРЮЛ ТОС «Новая Садовая».

Административный истец- Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие, настаивая на удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик- Местная общественная организация территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда, заинтересованные лица - председатель МОО ТОС «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда Лагашкин И.А., будучи извещенными о времени и месте слушания дела по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем заблаговременного направления заказной почтовой корреспонденции судебных повесток по юридическому адресу организации и по известным суду адресам регистрации физических лиц, от получения адресованной им судебной корреспонденции (судебной повестки) уклонились, ввиду чего судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения, что в соответствии с требованиями ст. 100 КАС РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ позволяет признать извещение указанных лиц надлежащим. Об уважительности причин неявки заинтересованные лица не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, письменных возражений по существу заявленных требований не представили.

Заинтересованное лицо МИФНС России №10 по Волгоградской области в судебное заседание своего представителя не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях», учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно приведенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидации некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснениям, нарушение некоммерческими организациями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (ч.1 ст. 1 КАС РФ).

При рассмотрении названных выше категорий дел осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью общественных организаций, в том числе религиозных организаций.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации общественной организации, предоставлено законом.

Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и в числе прочих относит к таковым осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Подпунктом «б» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу п. 63 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Согласно п. 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ Управление Минюста РФ по субъекту вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Из материалов дела следует, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда за ИНН , ОГРН , что следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12).

Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать Федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН 0003, установленной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Приказом Министра юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждена форма ОН003 - отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

В силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно ч. 5 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок ежегодных сведений, предусмотренных законодательством, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В силу ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Материалами дела подтверждается, что Местная общественная организация территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда не представила отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило письмо от председателя МОО ТОС «Новая Садовая» с просьбой исключить из ЕГРЮЛ ТОС «Новая Садовая».

При таких обстоятельствах, исходя из того, что административный ответчик допустил нарушение закона, не представив в уполномоченный орган отчет за ДД.ММ.ГГГГ г.г. по форме ОН0003, Местная общественная организация территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда подлежит ликвидации, что влечет исключение сведений о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административные иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц- удовлетворить.

Признать Местную общественную организацию территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда (ИНН , ОГРН ) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Решение суда является основанием для исключения сведений о Местной общественной организации территориального общественного самоуправления «Новая Садовая» Ворошиловского района Волгограда (ИНН , ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко Д.А.

Мотивированное решение суда составлено 02 сентября 2022 года.

Судья Юрченко Д.А.