ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2020КОПИ от 10.01.2020 Агаповского районного суда (Челябинская область)

Дело №2а-201/2020 Копия

УИД №74RS0010-01-2020-000028-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 28 февраля 2020 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Латыповой Т.А.,

при секретаре Мастьяновой А.С.

с участием представителя административного истца Штых И.О. по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Черепанова И.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о признании незаконным отказа во внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Черепанов И.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в следствие изменения качественных характеристик земельного участка в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в порядке, определенном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов; разрешенное использование: Для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН были внесены сведения об изменении категории земельного участка и вида разрешенного использования на категорию земель: Земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для иных видов сельскохозяйственного использования (пчеловодство), общей площадью. <данные изъяты> кв. м, расположенный по почтовому адресу: <адрес> После изменения качественных характеристик земельного участка кадастровая стоимость осталась прежней и составляет <данные изъяты> руб. Обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением об исправлении ошибки в указании кадастровой стоимости земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, согласно которого ответчик не нашел оснований для корректировки сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Решением Агаповского районного суда Челябинской области от 12.12.2019 было отказано в удовлетворении исковых требований, из-за того, что истец не обращался с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ он обратился с претензией в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области с требованием незамедлительно исполнить предписания Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.09.2018 №514 и внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за , согласно которого ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> не нашел основания для корректировки сведений о кадастровой стоимости земельного участка, так как полагает, что в Приказе №47-П (Приказ Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствуют необходимые сведения для корректировки кадастровой стоимости земельного участка. Считает отказ незаконным, так как он противоречит действующему законодательству и нарушает его права землепользователя.

Административный истец Черепанов И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного истца Штых И.О., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51), поддержал исковые требования и доводы, своего доверителя Черепанова И.В., изложенные в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, его представитель Янбердина А.Р. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие, представила письменный отзыв (л.д.68-69), просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца Черепанова И.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Между тем, в данном деле такая совокупность судом первой инстанции не установлена.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Черепанов И.В. является собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов; разрешенное использование: Для размещения базы отдыха «<данные изъяты>», общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 8-11, 27-30).

Решением Агаповского районного суда Челябинской области от 25 июля 2019 года признан незаконным отказ администрации Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о переводе земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> из категории земель «Особо охраняемых территорий и объектов» в категорию земель «Сельскохозяйственного назначения», и на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Черепанова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-37).

Постановлением администрации Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м. переведен из категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения»

После изменения качественных характеристик земельного участка кадастровая стоимость осталась прежней и составляет <данные изъяты> руб., что следует из выписки из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ Черепанов И.В. обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области с заявлением о незамедлительном исполнении предписания Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514 и внесении в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в порядке, определенном Приказом (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ Черепановым И.В. получен ответ , согласно которого следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 20.07.2017 №441-рп на территории Челябинской области создано Областное государственное бюджетное учреждение «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», согласно пункта 2.3.2 Устава Учреждения, указанное учреждение определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период проведения работ по ГКО объектов недвижимости. В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального Закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в рамках проведения работ по очередной ГКО, вступает в силу 01.01.2020 Результаты ГКО земель сельскохозяйственного назначения утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.10.2019 №163-П, следовательно после 01.01.2020 учреждением будет осуществлено определение кадастровой стоимости, в том числе и в отношении объектов недвижимости в которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (л.д.14-18)

Вследствие того, что расчет кадастровой стоимости основан на анализе рыночных цен, а ситуация на рынке недвижимости со временем изменяется, сведения о кадастровой стоимости требуют актуализации, в связи с чем предусмотрена периодичность проведения оценочных работ. В соответствии с указанными нормами кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым изменялась трижды.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной и составила <данные изъяты> руб. Дата внесения ее в кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ в сведениях о категории и виде разрешенного использования земельного участка были внесены изменения: категория земельного участка была изменена на «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – на «пчеловодство».

С ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕРГН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, кадастровая стоимость рассчитывается в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 24.09.2018 №514.

Согласно нормам указанного Порядка в расчете используются показатели среднего и минимального уровня кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов.

В то же время на территории Челябинской области актуальными являются результаты государственной кадастровой оценки, полученные при проведении оценочных работ, выполняемых в соответствии с нормами Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:01:0101005:321 возможность перерасчета его кадастровой стоимости отсутствовала. До настоящего времени актуальными являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленные по решению Комиссии

Данные обстоятельства установлены решением Агаповского районного суда Челябинской области от 12.12.2019 (л.д.38-46) и в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для суда и не подлежат оспариванию и не подлежат доказыванию вновь в настоящем деле.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, статьей 2 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в срок, установленный статьей 12 указанного Закона, то есть в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Судом установлено, что решение по заявлению Черепанова И.В. принято своевременно.

Обращаясь ДД.ММ.ГГГГ в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, административный истец Черепанов И.В. в своем заявлении просил незамедлительно исполнить предписание Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514 в части внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; ст.ст. 375, 390, 402 Налогового кодекса РФ; глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

В соответствии с п. 18 Приказа №514 кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области утверждены Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 21.03.2013 №47-П. Данным приказом не установлено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.

Приказом №47-П установлен средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель сельскохозяйственного назначения по видам использования в разрезе муниципальных (городских) округов Челябинской области.

В связи с отсутствием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала земель сельскохозяйственного назначения возможность рассчитать стоимость спорного земельного участка в соответствии с Приказом №514 отсутствует.

Следовательно, административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области не имел возможности определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым при внесение изменений в сведения о категории земель и вида разрешенного использования в рамках полномочий филиала

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943, исключение любых кадастровых сведений не допускается, в связи с чем, кадастровая стоимость в рамках полномочий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области не определяется.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время составляет <данные изъяты> рублей.

Результаты ГКО земель сельскохозяйственного назначения утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 24.10.2019 №163-П.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального Закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в рамках проведения работ по очередной ГКО, вступает в силу 01.01.2020

Согласно части 9 статьи 24 Закона № 237-ФЗ установлено, что после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения ГКО, в соответствии с настоящим Федеральным Законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик в период проведения работ по ГКО объектов недвижимости после 1 января года определения кадастровой стоимости.

В соответствии с Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области о 03.10.2017 № 208-П на территории Челябинской области проведена очередная ГКО земель сельскохозяйственного назначения, учтенных в ЕГРН по состоянию на 01.01.2019

В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 20.07.2017 №441-рп на территории Челябинской области создано Областное государственное бюджетное учреждение «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области»

Согласно пункта 2.3.2 Устава Учреждения, указанное учреждение определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период проведения работ по ГКО объектов недвижимости., следовательно после 01.01.2020 учреждением будет осуществлено определение кадастровой стоимости, в том числе и в отношении объектов недвижимости в которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом Черепановым И.В. не представлено доказательств, подтверждающих, что действия административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым несоответствовали закону, а следовательно, повлекли нарушение прав и свобод административного, в связи с чем, заявленные требования Черепанова И.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Черепанова И.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о признании незаконным отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, содержащего в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в порядке, определенном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года №514, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Агаповский районный суд.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2020 года.

Копия «верна»-Судья:

Секретарь: