ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-201/2022 от 23.03.2022 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело № 2а-201/2022

УИД: 58RS0012-01-2022-000572-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2022 года г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Седовой Н.В.,

с участием представителя административного истца помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Садыровой М.С.,

представителей административного ответчика администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области Юдина А.С., Капитуровой Л.А.,

представителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Кулагиной Н.М.,

при секретаре Мисулиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по проведению части земельного участка в соответствии с положениями законодательства, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области. Каменской межрайонной прокуратурой в ходе проверки проведен осмотр земельных участков на территории Анучинского сельсовета Каменского района, на которых выявлены места несанкционированного размещения отходов: земельный участок с находящейся на нем несанкционированной свалкой отходов расположен по следующим координатам: ... вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капитального строительства в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка .... С целью устранения выявленных нарушений в администрацию Анучинского сельсовета 15.10.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, которое рассмотрено. В ответе на представлением от 22.10.2021 администрация Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области указывает, что принимаются меры по ликвидации несанкционированной свалки. Однако сведений о реальном устранении нарушений в полном объеме в ответе не содержится. При этом, из информации администрации Анучинского сельсовета от 18.02.2022 следует, что несанкционированная свалка ликвидирована только частично.

Реальных действий, направленных на полное устранение нарушений законодательства по состоянию на 18.02.2022 администрацией Анучинского сельсовета Каменского района не принято. Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют об устранении должностных лиц администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области от исполнения своих обязанностей по обеспечению безопасности населения, комфортного проживания граждан, поддержанию санитарного и эстетического состояния территории села Анучино.

На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон Пензенской области от 16.10.2014 №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 2,51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 2,12,22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 СанПиН 3.3686-21, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, ст. 42 ЗК РФ, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по приведению части земельного участка (протяженностью 150-200м), расположенного вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капительного строительства (в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка), в соответствии с положениями законодательства; обязать администрацию Анучинского сельсовета Каменского района ликвидировать несанкционированную свалку (протяженность 150-200м), расположенную вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капительного строительства (в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка).

В судебном заседании представитель административного истца, помощник Каменского межрайонного прокурора Садырова М.С., административные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив по обстоятельствам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика – глава администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области Юдин А.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями Каменского межрайонного прокурора Пензенской области согласился, просил суд установить срок исполнения данного решения до конца января 2023, поскольку согласно решению комитета местного самоуправления Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области «О бюджете на 2022 год плановые 2023-2024гг.» бюджет принят с дефицитом и средства на устранение несанкционированной свалки не заложены, дефицит бюджета составляет 565 281.66 руб. После просил учесть, что несанкционированная свалка, расположенная вдоль дороги села Анучино Каменского района Пензенской области в ноябре 2021 года частично ликвидирована. После того, как необходимые денежные средства будут заложены в бюджет, возможно будет рассмотреть коммерческие предложения организаций по ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель административного ответчика администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области Капитурова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, однако просила суд установить срок исполнения данного решения до конца января 2023 года, указав, что средства на устранение несанкционированной свалки не были заложены в бюджет 2022 года, а решение о конечном утверждении бюджета Каменского сельсовета Пензенской области на 2023 год состоится в декабре 2022 года. Только когда в бюджет будет заложена соответствующая сумма, которая может поступить не раньше января 2023 года, возможно будет проводить мероприятия по ее устранению.

Представитель заинтересованного лица ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах Кулагина Н.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области поддержала, пояснив по обстоятельствам изложенным в заключении, согласно которому ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах считает, что требования Каменского межрайонного прокурора Пензенской области к администрации ... о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок законны и обоснованы.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьей 1 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; благоприятные условия жизнедеятельности человека -состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абзаце 3 части 2 статьи 2 названного закона указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Законом Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» данная обязанность закреплена за сельскими поселениями Пензенской области.

На основании ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 ст. 12 ФЗ № 52-ФЗ установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 24 утверждены санитарно-эпидемиологических правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», которые разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.

Согласно п.3.2 СанПиН 3.3686-21 органы местного самоуправления обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят: профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими; обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими; контроль за про ведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.

Органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья организуются и проводятся мероприятия по: снижению численности популяции синантропных птиц - носителей ВЗН, путем сокращения их кормовой базы (ликвидация свалок мусора, своевременный вывоз мусора из мусорных баков); приведению лесных массивов в черте населенных пунктов или примыкающих к ним территориях в благоустроенное лесопарковое состояние.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В судебном заседании установлено, что Каменской межрайонной прокуратурой Пензенской области 13.10.2021 проведена проверка администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области по вопросу соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки проведен осмотр земельных участков на территории Анучинского сельсовета Каменского района, на которых выявлены места несанкционированного размещения отходов. Было установлено, что земельный участок с находящейся на нем несанкционированной свалкой отходов расположен по следующим координатам: ... вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капитального строительства в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка ....

15.10.2021 в адрес администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области было направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, причин и условий им способствующих.

Согласно ответу администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области на указанное представление от 18.02.2022 несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке вдоль дороги села ... в ноябре 2021 года частично ликвидирована.

Таким образом, бездействием администрации города Каменки Каменского района Пензенской области и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки, распечатками фотографий.

В ходе судебного заседания, представители административного ответчика просили суд установить срок исполнения данного решения до конца января 2022, в связи с тем, что согласно решению комитета местного самоуправления Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области «О бюджете на 2022 год плановые 2023-2024гг.» бюджет принят с дефицитом и средства на устранение несанкционированной свалки не заложены, а решение о конечном утверждении бюджета Каменского сельсовета Пензенской области на 2023 год состоится в декабре 2022 года. Только когда в бюджет будет заложена соответствующая сумма, которая может поступить не раньше января 2023 года, возможно будет проводить мероприятия по ее устранению.

Представитель административного истца оставила решение вопроса об установлении срока исполнения решения на усмотрения суда, однако возражала против установления срока до конца января 2023 года.

Представитель заинтересованного лица оставила решение вопроса об установлении срока исполнения решения на усмотрения суда

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, с учетом пояснений сторон, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика - администрации Анучинского Каменского района Пензенской области обязанности в срок не позднее 31.12.2022 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены, в связи с чем, госпошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Анучинского Каменского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по проведению части земельного участка в соответствии с положениями законодательства, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации незаконным бездействие администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области в виде непринятия мер по приведению части земельного участка (протяженностью 150-200 м), расположенного вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капительного строительства (в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка).

Возложить на администрацию Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку (протяженность 150-200 м), расположенную вдоль дороги в границах земельного участка с кадастровым номером: ..., а также у объекта капительного строительства (в 50 м на восток от вышеуказанного земельного участка).

Установить администрации Анучинского сельсовета Каменского района Пензенской области срок для исполнения решения суда – до 31 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года

Председательствующий: Н.В.Седова