ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2020/20 от 10.11.2020 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2020 г. г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,

при секретаре Глазыриной С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление и взыскании судебных расходов, понесенных на оплату государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, в котором в судебном порядке просит признать незаконным уведомление № от 02.07.2020, а также возложить на административного ответчика обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГ вх. № и взыскать с административного ответчика в её (административного истца) пользу судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере 300.00 рублей.

В обоснование заявленных административных требований истец ФИО1 ссылается на то, что ей (административному истцу) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства, расположенный по адресу: <адрес >

26.06.2020 она (ФИО1) обратилась в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

На указанное выше обращение, 02.07.2020 администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС и недопустимости размещения объекта на земельном участке по причине расположения земельного участка в границах запретной зоны войсковой части.

Административный истец ФИО1, ссылаясь на то, что согласно сведениям ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка каких-либо ограничений не имеется, а также на положения, предусмотренные ст.ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), просит разрешить данный спор в судебном порядке, также указывая в административном иске на то, уведомление административного истца является незаконным и необоснованным.

Уведомленный надлежащим образом административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, при этом 10.11.2020 суду административным истцом представлено заявление с просьбой рассмотрения дела в её отсутствие.

Уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в судебное заседание также не явился, возражений на административный иск суду не представил.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно положениям, предусмотренным ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Так, судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец ФИО1 (ФИО3 - до заключения брака (свидетельство о заключении брака серии от 19.09.2019)) является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес >

Данные сведения отражены в выписках из Единого государственного реестра недвижимости, сформированных по состоянию на 24.08.2020 и 22.11.2018, а также в материалах регистрационного и кадастрового дела в отношении указанного выше земельного участка, предоставленных суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.

26 июня 2020 г. административным истцом ФИО1 было инициировано обращение в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в форме уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке, с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), с приложением схематического изображения планируемого к строительству объекта.

02 июля 2020 г. администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было составлено и направлено в адрес административного истца ФИО4 уведомление за № о несоответствие указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ввиду нахождения спорного земельного участка в границах запретной войсковой части.

Суд, проверяя правомерность обжалуемого ФИО1 отказа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в части указания на расположение земельного участка в запретной зоне войсковой части, где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, приходит к следующим выводам.

Так, постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10 Положения).

Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Следовательно, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 16 указанного выше Положения предусмотрено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах.

Суд обращает внимание на то, что согласно сведениям ЕГРН в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка каких-либо ограничений относительно его расположения в запретной зоне военного объекта не имеется. Документов о принятии каких-либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, расположенного вблизи земельного участка административного истца, материалы дела также не содержат.

В соответствии с сообщением заместителя начальника «Северо-Западного территориального управления имущественных отношений ФИО5 от 15.06.2020, принадлежащий административному истцу ФИО1 земельный участок на учёте в учреждении не состоит; запретная зона военного объекта войсковой части расположенной в пос. Сосновка Калининградской области, установлена по внешнему ограждению территории объекта; в соответствии с материалами, имеющимися в учреждении, земельный участок с кадастровым номером в границы запретной зоны военного объекта войсковой части № не входит.

По информации Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, предоставленной суду 13.10.2020 в июне 2019 г. в агентство из Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации поступили материалы об установлении границ земель для обеспечения функционирования военных объектов Балтийского флота (далее по тексту – ЗОУИТ) и согласно картографическому материалу земельный участок с кадастровым номером расположенный <адрес >

Вместе с тем, по информации командования Балтийским флотом от 05.12.2019 выявленные разночтения границ запретных зон будут устранены после внесения сведений о ЗОУИТ в Единый государственный реестр недвижимости, ориентировочный срок внесения которых 2020 г.

Совокупность установленных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что указанная в оспариваемом уведомлении информация о расположении земельного участка истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ г. № о несоответствии планируемого строительству объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по доводам, в нем изложенным, законным признать нельзя.

При этом, надлежит также отметить, что земельный участок административного истца ФИО1 находится в зоне жилой застройки, смежные с ним земельные участки, территория квартала, в которой он расположен, застроены индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденными решением 37 сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва № от ДД.ММ.ГГ земельный участок административного истца с кадастровым номером отнесен к территориальной зоне с индексом , в которой допускается строительство индивидуальных жилых домов.

Кроме того, как следует из представленных стороной истца документов, расположение объекта, планируемого истцом к строительству, и находящегося в границах приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво) согласовано с начальником Калининградского центра ОВД ФИО12. и генеральным директором АО «Аэропорт «Храброво» ФИО13

Таким образом, с целью восстановления прав административного истца ФИО1, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца ФИО1, зарегистрированное за № от ДД.ММ.ГГ., а соответственно административный иск ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Кроме того, на основании положений, предусмотренных ст.ст. 103, 111 КАС РФ, с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу административного истца ФИО6 подлежат взысканию судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере 300.00 рублей.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления и возложении обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области № от ДД.ММ.ГГ

Обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от

Взыскать с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу ФИО1 судебные расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере 300.00 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено председательствующим по делу 24 ноября 2020 г.

Председательствующий: О.Ч. Коновалова