Дело № 2а-333/2022 (№2а-2021/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской обл. 01 марта 2022 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Стрепетовой Ю.В.,
при секретаре Арутюнян Е.С.,
с участием административного истца Бунина А.В.,
представителя административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности Богданова М.С.,
заинтересованных лиц Глухова А.В., Руденко Е.В., Склярова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бунин А.В. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим постановления об утверждении проекта планировки и межевания территории,
у с т а н о в и л:
Бунин А.В. обратился в суд с административным иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим постановления об утверждении проекта планировки и межевания территории.
В обосновании требований указал, что постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № от 20 января 2021 утвержден проект планировки и проект межевания территории, по результатам которого Глухову А.В. был предоставлен в собственность земельный участок, с кадастровым номером № При этом граница земельного участка, с кадастровым номером №, пересекает границы дороги с твердым покрытием, ведущей к принадлежащему административному истцу складскому помещению, что препятствует в осуществлении административным истцом прав по пользованию указанной дорогой, собственником которой он себя считает.
Ссылаясь на изложенное, а также утверждая, что административным ответчиком допущены нарушения процедуры публичных слушаний и процедуры издания акта, административный истец просит суд признать недействующим полностью со дня принятия постановление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № от 20 января 2021 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>
Административный истец Бунин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности Богданов М.С. в судебном заседании возражал относительно заявленных административным истцом требований, утверждает, что процедура публичных слушаний и процедуры издания акта в данном случае соблюдена.
Заинтересованные лица Глухов А.В., Руденко Е.В., Скляров С.В. в судебном заседании возражали относительно заявленных Буниным А.В. требований. Пояснили, что оспариваемое административным истцом постановление администрации прав Бунина А.В. не затрагивает.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно, в том числе, лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса (часть 1.1 названной статьи).
В соответствии с частью 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах определенной в правилах землепользования и застройки территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие правообладателя, не являющегося собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет (при наличии письменного согласия собственника указанного земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества и (или) при наличии письменного согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности). В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному и устойчивому развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется.
В соответствии с положениями части 1.2 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно части 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ определены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, согласно которых решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В соответствии с положениями статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать: информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
В соответствии с Уставом Городищенского муниципального района Волгоградской области официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в газете «Междуречье» в течение семи дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № от 06 ноября 2019 года, в связи с обращениями Склярова С.В., Глухова А.В., Руденко Е.В., в соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области, административного регламента, принято решение о подготовке проекта планировки и межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>
Скляров С.В., Глухов А.В. и Руденко Е.В. определены ответственными за подготовку проекта планировки и межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
15 ноября 2019 года в общественно-политической газете Городищенского района Волгоградской области «<данные изъяты>» № (№) опубликована информация о подготовке проекта планировки и межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, путем публикации постановления администрации № от 06 ноября 2019 года.
Постановлением главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области № от 13 ноября 2020 года назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, на 15 декабря 2020 года в 17 часов 00 минут в здании администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Местом проведения экспозиции проекта назначено отдел архитектуры и градостроительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области. Срок проведения экспозиции: с 20 ноября 2020 года по 15 декабря 2020 года по вторникам и четвергам с 08:00 до 12:00. Организатором проведения публичных слушаний по проекту назначен отдел архитектуры и градостроительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Указанное постановление главы администрации 20 ноября 2020 года было опубликовано в общественно-политической газете Городищенского района Волгоградской области «<данные изъяты>» №. Указано, что предложения и замечания по проекту планировки и межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, принимаются в кабинете № здания администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Проект планировки и проект межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес> размещен на сайте администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в разделе Котлубанское сельское поселение.
По результатам проводимых в период с 20 ноября 2020 года по 15 декабря 2020 года публичных слушаний, принимая во внимание результаты публичных слушаний от 15 декабря 2020 года администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области принято постановление № от 20 января 2021 года, которым утвержден проект планировки и проект межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>.
Постановление №-п от 20 января 2021 года и заключение о результатах публичных слушаний от 15 декабря 2020 года опубликовано 26 января 2021 года в общественно-политической газете Городищенского района Волгоградской области «<данные изъяты>» № (№).
По итогам утверждения вышеуказанного проекта планировки и проекта межевания территории, 06 сентября 2021 года между администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области и Глуховым А.В. достигнуто соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии с которым к земельному участку, с кадастровым номером №, присоединен земельный участок, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с образованием одного земельного участка, с кадастровым номером №.
Право собственности Глухова А.В. на земельный участок, с кадастровым номером №, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 28 октября 2021 года.
Аналогичным образом, по итогам утверждения вышеуказанного проекта планировки и проекта межевания территории и в соответствии с соглашениями, заключёнными между администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, Руденко Е.В. и Скляровым С.В. в результате перераспределения земель были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 34:03:060001:626, 34:03:060001:627, 34:03:060001:628, 34:03:060001:630, 34:03:060001:631.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что порядок и процедура утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, в данном случае соблюдены. Представленные в дело доказательства опровергают доводы административного истца о нарушении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого постановления в части проведения публичных слушаний и о нарушении прав административного истца на участие в их проведении. Существенных нарушений порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявших на законность его принятия, влекущих его отмену, не установлено.
Отсутствие в регистрационном листе участников публичных слушаний даты его составления о подписи представителя организатора публичных слушаний о незаконности всей процедуры утверждения проекта планировки и проекта межевания территории не свидетельствует.
При этом суд учитывает, что административным истцом не представлено и доказательств тому, что оспариваемое постановление затрагивает его права.
Так, из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Системное толкование приведенного положения позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия (действия) или решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец указал, что в результате утверждения проекта планировки и проект межевания территории Глухову А.В. был предоставлен в собственность земельный участок, с кадастровым номером №, границы которого пересекают границы дороги с твердым покрытием, ведущей к принадлежащему административному истцу складскому помещению, что препятствует в осуществлении административным истцом прав по пользованию указанной дорогой, собственником которой он себя считает.
Из пояснений административного истца следует, что к принадлежащему ему складскому помещению ведет дорога общего пользования, часть которой после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории вошла в состав земельного участка Глухова А.В.
Вместе с тем, в дело не представлено доказательств тому, что административный истец является владельцем указанной им дороги. Согласно сообщения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области указанная административным истцом дорога не является дорогой местного значения.
Земельный участок, на котором расположено принадлежащее административному истцу складское помещение не находится во владении административного истца на каком-либо праве, его границы не определены.
Доказательства тому, что в результате утверждённого администрацией проекта планировки и проекта межевания территории ограничен доступ к принадлежащему административному истцу складскому помещению, в деле отсутствуют.
Таким образом, надлежащие и достаточные доказательств тому, что в результате утвержденного администрацией проекта планировки и проекта межевания территории затронуты права административного истца, путем захвата части принадлежащей ему территории (дороги), ограничения доступа к принадлежащему ему складскому помещению, в деле отсутствуют.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что все необходимые требования градостроительного законодательства при подготовке и утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, соблюдены, нарушений порядка утверждения проекта межевания допущено не было, права административного истца не нарушены.
Более того, по мнению суда, признание недействующим оспариваемого административным истцом постановления администрации не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению административного истца, прав, поскольку исполнение оспариваемого постановления привело к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей.
Так, на основании оспариваемого акта органа местного самоуправления между административным ответчиком, Глуховым А.В., Руденко Е.В. и Скляровым С.В. были заключены соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности и в государственной или муниципальной собственности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое административным истцом постановление реализовано, права третьих лиц на перераспределенные земельные участки зарегистрированы в установленном законом порядке. Данные обстоятельства останутся неизменными и при признании оспариваемого постановления администрации недействующим со дня его издания. Тогда как в случае нарушения прав третьих лиц, заключенными администрацией с Глуховым А.В., Руденко Е.В. и Скляровым С.В. соглашениями, оспариванию подлежит не уже реализованный акт органа местного самоуправления, а заключенные на его основании гражданско-правовые сделки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Таким образом, по мнению суда, административным истцом избран ненадлежащий способ защиты, и его нарушенное право может быть восстановлено только путем разрешает спора о гражданских правах на спорное недвижимое имущество, рассматриваемое в порядке искового производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Бунин А.В. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим полностью со дня принятия постановление администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области №-п от 20 января 2021 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в отношении земельного участка, расположенного в границах земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Ю.В. Стрепетова
Справка: мотивированное решение составлено 04 марта 2022 года.
Судья: подпись Ю.В. Стрепетова