ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2022/19 от 08.09.2019 Батайского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-2022/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2019 года г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Орельской О.В.

с участием помощника прокурора г. Батайска Суслова И.В.

при помощнике судьи Избенко Ф.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО9 к участковой избирательной комиссии г. Батайска о признании незаконным отказа председателя участковой избирательной комиссии об изменении схемы избирательного участка в части расположения стационарного ящика для голосования, обязании изменить схему избирательного участка,

заинтересованное лицо - Уполномоченный представитель Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва, обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии , ссылаясь на то, что в период проведения досрочного голосования 6 и 7 сентября 2019 года при ознакомлении со схемой избирательного участка и его визуальном осмотре им было обнаружено, что стационарный ящик для голосования находится напротив мест для наблюдателей - на противоположной стороне помещения для голосования. Ящик для голосования располагается таким образом, что наблюдателям с мест, определенных на схеме, не видно как и в каком количестве избирателями опускаются в ящик для голосования бюллетени - когда избиратель подходит к урне, она полностью закрыта от наблюдателей. В случае присутствия на избирательном участке большого количества людей стационарный ящик для голосования вообще виден не будет. При указании председателю участковой комиссии на данный факт и просьбе определить место для стационарного ящика для голосования таким образом, чтобы наблюдатели имели возможность визуально контролировать процесс помещения бюллетеней в стационарный ящик для голосования, административный истец получил отказ.

ФИО2 считает отказ в изменении места нахождения на избирательном участке стационарных ящиков для голосования незаконным, схему расположения не соответствующей действующему законодательству, пункту 11 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и просит суд признать незаконным отказ председателя участковой избирательной комиссии об изменении схемы избирательного участка в части расположения стационарного ящика для голосования, обязать участковую избирательную комиссию изменить схему избирательного участка, расположить стационарный ящик для голосования таким образом, чтобы он находился в поле зрения наблюдателей одновременно с местами выдачи бюллетеней и местами для тайного голосования.

В судебное заседание явился административный истец ФИО2, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске. Кроме того пояснил, что он лично на избирательном участке с места, отведенного для наблюдателей, провел видеофиксацию месторасположения стационарного ящика и убежден в том, что он не виден.

Представитель административного ответчика - участковой избирательной комиссии г. Батайска ФИО3, являющаяся председателем УИК избирательного участка <адрес>, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Также пояснила суду, что в помещении для голосования избирательного участка соблюдены все требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наблюдателям обеспечен полный обзор мест выдачи избирательных бюллетеней, кабин для тайного голосования, стационарных ящиков для голосования. Самостоятельно изменить схему расположения технологического оборудования председатель участковой комиссии не вправе, так как схема утверждена на заседании комиссии.

Заинтересованное лицо - уполномоченный представитель Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Ростовской области ФИО1 доводы административного искового заявления поддержала и просила его удовлетворить.

Помощник прокурора г. Батайска Суслов И.В. в судебном заседании пояснил, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, помощника прокурора г. Батайска Суслова И.В., суд пришел к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Судом установлено, что решением Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Батайской городской Думы седьмого созыва.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Батайска от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Батайской городской Думы седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию <адрес>.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Батайска от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ростовской области по одномандатному избирательному округу , зарегистрирован кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

Территориальной избирательной комиссией г. Батайска сформирована участковая избирательная комиссия , что следует из общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии г. Батайска (bataysk.ikro.ru).

В соответствии с подпунктами «в», «ж» пункта 6 статьи 27 Федерального закона 67-ФЗ участковая комиссия обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования, организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование.

Участковой избирательной комиссией 02.09.2019 года принято решение «О схеме размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в статье 19 Областного закона «О выборах и референдумах Ростовской области», в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии». Данным решением утверждена схема размещения технологического оборудования в помещении для голосования участковой избирательной комиссии. Контроль за исполнением решения возложен на заместителя председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО4

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона 67-ФЗ деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

Согласно пунктам 13, 14 статьи 28 Федерального закона 67-ФЗ решения комиссии принимаются на заседании комиссии.

Таким образом, решение Участковой избирательной комиссии от 02.09.2019 года «О схеме размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в статье 19 Областного закона «О выборах и референдумах Ростовской области», в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии» не может быть изменено единолично председателем Участковой избирательной комиссии . Следовательно, требования ФИО2 в части признания незаконным отказа председателя участковой избирательной комиссии об изменении схемы избирательного участка в части расположения стационарного ящика для голосования, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 11 статьи 61 Федерального закона 67-ФЗ помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Исследовав в судебном заседании схему расположения технологического оборудования, а также представленную административным истцом видеозапись, суд приходит к выводу о соблюдении участковой избирательной комиссией требований пункта 11 статьи 61 Федерального закона 67-ФЗ при утверждении указанной схемы, поскольку наблюдатели с мест, определенных комиссией, одновременно могут видеть места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования. Кроме того, суд находит обоснованным довод административного ответчика о том, что пунктом 111 статьи 64 Федерального закона 67-ФЗ на председателя участковой комиссии возложена обязанность следить за порядком в помещении для голосования, в том числе за соблюдением избирателями процедуры голосования, в связи с чем стационарные ящики для голосования расположены напротив стола председателя УИК .

Таким образом, судом не установлено нарушений при утверждении участковой избирательной комиссией схемы расположения технологического оборудования в помещении для голосования, в связи с чем требования административного истца в части обязания участковой избирательной комиссии изменить схему избирательного участка, расположить стационарный ящик для голосования таким образом, чтобы он находился в поле зрения наблюдателей одновременно с местами выдачи бюллетеней и местами для тайного голосования, также не подлежат удовлетворению.

Поскольку по результатам судебного разбирательства не установлен факт нарушения административным ответчиком федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации о порядке проведения выборов, не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО2 ФИО10 к участковой избирательной комиссии г. Батайска о признании незаконным отказа председателя участковой избирательной комиссии об изменении схемы избирательного участка в части расположения стационарного ящика для голосования, обязании участковой избирательной комиссии изменить схему избирательного участка, расположить стационарный ящик для голосования таким образом, чтобы он находился в поле зрения наблюдателей одновременно с местами выдачи бюллетеней и местами для тайного голосования, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Cудья О.В. Орельская