РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Дербентского городского суда РД Тагирова Н.Х., при секретаре судебного заседания Гусейновой З.И., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации ГО «город Дербент» о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка, об обязании администрации ГО «город Дербент» утвердить схему расположения земельного участка площадью на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился с административным исковым заявлением к администрации ГО «город Дербент» о признании незаконным отказа администрации городского округа «город Дербент» от ДД.ММ.ГГГГг. <номер изъят> в удовлетворении заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за вх.<номер изъят>-ОГ/20 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 150 кв.м. на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка; об обязании администрации городского округа «город Дербент» утвердить схему расположения земельного участка площадью 150 кв.м. с координатами: <номер изъят> на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
В судебном заседании административный истец ФИО4 и его представитель адвокат Фаталиев Н.М. административное исковое заявление поддержали, просили его удовлетворить и пояснили, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. 29.05.2019г. в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации его права собственности <номер изъят> на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>; площадь 450+/-7 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки; адрес (местоположение): <адрес изъят>.
С этого момента по настоящее время ФИО4 является собственником этого земельного участка.
Данный земельный участок расположен в границах сторон прямоугольника, образуемого точками: <данные изъяты> 1. Сторона длиной 14,99 м, образуемая точками 1-4, граничит с <адрес изъят>.2. Сторона длиной 29,97 м, образуемая точками 4-3, граничит с ул.<адрес изъят>.3. Сторона длиной 15,01 м, образуемая точками 2-3, граничит с земельным участком с кадастровым номером <номер изъят> категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки (для строительства индивидуального жилого дома).4. Сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 2-1, граничит с территорией ГО «город Дербент» площадью 150 кв.м, размерами: 30.00 х 5.00 м, которая с севера граничит с <адрес изъят>, а с запада - с частным домовладением.
Указанная территория земли (далее - испрашиваемый земельный участок) имеет следующие координаты: <данные изъяты>
1. Сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 1-4, граничит с принадлежащим мне земельным участком с кадастровым номером <номер изъят>
2. Сторона длиной 5.00 м, образуемая точками 4-5, граничит с земельным участком с кадастровым номером <номер изъят>; категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки (для строительства индивидуального жилого дома).
3. Сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 5-6, граничит с соседним домовладением.
4. Сторона длиной 5.00 м, образуемая точками 6-1, граничит с <адрес изъят>.
Указанная территория земли с августа 1993 года находится во владении правообладателей земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, который в настоящее время принадлежит ФИО4 Она огорожена с юга и запада, на нее никто не претендует, и никто, кроме ФИО4 не имеет существенный интерес в её использовании в качестве территории земельного участка, принадлежащего ФИО4
Указанный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> решением Дербентского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> был выделен ФИО5, проживающему по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального строительства жилого дома.
10.09.1993г. на основании указанного решения ФИО5 было выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей <номер изъят>.
На оборотной стороне свидетельства имеется план расположения участка, согласно которому участок с севера и востока граничит с улицами, а с юга и запада с участками домовладений.
10.09.1993г. заместителем председателя Дербентского горкомзема на основании указанного решения и свидетельства выдан акт внатурного отвода земель <номер изъят>.
В последующем, ФИО5 возвел на этом участке незавершенный строительством индивидуальный жилой дом.
Постановлением главы администрации ГО «город Дербент» от 12.07.2001г. <номер изъят> ФИО5 разрешено реализовать незавершенное строительством жилой дом, возведенный им на указанном земельном участке.
Согласно договору купли-продажи и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продал указанный незавершенный строительством жилой дом ФИО2.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.08.1993г.
С целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об описании границ земельного участка и зарегистрировать на него право собственности по обращению ФИО2 был составлен межевой план и акт согласования границ земельного участка, согласно которым, вышеуказанные границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, в том числе с органами местного самоуправления ГО «<адрес изъят>» в лице начальника МКУ «Земельных и имущественных отношений».
25.03.2016г. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД был выдан кадастровый паспорт земельного участка, содержащий сведения об описании его границ.
Таким образом, границы земельного участка установлены при его выделении ФИО7 в 1993 году, а координаты поворотных точек границ земельного участка на кадастровом плане территории дополнительно согласованы с органами местного самоуправления и другими смежными землепользователями, сведения об описании границ внесены в государственный кадастр недвижимости и в нестоящее время эти сведения находятся в едином государственный реестр недвижимости.
То есть, спор о границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> со смежными землепользователями отсутствует.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО3 купил указанный земельный участок у ФИО2
19.01.2021г. вид разрешенного использования земельного участка изменен с «для индивидуальной жилой застройки» на «для многоквартирной застройки».
Согласно выписке из правил землепользования и застройки городского округа «<адрес изъят>», утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес изъят>» от 11.09.2012г. <номер изъят> (далее ППЗ), указанный земельный участок и испрашиваемый земельный участок площадью 150 кв.м. находятся в территориальной зоне на карте градостроительного зонирования Ж- 1А - Зона застройки индивидуальными жилыми домами (ст.28, ст. 29 ППЗ).
Одним из основных видов разрешенного использования недвижимости в данной зоне является - многоквартирные жилые этажность не выше 12.
В соответствии со ст.29 ПЗЗ в территориальной зоне на карте градостроительного зонирования Ж- 1А - Зона застройки индивидуальными жилыми домами минимальная (максимальная) площадь земельных участков составляет 400-600 кв.м.; минимальная (максимальная) ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) - 8 - 32 м.
В связи с тем, что образуемая точками 6-1 ширина испрашиваемого земельного участка вдоль фронта улицы им.Имама Кули-Бека составляет 5 м., а в соответствии с ПЗЗ минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) составляет 8 м., эта территория земли не может с целью предоставления другим лицам сформирована как самостоятельный объект земельных отношений - земельный участок.
Такому сформированию также препятствует тот факт, что он находится между жилыми домами и объектом незавершенного строительства, расположенными на соседних земельных участках, и фактически сложился порядок пользования земельными участками и домовладениями.
Испрашиваемый земельный участок хотя и находится в фактическом пользовании ФИО3, но с целью упорядочения и узаконения земельных правоотношений, уплаты соответствующих налогов в казну, её необходимо включить в единый с его земельным участком состав землепользования, путем перераспределения.
<адрес изъят> образуемого при этом земельного участка не превышает предусмотренные Земельным кодексом РФ и Правилами землепользования ГО «<адрес изъят>» максимальные нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 600 кв.м (150 + 450 = 600).
20.04.2021г. за вх.<номер изъят>-ОГ/21 ФИО3 обратился к главе ГО «<адрес изъят>» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 150 кв.м. на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером 05:42:000005:829 и заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка.
20.05.2020г. за исх.<номер изъят> начальник Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «<адрес изъят>» сообщил следующее: «Согласно п.п. 5 п.8 ст.39.27 Земельного кодекса РФ соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено в случае, если земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности зарезервированы для государственных или муниципальных нужд. В связи с вышеизложенным, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным».
При этом, не приведены сведения о решении о резервировании земельного участка (орган, принявший решение, дата, номер, дата и источник опубликования, цели резервирования земельного участка), а также сведения о зарезервированном земельном участке (площадь, кадастровый номер, категория, вид разрешенного использования и др.).
Никакого решения о резервировании испрашиваемого земельного участка в предусмотренном ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. <номер изъят> не принималось, не опубликовалось, этот земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен кадастровый учет.
Отсутствуют также основания для резервирования испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии, территории общего пользования устанавливаются проектом планировки территории, проектом межевания территории.
Согласно п. 6 ст. 11.9. Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 39.27, пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с участками, находящимися в собственности граждан для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В соответствии с пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 3 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В соответствии с пунктом 5 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 3 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 4 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 6 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не
приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Заявление ФИО4 о перераспределении земельных участков соответствует требованиям пункта 2 ст.39.29 ЗК РФ, к нему приложены документы, предусмотренные пунктом 3 ст.39.29 ЗК РФ, поэтому оно не было возвращено по основаниям, указанным в пункте 7 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8.1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В соответствии с пунктом 9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации 9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 12 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В ответе администрации об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в качестве исчерпывающих оснований отказа указаны: 1) испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования; 2) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, зарезервирован для муниципальных нужд. Этот ответ не содержит ссылки на другие предусмотренные законом основания, препятствующее удовлетворению заявления.
Таким образом, имеются предусмотренные пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации основания для перераспределения испрашиваемого земельного участка и земельного участка, находящегося в моей собственности.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленные в статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, у администрации не было.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика - администрации ГО «город Дербент» ФИО6 решение вопроса об удовлетворении требований административного истца оставил на усмотрение суда, просил суд принять законное решение, при этом пояснил, что, обращаясь в администрацию городского округа «город Дербент» с заявлением с просьбой о перераспределении земельного участка, истец получил ответ в установленные законом срок и обоснованием на постановленные вопросы.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в черте <адрес изъят>, и относится к землям населенных пунктов. Администрация как собственнику, на основании ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Также при рассмотрении дела стоит учитывать, затрагивает ли предоставление земельного участка права и интересы пользователей соседних участков.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» ФИО8 решение вопроса об удовлетворении требований административного истца оставил на усмотрение суда, просил суд принять законное решение
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц и их представителей, суд приходит к следующему.
Как видно из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГг. 29.05.2019г., в ЕГРН внесена запись <номер изъят> о государственной регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 450+/-7 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, адрес (местоположение): <адрес изъят>.
Данный земельный участок расположен в границах сторон прямоугольника, образуемого точками: <номер изъят> Сторона длиной 14,99 м, образуемая точками 1-4, граничит с <адрес изъят>;сторона длиной 29,97 м, образуемая точками 4-3, граничит с ул.<адрес изъят>; сторона длиной 15,01 м, образуемая точками 2-3, граничит с земельным участком с кадастровым номером <номер изъят>; категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки (для строительства индивидуального жилого дома);сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 2-1, граничит с территорией ГО «город Дербент» площадью 150 кв.м, размерами: 30.00 х 5.00 м, которая с севера граничит с <адрес изъят>, а с запада - с частным домовладением.
Указанная территория земли (далее - испрашиваемый земельный участок) имеет следующие координаты: <номер изъят>
Сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 1-4, граничит с принадлежащим мне земельным участком с кадастровым номером <номер изъят>; сторона длиной 5.00 м, образуемая точками 4-5, граничит с земельным участком с кадастровым номером <номер изъят>; категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки (для строительства индивидуального жилого дома); сторона длиной 30,04 м, образуемая точками 5-6, граничит с соседним домовладением; сторона длиной 5.00 м, образуемая точками 6-1, граничит с <адрес изъят>.
Указанная территория земли с августа 1993 года находится во владении правообладателей земельного участка с кадастровым номером 05:42:000005:829, который в настоящее время принадлежит ФИО4 Она огорожена с юга и запада, на нее никто не претендует, и никто, кроме ФИО4 не имеет существенный интерес в её использовании в качестве территории его земельного участка.
Указанный земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> решением Дербентского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> был выделен ФИО5, проживающему по адресу: <адрес изъят>, для индивидуального строительства жилого дома.
10.09.1993г. на основании указанного решения ФИО5 было выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей <номер изъят>.
На оборотной стороне свидетельства имеется план расположения участка, согласно которому участок с севера и востока граничит с улицами, а с юга и запада с участками домовладений.
10.09.1993г. заместителем председателя Дербентского горкомзема на основании указанного решения и свидетельства выдан акт внатурного отвода земель <номер изъят>.
В последующем, ФИО5 возвел на этом участке незавершенный строительством индивидуальный жилой дом.
Постановлением главы администрации ГО «город Дербент» от 12.07.2001г. <номер изъят>ФИО1 разрешено реализовать незавершенное строительством жилой дом, возведенный им на указанном земельном участке.
Согласно договору купли-продажи и передаточному акту от 13.08.2001г. ФИО1 продал указанный незавершенный строительством жилой дом ФИО2.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 25.08.1993г.
С целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об описании границ земельного участка и зарегистрировать на него право собственности по обращению ФИО2 был составлен межевой план и акт согласования границ земельного участка, согласно которым, вышеуказанные границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, в том числе с органами местного самоуправления ГО «город Дербент» в лице начальника МКУ «Земельных и имущественных отношений».
25.03.2016г. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД был выдан кадастровый паспорт земельного участка, содержащий сведения об описании его границ.
Таким образом, границы земельного участка установлены при его выделении ФИО7 в 1993 году, а координаты поворотных точек границ земельного участка на кадастровом плане территории дополнительно согласованы с органами местного самоуправления и другими смежными землепользователями, сведения об описании границ внесены в государственный кадастр недвижимости и в нестоящее время эти сведения находятся в едином государственный реестр недвижимости.
То есть, спор о границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> со смежными землепользователями отсутствует.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО3 купил указанный земельный участок у ФИО2
19.01.2021г. вид разрешенного использования земельного участка изменен с «для индивидуальной жилой застройки» на «для многоквартирной застройки».
Согласно выписке из правил землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 11.09.2012г. <номер изъят> (далее ППЗ), указанный земельный участок и испрашиваемый земельный участок площадью 150 кв.м. находятся в территориальной зоне на карте градостроительного зонирования Ж- 1А - Зона застройки индивидуальными жилыми домами (ст.28, ст. 29 ППЗ).
Одним из основных видов разрешенного использования недвижимости в данной зоне является - многоквартирные жилые этажность не выше 12.
В соответствии со ст.29 ПЗЗ в территориальной зоне на карте градостроительного зонирования Ж- 1А - Зона застройки индивидуальными жилыми домами минимальная (максимальная) площадь земельных участков составляет 400-600 кв.м; минимальная (максимальная) ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) - 8 - 32 м.
В связи с тем, что образуемая точками 6-1 ширина испрашиваемого земельного участка вдоль фронта улицы им.Имама Кули-Бека составляет 5 м, а в соответствии с ПЗЗ минимальная ширина земельных участков вдоль фронта улицы (проезда) составляет 8 м, эта территория земли не может с целью предоставления другим лицам сформирована как самостоятельный объект земельных отношений - земельный участок.
Такому сформированию также препятствует тот факт, что он находится между жилыми домами и объектом незавершенного строительства, расположенными на соседних земельных участках, и фактически сложился порядок пользования земельными участками и домовладениями.
Испрашиваемый земельный участок хотя и находится в фактическом пользовании ФИО3, но с целью упорядочения и узаконения земельных правоотношений, уплаты соответствующих налогов в казну, её необходимо включить в единый с моим земельным участком состав землепользования, путем перераспределения.
Общая площадь образуемого при этом земельного участка не превышает предусмотренные Земельным кодексом РФ и Правилами землепользования ГО «город Дербент» максимальные нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства - 600 кв.м (150 + 450 = 600).
20.04.2021г. за вх.<номер изъят>-ОГ/21 ФИО4 обратился к главе ГО «город Дербент» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 150 кв.м. на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка.
20.05.2020г. за исх.№1142 начальник Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» сообщил следующее: «Согласно п.п. 5 п.8 ст.39.27 Земельного кодекса РФ соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено в случае, если земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности зарезервированы для государственных или муниципальных нужд. В связи с вышеизложенным, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным».
При этом, не приведены сведения о решении о резервировании земельного участка (орган, принявший решение, дата, номер, дата и источник опубликования, цели резервирования земельного участка), а также сведения о зарезервированном земельном участке (площадь, кадастровый номер, категория, вид разрешенного использования и др.).
Никакого решения о резервировании испрашиваемого земельного участка в предусмотренном ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. №561 не принималось, не опубликовалось, этот земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен кадастровый учет.
Отсутствуют также основания для резервирования испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии со статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии, территории общего пользования устанавливаются проектом планировки территории, проектом межевания территории.
Согласно п. 6 ст. 11.9. Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 39.27, пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как между собой, так и с участками, находящимися в собственности граждан для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В соответствии с пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 3 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В соответствии с пунктом 5 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В соответствии с пунктом 3 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 4 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 6 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не
приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Заявление ФИО4 о перераспределении земельных участков соответствует требованиям пункта 2 ст.39.29 ЗК РФ, к нему приложены документы, предусмотренные пунктом 3 ст.39.29 ЗК РФ, поэтому оно не было возвращено по основаниям, указанным в пункте 7 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8.1 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В соответствии с пунктом 9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации 9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 12 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, пунктами 9 и 14 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 10 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В ответе администрации об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в качестве исчерпывающих оснований отказа указаны: 1) испрашиваемый земельный участок является земельным участком общего пользования; 2) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, зарезервирован для муниципальных нужд. Этот ответ не содержит ссылки на другие предусмотренные законом основания, препятствующее удовлетворению заявления.
Таким образом, имеются предусмотренные пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации основания для перераспределения испрашиваемого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности ФИО4
В связи с изложенным, суд считает подлежащими удовлетворению требования ФИО4 об обязании администрации городского округа «город Дербент» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
В силу вышеприведенных норм закона, орган местного самоуправления - администрация ГО «город Дербент» является лицом, уполномоченным принимать такие решения. В связи с изложенным, суд считает, не подлежащим удовлетворению требование ФИО4 о признании незаконным отказа администрации городского округа «город Дербент» от 24 мая 2021г. №1142.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218-228 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «город Дербент» утвердить схему расположения земельного участка площадью 150 кв.м. с координатами: <данные изъяты> на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с ФИО4.
В удовлетворении требования о признания незаконным отказа администрации городского округа «город Дербент» от 24 мая 2021г. №1142 в удовлетворении заявления ФИО4 от 20 мая 2021 года за вх.№54-858-ОГ/20 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 150 кв.м. на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> и заключении с ФИО4 соглашения о перераспределении земельного участка, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2021 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2021 года.
Судья Тагирова Н.Х.