ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2022/2022 от 25.03.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2022/2022 (М-1004/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 марта 2022 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Дудко Н.Е.,

при секретаре Хоменко А.С.,

с участием помощника военного прокурора Руник В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации по следующему адресу:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В обоснование требований истец указал, что военной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлены сайты по указанным адресам, содержащие запрещенную информацию – сведения, раскрывающие потери личного состава Вооруженных сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные, пути передвижения Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины.

Из представленного отзыва Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу следует, что Управление не возражает против удовлетворения требований прокурора. Представитель Управления просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом положений, предусмотренных ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Представитель административного истца помощника военного прокурора Руник В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войн, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).

В силу ст. 9 ФЗ № 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1).

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О государственной <данные изъяты>» государственная <данные изъяты> - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

К Перечню сведений, отнесенных к государственной <данные изъяты>, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 отнесены сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций (п. 10), а также сведения о содержании мобилизационных планов (планов отмобилизования), документов об управлении мобилизационным развертыванием войск, о мобилизационной готовности войск, о возможностях их комплектования личным составом, обеспечения вооружением, военной техникой, другими материальными, финансовыми средствами или воинскими перевозками (п. 6).

В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О государственной <данные изъяты>» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной <данные изъяты>, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статьей 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Статьей 283.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом.

Статьей 276 УК РФ установлена уголовная ответственность за передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж.

Часть 7 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» конфиденциальность персональных данных означает, что любое лицо получившее доступ к персональным данным, не должно допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. При этом в силу требований закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Статьей 13.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Статьей 137 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную <данные изъяты>, без его согласия.

В силу части 6 статьи 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации, содержащей персональные данные граждан, сведений, раскрывающих потери личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что военной прокуратурой Хабаровского гарнизона проведена проверка исполнения действующего законодательства, в ходе которой в сети Интернет выявлены страницы с адресами:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>, содержащие информацию раскрывающую потери личного состава Вооруженных сил Российской Федерации в период проведения специальной операции, имена, анкетные данные погибших, а также их персональные данные, пути передвижения Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины.

Указанная информация носит противоправный характер, является запрещенной к распространению, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно потерь и личного состава Вооруженных сил РФ, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению (кража персональных данных), а также ставит под угрозу жизнь и здоровье личного состава Вооруженных сил РФ, а также угрозу уничтожения имущества Вооруженных сил РФ.

С учетом изложенного, суд находит заявленные заместителем военного прокурора Хабаровского гарнизона требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания информации размещенной на указанных сайтах информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п.4 ст.265.5 КАС РФ (введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ) решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с адресами:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Н.Е. Дудко

Дата составления мотивированного решения 31 марта 2022 года.

Судья Н.Е. Дудко

(копия верна)