34RS0006-01-2023-000894-47
Дело №2а-2023/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 22 ноября 2023 года
Советский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Чекашовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Лихолетовой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании действий, решений незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы ФИО2, ФИО1 обратились в Советский районный суд г.Волгограда с настоящим административным исковым заявлением, в котором просят признать решение административного ответчика (согласно регистрационной записи) от дата о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым в совместную собственность ФИО3 и ФИО4 незаконным, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушенные права ФИО1 и ФИО2 и рассмотреть заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно площадью иные данные. каждой, по адресу: адрес, кадастровый номер и предоставить административным истцам земельные участки площадью иные данные по адресу: адрес, кадастровый номер, восстановив права многодетным матерям на получение земельных участков в собственность бесплатно.
В обоснование своих требований административные истцы ссылается на то, что датаг. ФИО1, являющейся многодетной матерью, через многофункциональный центр, было подано заявление о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью иные данные, местоположение: адрес, кадастровый номер.
датаг. ФИО2, также являющейся многодетной матерью, в комитет по управлению государственным имуществом было подано заявление о согласовании возможности предоставлении собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью иные данные, местоположение: адрес, кадастровый номер.
Ответами от дата административными истцам отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемых земельных участков, по основаниям расположения данных земельных участков на территории, подтверждённой оползневым проявлениям, в овраге, по которому осуществляется отвод талых вод, в связи с чем, по мнению Облкомимущества, использование данных земельных участков для цели индивидуального жилищного строительства не предоставляется возможным.
Ответами от дата и дата заявителям отказано в пересмотре названных выше заявлений.
датаг. Облкомимущество рассмотрело четвертое заявление ФИО1 от датаг. номер и сообщило, что по результатам рассмотрения заявления иного гражданина от датаг. номер о возможности предоставлении собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью иные данные, местоположение: адрес, кадастровый номер Облкомимуществом было принято решение от датаг. номер о возможности предоставления в собственность бесплатно вышеуказанного земельного участка.
При рассмотрении обращении ФИО2 от датаг. административный ответчик в ответе от дата сослался на те же нормы и отказал в возможности согласовании земельного участка по адресу адрес, кадастровый номер и по тем же основаниям что и ФИО1
Из ответов Облкомимущества следует, что испрашиваемые административными истцами земельные участки были объединены и предоставлены площадью иные данные одному лицу, которое подало заявление в Облкомимущество после обращения административных истцов.
Административные истцы считают, что отказом в предоставлении земельных участков площадью иные данные, нарушены их права и отмечают, что заявления ФИО1 и ФИО2 были поданы ранее, а именно датаг., датаг. и датаг., однако считают, что отказы носят формальный характер, никаких мероприятий по инженерной подготовке территории испрашиваемых земельных участков, расположенных по адресу: адрес, кадастровый номер, не проводилось, а потому отказы от датаг. незаконны.
Кроме того, в судебном заседании датаг. административным ответчиком предоставлены выписка, согласно которой на испрашиваемый ими земельный участок с кадастровым номером номер, расположенный по адресу: адрес, западнее земельного участка с кадастровым номером номер площадью иные данные. зарегистрировано право общей совместной собственности за ФИО3 и ФИО4 (запись о государственной регистрации права номер от дата).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3 и ФИО4
Административные истцы ФИО1, ФИО2, представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки не известна, ходатайств об отложении не поступало.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что датаг. ФИО1 обратилась в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью иные данные, местоположением: адрес, кадастровый номер квартала номер.
дата в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило заявление ФИО2 о согласовании возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью иные данные, местоположением: адрес, кадастровый номер квартала номер.
Испрашиваемые административными истцами земельные участки имеют смежное расположение.
В рамках рассмотрения заявлений истцов были получены градостроительные заключения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от датаномер (по обращению ФИО2) и номер (по обращению ФИО1), согласно которым испрашиваемые земельные участки, графическое описание границ которых приложены к заявлениям, расположены в овраге, по которому осуществляется отвод талых и дождевых вод (имеется сложный рельеф, перепад высот достигает ориентировочно 5 м). На прилегающей территории с северной стороны расположена водопропускная труба диаметром иные данные. Утвержденная документация по планировке территории отсутствует.
Образование земельных участков в целях размещения на них объектов капитального строительства не соответствует пункту 14.6 Свода правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в соответствии с которым размещение зданий запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков; в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты.
В соответствии с заключениями департамента городского хозяйства администрации Волгограда от датаг. № номер и № номер в границах испрашиваемых земельных участков имеется перепад рельефа и (или) овраг, пруд, представленные в запросе вариант границ формируемых земельных участков приводит к чересполосице между земельными участками в квартале иные данные.
В ходе проведенного сотрудником государственного казенного учреждения Волгоградской области "Управление имуществом" обследования установлено, что на территории испрашиваемого земельного участка в густой травянистой и камышовой растительности имеется резкое понижение уровня почвы, что подтверждается актами от датаномер и номер.
Ответом от дата за номер комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО2 отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка местоположением согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенному к заявлению: адрес, севернее земельных участков с кадастровым номером номер, номер, по тем основаниям, что в силу пункта 14.6 СП 42.133330.2016 размещение и зданий, сооружений у коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков, в зонах возможного затопления, не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, подверженной оползневым проявлениям, в овраге, по которому осуществляется отвод талых и дождевых вод, а поэтому с учетом требований 14.6 СП 42.133330.2016 использование такого земельного участка для цели индивидуального жилищного строительства не предоставляется возможным.
ФИО1 ответом от дата за номер в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно отказано по тем же основаниям.
дата ФИО2 обратилась в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о повторном рассмотрения заявления о согласовании возможности предоставления земельного участка местоположением: адрес, кадастровый номер квартала номер.
дата с аналогичным заявлением в Комитет обратилась ФИО1
Обращения от датаг. и датаг. мотивированы тем, что в местности расположения спорных земельных участков зоны затопления, зоны возможного проявления оползней и селевых потоков не установлены, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости относительно земельных участков не внесены. Кроме того заявителями указано на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 914 в перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденном указанным постановлением пункт 29 исключен.
дата (по обращению ФИО1) и дата (по обращению ФИО2) комитетом по управлению государственным имуществом в удовлетворении названных заявлений о повторном рассмотрении заявлений о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано, с указанием на то, что постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022г. № 914, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», в части исключения СП 42:13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» вступило в законную силу с 1 сентября 2022 г., то есть после принятия решений об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем основания для повторного рассмотрения заявлений отсутствуют.
В этой связи дата ФИО1 и ФИО2 вновь обратились в Комитет по управлению государственным имуществом с заявлениями о согласовании возможности предоставления земельных участков, испрашиваемых ими ранее.
дата за номер (по заявлению ФИО1) и номер (по заявлению ФИО2) административным ответчиком приняты решения о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность в связи тем, что местоположения данных земельных участков совпадают с местоположением земельного участка, графическое описание границ которого приложено к ранее поданному в Облкомимущество заявлению иного гражданина (входящий номер от датаномер) о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно и по результатам рассмотрения данного заявления комитетом принято решение от датаномер о возможности предоставления в собственность земельного участка.
Из материалов дела следует, что дата с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно в Комитет обратилась ФИО3, являющаяся родителем иные данные.
дата комитетом по управлению государственным имуществом принято решение номер о возможности предоставления в собственность бесплатно ФИО3, относящейся к категории граждан, являющихся родителями иные данные, земельного участка из земель населенных пунктов, местоположением : адрес, западнее земельного участка с кадастровым номером номер ориентировочной площадью иные данные для индивидуального жилищного строительства.
Решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от дата утверждена схема расположения земельного участка с условным номером номер, площадью иные данные с кадастровым номером номер.
дата на вышеуказанный земельный участок с присвоенным кадастровым номером номер ФИО3 зарегистрировано право собственности.
Данные обстоятельства установлены вступившим датаг. в законную силу решением Советского районного суда г.Волгограда от датаг., которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения от датаг. номер «О возможности предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городе Волгограде-административном центре Волгоградской области»; о признании незаконным и отмене решения номер от датаг. в отношении ФИО1 об отказе в согласовании возможности в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно ФИО1 площадью иные данные, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер, отказ от датаг. за номером номер в рассмотрении обращения, отказ о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно за номер от дата; о признании незаконным и отмене решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно от датаг. номер в отношении ФИО2, отказ от дата за номер от рассмотрения обращения ФИО2, отказ ФИО2 от датаномер о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно; обязании Облкомимущество устранить нарушенные права ФИО1 и ФИО2 рассмотреть заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно площадью иные данные для каждой по адресу: адрес, кадастровый номер и предоставить административным истцам земельные участки площадью иные данные по адресу: адрес, кадастровый номер, отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
датаг. в ЕГРН за номером номер произведена запись о государственной регистрации права общей совместной собственности ФИО3 и ФИО4 на спорный земельный участок по адресу: адрес, западнее земельного участка с кадастровым номером номер, законность которой оспаривают административные истцы в рамках рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, административным ответчиком - Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области решение от датаг. о предоставлении спорного земельного участка в совместную собственность ФИО3 и ФИО4 не принималось.
Суд считает необходимым также отметить, что защита зарегистрированного в ЕГРН права собственности является одной из приоритетных задач государства и созданных им органов исполнительной власти, в том числе и Росреестра.
Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 1 июня 2021 года N П/0241, предполагает, что, если объект принадлежит нескольким лицам на праве общей совместной собственности, в записи делается соответствующее указание (абзац второй пункта 53); при регистрации права на недвижимое имущество, находящееся в общей совместной собственности, все сособственники указываются в одной записи о вещном праве (абзац первый пункта 109).
Частью 5 статьи 1 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
С момента внесения записи о вещном праве в ЕГРН и до исключения ее из реестра, объект недвижимого имущества считается принадлежащим на данном вещном праве лицу, указанному в ЕГРН в качестве правообладателя.
Согласно позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N 78-КГ12-9, государственная регистрация представляет собой систему записей и призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Указание в решении суда на признание записи в ЕГРН недействительной, либо незаконной не влечет правовых последствий. Несогласие лица с актом государственной регистрации следует расценивать как наличие у такого лица самостоятельного требования относительно объекта, право на которое зарегистрировано.
Таким образом, сама запись о государственной регистрации в соответствии со ст. 13 ГК РФ не может быть признана недействительной, поскольку не порождает прав и обязанностей.
Следовательно, если государственная регистрация проведена, оспорить в суде можно только зарегистрированное право или ограничение путем оспаривания оснований их возникновения.
Административное судопроизводство предусматривает оспаривание законности принятых решений и действий и как следствие, возложение обязанности устранить допущенные нарушения. Однако, в данном случае, речь идет об оспаривании неактуальной записи ЕГРН.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации). Получить информацию об объекте недвижимости, а именно сведения о кадастровом номере, дате постановки на кадастровый учет и другие характеристики объекта недвижимости, а также сведения обо всех актуальных зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него, можно запросив выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Таким образом, если государственная регистрация проведена, оспорить в суде можно только зарегистрированное право путем оспаривания оснований возникновения прав.
Оспаривание законности принятых решений и действий предусматривает, как следствие, возложение обязанности устранить допущенные нарушения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В силу статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административными истцами не указаны кем и конкретные нормы закона, которые нарушены при осуществлении регистрации права собственности на спорный земельный участок датаг.
Кроме того, требования административных истцов о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 и ФИО2 и рассмотреть их заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно площадью иные данные каждой, по адресу: адрес, кадастровый номер и предоставить административным истцам земельные участки площадью иные данные. по адресу: адрес, кадастровый номер, восстановив права многодетным матерям на получение земельных участков в собственность бесплатно, были предметом рассмотрения в рамках гражданского дела номер, по которому Советским районным судом г.Волгограда датаг. было вынесено решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании решения административного ответчика (согласно регистрационной записи) от дата о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым в совместную собственность ФИО3 и ФИО4 незаконным, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 и ФИО2 и рассмотреть их заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно площадью иные данные каждой, по адресу: адрес, кадастровый номер и предоставить административным истцам земельные участки площадью иные данные по адресу: адрес, кадастровый номер, восстановив права многодетным матерям на получение земельных участков в собственность бесплатно, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г.Волгограда в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2023г.
Судья С.В. Чекашова