Дело №2а-2024/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 02 мая 2017 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре Шибанаевой И.А.,
с участием административного истца Скулкиной Н.С.,
представителя административного ответчика Верзун Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скулкиной Н.С. к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство для реконструкции индивидуального жилого дома
УСТАНОВИЛ:
Скулкина Н.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - администрация ГО «Город Йошкар-Ола»), просила признать незаконным отказ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении разрешения на строительство для реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию ГО «Город Йошкар-Ола» с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 707 кв.м. Письмом ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по тому основанию, что градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными домами), установленными Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ№, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено, в связи с чем, выявлено несоответствие представленной схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола». Истец полагает, что указанный отказ является незаконным, так как ограничивает ее права, как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Административный истец Скулкина Н.С. заявленные требования поддержала, пояснила, что реконструкция заключается в том, что необходимо возвести новую крышу и обложить дом кирпичом, так как бревенчатый дом пришел в негодность.
Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Верзун Ю.С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что в территориальной зоне Ж-1, в которой находится принадлежащий административному истцу земельный участок, строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков, в силу чего отказ в выдаче Скулкиной Н.С. разрешения на реконструкцию жилого дома является законным. Представлен отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с ч.ч. 4-5 данной статьи ГрК РФ разрешение на
строительство выдается органом местного самоуправления по месту
нахождения земельного участка, за исключением случаев,
предусмотренных ч.ч. 5-6 настоящей статьи и другими федеральными
законами.
Перечень необходимых документов предоставляемых для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство определен ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, включает в себя: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Положениями ч. 11 настоящей статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно положениям ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
Судом установлено, что Скулкиной Н.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом и земельный участок под ним с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ и №).
Согласно градостроительному плану земельного участка №, подготовленному Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», данный земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зоне застройки многоквартирными домами.
ДД.ММ.ГГГГ Скулкина Н.С. обратилсь в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию указанного жилого дома.
Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала Скулкиной Н.С. в выдаче разрешения на реконструкцию вышеуказанного объекта капитального строительства, мотивировав свой отказ тем, что земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зоне застройки многоквартирными домами. Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» в этой зоне не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что часть индивидуального жилого дома располагается на расстоянии менее 3 м от северо-восточной границы земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, выявлено несоответствие представленной схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч. 1- 4 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Частями 1 и 2 ст. 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
В силу положений ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (ч. 8).
Реконструкция указанных в ч. 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).
Данная норма подлежит применению в совокупности с иными нормами градостроительного и земельного законодательства, в частности, приведенными выше.
Кроме того, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу положений пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из технического паспорта домовладения № по <адрес> жилой дом по указанному адресу является одноэтажным, бревенчатым, общей площадью 53,6 кв.м.
Согласно представленной административным истцом схеме планировочной организации земельного участка реконструируемый жилой дом планируется кирпичным, площадью застройки 83,9 кв.м, с пристроем 23,3 кв.м.
Из градостроительного плана земельного участка, следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, № по <адрес>, № находится в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоквартирными домами.
В ч. 3 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», разделе 2 (п. 2.1) градостроительного плана земельного участка перечислены виды разрешенного использования, и индивидуальная жилая застройка не предусмотрена разрешенными видами использования земельного участка территориальной зоны Ж-1.
При таких обстоятельствах выдача административному истцу разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке, на котором в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» не предусмотрен такой вид разрешенного использования, противоречила бы изложенным выше нормам действующего земельного и градостроительного законодательства, поскольку реконструкция не направлена на приведение объекта капитального строительства в соответствие с градостроительным регламентом.
В силу изложенного выше, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Скулкиной Н.С.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Скулкиной Н.С. к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство для реконструкции индивидуального жилого дома оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Т.Ю.Нечаева
В окончательной форме решение принято 05 мая 2017 года.