ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2024/2021 от 19.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-002489-46

Дело № 2а-2024/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения и действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, с учетом уточнения просит:

признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером , в соответствии с п.п. 1,9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

признать действия незаконными по постановке на кадастровый учет объекта – единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес>; объекта - единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес>;

признать действия незаконными по внесению записи в ЕГРП о государственной регистрации права собственности на объекты: единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес>, единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес>;

возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем аннулирования записи в ЕГРП о государственной регистрации права на объекты: единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес>, единое землепользование с кадастровым номером , расположенное по адресу: <Адрес> (л.д.81-84).

В обоснование требований указал, что в феврале 2021г. обратился в Управление для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости с кадастровыми номерами , . Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация перехода права приостановлена по основаниям, предусмотренным п.п. 1,9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; объект не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. В связи с чем, заявления о регистрации права (перехода права) и договора купли-продажи на земельный участок с кадастровыми номерами , не могут быть приняты, поскольку согласно данным ЕГРН участки , входят в состав единого землепользования с кадастровым номером . Права на участки с номерами , не зарегистрированы, а участок постановлен на кадастровый учет 01.08.2007г. Отказ ответчика является незаконным, поскольку ответчиком неверно указан номер единого землепользования земельного участка за , указанный участок входит в состав единого землепользования за . При регистрации единых землепользований , ответчиком нарушена, установленная законодательством процедура постановки на кадастровый учет обособленных земельных участков под номерами , , в результате чего лишился возможности реализовать свои права собственника по распоряжению (отчуждению) принадлежащим имуществом. Обособленные земельные участки, образующие единое землепользование не были зарегистрированы как объект права, земельные участки не имели границ, не прошли процедуру межевания, не имели адреса, не были объединены по заявлению собственника в единое землепользование. Земельные участки , в нарушение требований закона не были постановлены на кадастровый учет, не зарегистрированы, не объединены по заявлению собственника в единое землепользование, у указанных участков как выяснилось отсутствует кадастровый учет, не присвоенных адресов и отсутствуют границы участков, что противоречит ФЗ № 101 от 24.07.2002, ст.ст. 13,17 «Об обороте земель с/х назначения» и является грубым нарушением требований закона при образовании единого землепользования. Ответчиком при образовании единого землепользования за , были грубо нарушения требования действующего на тот период времени законодательства. Неправомерные действия ответчика по постановке на кадастровый учет единого землепользования , привели к нарушению прав и интересов собственника, поскольку земельные участки за , должны были обладать всеми характеристиками отдельного земельного объекта, однако в силу неправильных и незаконных действий ответчика в настоящее время указанные объекты не могут являться самостоятельным объектом права.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила, что оспаривают действия административного ответчика по регистрации права собственности на земельные участки за ФИО3 Полагает, что срок для обжалования действий не пропущен, поскольку права административного истца нарушены с момента получения отказа в регистрации перехода права собственности на земельные участки , , поскольку с этого момента ФИО3 узнал о том, что данные земельные участки входят в состав единого землепользования и соответственно их границы не определены и он не может реализовать свое право собственности.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 65-68,85-88,163-171).

Определением суда от 22.07.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО4 (л.д. 200-201).

Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения дела извещалось судом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, мнение по иску не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

ДД.ММ.ГГГГФИО13 действующим на основании доверенности, выданной ФИО12, в Кунгурский территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Пермской области подана заявка о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате деления участка с кадастровым номером (л.д.102-118).

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет было поставлено единое землепользование с кадастровым номером (л.д.119-123).

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО14. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером на основании заявления поданного ФИО16, действующим на основании доверенности, выданной ФИО15, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве собственности на землю (л.д.124-132).

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО19., действующим на основании доверенности, выданной ФИО17, и ФИО18, действующим на основании доверенности, выданной ФИО3, право собственности на земельный участок с кадастровым номером было зарегистрировано за ФИО3 (л.д.133-135).

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО20, действующим на основании доверенности, выданной ФИО21, в Кунгурский территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Пермской области подана заявка о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате деления участка с кадастровым номером (л.д.136-138).

ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет было поставлено единое землепользование с кадастровым номером (л.д.139-143).

ДД.ММ.ГГГГ за ФИО22 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером на основании заявления поданного ФИО24, действующим на основании доверенности, выданной ФИО23, протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве собственности на землю (л.д.144-151).

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО25., действующим на основании доверенности, выданной ФИО26, и ФИО27, действующим на основании доверенности, выданной ФИО3, право собственности на земельный участок с кадастровым номером было зарегистрировано за ФИО3 (л.д.152-155).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности за ФИО3 на единое землепользование с кадастровыми номерами , , суд исходит из следующего.

В соответствии с п. п. 2, 11 ч. 9 ст. 226, ч. ч. 1, 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 2) соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2 ч. 9 ст. 226); обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п. 11 ч. 9 ст. 226); если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219).

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219).

Как указано выше, собственником земельных участков, являющихся единым землепользованием с кадастровыми номерами , , ФИО3 стал ДД.ММ.ГГГГ, на момент приобретения земельных участков, они уже были поставлены на кадастровый учет. Следовательно, о предполагаемом нарушении права ФИО3 узнал ДД.ММ.ГГГГ, однако административное исковое заявление подано ФИО3 в суд лишь 08.04.2021г. (л.д.4,), т.е. с пропуском установленного ст.219 КАС РФ срока.

Каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока, суд не усматривает, административным истцом такие причины не названы, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Доводы представителя административного истца о том, что установленный ст.219 КАС РФ срок следует исчислять с момента получения отказа в регистрации перехода права собственности на земельные участки и , поскольку с этого момента ФИО3 узнал, что данные земельные участки, входят в состав оспариваемых объектов единого землепользования и соответственно их границы не определены, подлежат отклонению.

О государственной регистрации земельных участков с кадастровыми номерами , , как единого землепользования, административный истец знал уже на момент регистрации за ним права собственности – ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок для обжалования действий государственного регистратора по постановке на государственный кадастровый учет и о государственно регистрации права собственности, следует исчислять с этого момента. Кроме того, о том, что земельные участки и входят в состав единого землепользования с кадастровыми номерами , , ФИО3 было известно еще в 2020 году, что подтверждается его письмами в Управление Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в ответах на данные письма административному истцу разъяснено, что земельные участки, входящие в состав единого землепользования учтены в качестве одного объекта недвижимости, с присвоением им одного кадастрового номера.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления Росреестра по Пермскому краю по постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности за ФИО3, в связи с пропуском срока на обращение с административным иском в суд.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Управление с заявлением о регистрации перехода права и ФИО4 с заявлением о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером , на основании договора купли-продажи (л.д. 89-97).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. № , направленным в адрес ФИО3, государственная регистрация на основании п.п. 1,19 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановлена в связи с тем, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого предоставлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация права на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В частности указано, что участки , входят в состав единого землепользования с кадастровым номером , расположенным по адресу: <Адрес>. Права на участки , не зарегистрированы. Участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с наименованием «единое землепользование», которое в соответствии с ранее действующим законодательством присваивалось многоконтурному земельному участку. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении всего единого землепользования, так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. Отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями, площадь такого участка является площадью всех геометрических фигур, его образовывающих. Следовательно, осуществление государственной регистрации прав на обособленный земельный участок в составе единого землепользования невозможно, предметом договора может быть лишь земельный участок с кадастровым номером . Кроме того, указано, что ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлены особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, предусматривающие преимущественное право покупки таких земель субъектом Российской Федерации. (л.д. 98).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно п.п. 1, 19 ч. 1 ст. 26 Федеральный закон №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 данной статьи установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности ФИО3 на единое землепользование и .

Участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером ; участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером .

В соответствии с п.5 Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 (действовавших на момент постановки земельных участков на кадастровый учет) несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Согласно 6.2.5., 6.2.7 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (действовавшего на момент постановки земельных участков на кадастровый учет) строка "4" раздела "Земельные участки" заполняется для земельных участков, входящих в составной земельный участок, состоящий из нескольких участков, права на который подлежат государственной регистрации, как на один объект недвижимого имущества (единое землепользование). В строку заносится кадастровый номер составного земельного участка (единого землепользования) и номер записи в форме Ф.1.1/С о включении данного земельного участка в его состав.

В строке "6" записывается наименование земельного участка, присваиваемое при постановке его на государственный кадастровый учет. Земельным участкам, учитываемым в качестве объектов недвижимого имущества, присваивается наименование "землепользование". Составным земельным участкам присваивается наименование "единое землепользование". Земельным участкам, включаемым в составной земельный участок (единое землепользование), присваиваются наименования:

- "обособленный участок" - для участков, обособленных от других участков, входящих в "единое землепользование";

- "условный участок" - для смежных участков, входящих в "единое землепользование" и разделяемых между собой условной линией кадастрового деления.

Таким образом, под единым землепользованием понимается владение и пользование земельным участком, состоящим из нескольких обособленных и условных земельных участков, как единым объектом недвижимости с единым кадастровым номером. При этом, в кадастр недвижимости заносятся сведения о кадастровом номере составных земельных участков, составляющих единой землепользование.

В соответствии с п. 182 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (действовавшего на момент обращения ФИО3 с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности) если земельный участок, учтенный в государственном кадастре недвижимости до вступления в силу Закона, представлял собой единое землепользование или являлся обособленным, условным участком, входящим в состав единого землепользования, при внесении в ФГИС ЕГРН сведений о таком участке дополнительно вносится соответствующая отметка.

При таких обстоятельствах, поскольку из материалов дела следует, что земельные участки , о государственной регистрации перехода прав на которые заявлено ФИО3, входят в состав единого землепользования с кадастровыми номерами и соответственно, т.е. участки , не являются самостоятельными объектами недвижимости, права на них за ФИО3 не зарегистрированы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации прав, является законным и обоснованным.

Ошибочное указание в оспариваемом уведомлении о том, что оба участка , входят в состав единого землепользования с кадастровыми номерами , на правильность выводов государственного регистратора о необходимости приостановления государственной регистрации прав по п.п. 1, 19 ч. 1 ст. 26 Федеральный закон №218-ФЗ, не влияет.

С учетом изложенного в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 о признании незаконными решения (уведомления) о приостановлении государственной регистрации прав, действий по постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности за ФИО3, возложении обязанности об аннулировании записи о государственной регистрации права в ЕГРП, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения и действий незаконными, возложении обязанности – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>