Дело №а-2025/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Предгорного районного суда Суворова Д.Д.,
при секретаре судебного заседания Джемакуловой Б.Х.,
с участием:
представителя административного истца – адвоката Коленкиной В.Н., представившей удостоверение № и ордер № действующей на основании доверенности серии <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя административного ответчика Предгорного муниципального района Цалоевой К.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица - отдела архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района <адрес> Кюльбякова Н.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в помещении Предгорного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Безродновой Е.Н. к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края по невыдаче градостроительных планов земельных участков и возложении обязанности выдать градостроительные планы земельных участков,
установил:
Безроднова Е.Н. обратилась в Предгорный районный суд с административным исковым заявлением к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края по не выдаче градостроительных планов земельных участков и возложении обязанности выдать градостроительные планы земельных участков, в котором указывает, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, она приобрела земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение): для строительства индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании договора купли-продажи ею было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, который имел декларированную площадь и являлся ранее учтенным.
После регистрации своего права собственности, ею были проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка. В результате проведения указанных работ, площадь её земельного участка увеличилась и составила <данные изъяты> кв. м. В ГКН были внесены сведения об изменении площади принадлежащего ей земельного участка, а также были внесены сведения об установленных границах земельного участка, также изменения о площади земельного участка были внесены в ЕГРП.
ДД.ММ.ГГГГ она приняла решение о разделе принадлежащего ей земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, ст., Ессентукская, <адрес>, на четыре самостоятельных участка: земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома (:19:ЗУ1); земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома (:19:ЗУ2); земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома (:19:ЗУЗ); земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства индивидуального жилого дома (:19:ЗУ4).
После раздела, постановлением администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, вновь образованным земельным участкам на основании схемы раздела земельного участка площадью 1297 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, были присвоены адреса: земельному участку №, площадью <данные изъяты>, <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м, РФ, <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>.
После образования новых земельных участков, была произведена государственная регистрация её права собственности на каждый из этих участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, записи в ЕГРП о регистрации права №№; №
По её поручению МУП «Архитектурно-градостроительное бюро» подготовили градостроительные планы в отношении каждого земельного участка.
В ходе составления указанных градостроительных планов, ею были получены согласия смежных землепользователей на размещение жилого дома на расстоянии 1 метра от межи, были получены технические условия для водоснабжения, электроснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Предгорного муниципального района <адрес> с заявлением об утверждении градостроительных планов на строительство индивидуальных жилых домов на каждом, из принадлежащих ей земельных участках.
Сообщением Администрации Предгорного муниципального района СК без даты в согласовании градостроительных планов Безродновой Е.Н. отказано.
Отказ мотивирован тем, что земельный участок с площадью <данные изъяты> га) с кадастровым номером № предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, для проживания одной семьи, далее к земельному участку прирезается небольшой участок, и общая площадь стала <данные изъяты> кв.м.
В дальнейшем выше рассматриваемый земельный участок, без разработки градостроительной документации - проекта планировки территории, определяющей основные направления в градостроительстве в т.ч.: пожарные разрывы, этажность, плотность застройки, ширина улицы (с учетом размещения коммуникаций), тротуара, проезжей части, разворотная площадка и т.д. кадастровым инженером Ениной Е.А. данный земельный участок был поделен на четыре самостоятельных участка с разрешенным использованием «родительского» участка - для индивидуального жилищного строительства. Так же на одном из дочерних участков (кадастровый №) находится объект самовольного строительства.
Истец полагает, что отказ не основан на законе, так как ей, как собственнику, в порядке принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Раздел принадлежащего ей земельного участка на четыре участка, которые соответствуют минимально допустимому размеру для разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, не противоречит закону.
При разделе первичного земельного участка были соблюдены все требования, в том числе и пожарные разрывы, этажность, плотность застройки, ширина улицы (с учетом размещения коммуникаций), тротуара, проезжей части, разворотная площадка и т.д.
Сведения о земельных участках внесены в ГКН, в ЕГРП и никто не оспорил её права на вновь образованные земельные участки.
Не совершение администрацией действий по выдаче градостроительного плана не основано на законе, препятствует в подготовке документов и обращению для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
Обратившись в суд, административный истец Безроднова Е.Н. просит признать незаконным бездействие Администрации Предгорного муниципального района по не выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>;
- возложить на Администрацию Предгорного муниципального района обязанность выдать градостроительные планы земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>.
В судебное заседание административный истец Безроднова Е.Н. не явилась доверив представлять свои интересы своему представителю – адвокату Коленкиной В.Н.
Представитель административного истца – адвокат Коленкина В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Предгорного муниципального района <адрес> Цалоева К.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что на обращение Безродновой Е.Н. был дан письменный ответ, которым в утверждении предоставленных заявителем градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, было отказано, в виду невозможно их утверждения.
Представитель заинтересованного лица отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Кюльбяков Н.С. просил суд в удовлетворении заявленных требований Безродновой Е.Н. отказать.
С учетом мнения участвующих лиц и в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав участвующих лиц, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.
В силу ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Безродновой Е.Н. было зарегистрировано право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, который имел декларированную площадь и являлся ранее учтенным, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 17/.
После регистрации права собственности, Безродновой Е.Н. были проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка и так, согласно проведенных работ площадь земельного участка Безродновой Е.Н. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, увеличилась и составила <данные изъяты> кв. м. /л.д. 21-38/.
В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении площади принадлежащего Безродновой Е.Н.земельного участка, а также были внесены сведения об установленных границах земельного участка, а также изменения о площади земельного участка были внесены в ЕГРП, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д. 39-45/.
Безродновой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о разделе принадлежащего ей земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, ст., Ессентукская, <адрес>, на четыре самостоятельных участка: земельный участок площадью <данные изъяты>
Согласно постановлению администрации Ессентукского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, вновь образованным земельным участкам на основании схемы раздела земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, были присвоены адреса: земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв. м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес> /л.д. 25/.
После образования новых земельных участков, произведена государственная регистрация права собственности за Безродновой Е.Н. на каждый из этих участков, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, записи в ЕГРП о регистрации права №№; №
Как установлено в судебном заседании, для подготовки градостроительных планов на вновь образованные земельные участки, Безроднова Е.Н. обратилась МУП «Архитектурно-градостроительное бюро», где по её заказу были подготовлены градостроительные планы в отношении каждого земельного участка, что подтверждается представленными в материалах дела градостроительными планами на земельные №, площадью <данные изъяты>. м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>; земельному участку №, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес> /л.д. 66-163/.
Из градостроительных планов земельных участков видно, что в ходе составления указанных градостроительных планов, были получены согласия смежных землепользователей на размещение жилого дома на расстоянии 1 метра от межи, были получены технические условия для водоснабжения, электроснабжения /л.д. 66-163/.
ДД.ММ.ГГГГ Безроднова Е.Н. обратилась в администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края с заявлением об утверждении градостроительных планов на строительство индивидуальных жилых домов на каждом из принадлежащих ей земельных участках /л.д. 12/.
В судебном заседании установлено, что раздел принадлежащего Безродновой Е.Н. земельного участка на четыре участка, осуществлен без нарушений действующего законодательства. Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости, в Единый государственный реестр прав и никем не оспорены.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства производится на основании разрешения, выдача которого в силу статьи 8 Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности по месту нахождения такого земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается, в том числе градостроительный план земельного участка.
Согласно от. 56 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица отдела архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района Кюльбяков Н.С., при подготовке, утверждении и выдачи градостроительного плана земельного участка на территории Предгорного муниципального района Ставропольского края» они руководствуются административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории Предгорного муниципального района Ставропольского края», утвержденный постановлением Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории Предгорного муниципального района Ставропольского края», утвержденного постановлением Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, выдача градостроительных планов земельных участков является государственной услугой.
В силу предписаний Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (пункт 2 статьи 2); органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7); стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14).
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 93.
Анализ приведенных федеральных норм в их взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Отказывая административному истцу Безродновой Е.Н. в согласовании четырех градостроительных планов, административный истец одним письменным сообщением без даты и номера отказал в выдаче градостроительных планов, указав что земельный участок с площадью <данные изъяты> га) с кадастровым номером № предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, для проживания одной семьи, далее к земельному участку прирезается небольшой участок, и общая площадь стала <данные изъяты> кв.м. В дальнейшем выше рассматриваемый земельный участок, без разработки градостроительной документации - проекта планировки территории, определяющей основные направления в градостроительстве в т.ч.: пожарные разрывы, этажность, плотность застройки, ширина улицы (с учетом размещения коммуникаций), тротуара, проезжей части, разворотная площадка и т.д. кадастровым инженером Ениной Е.А. данный земельный участок был поделен на четыре самостоятельных участка с разрешенным использованием «родительского» участка - для индивидуального жилищного строительства. Так же на одном из дочерних участков (кадастровый №) находится объект самовольного строительства.
Как следует из сообщения администрации <адрес> об отказе в выдаче градостроительных планов, каких-либо норм права, на основании которых администрация муниципального района отказала в выдаче или согласовании градостроительных планов, не приведено /л.д. 16/.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица отдела архитектуры и градостроительства администрации Предгорного муниципального района <адрес> Кюльбяков Н.С. пояснил, что ни нормы Градостроительного кодекса РФ, ни административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории Предгорного муниципального района <адрес>», утвержденного постановлением Администрации Предгорного муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, не содержат положений, позволяющих отказывать в выдаче градостроительных планов. В данном случае следовало письменно указать Безродновой Е.Н. на отмеченные в предоставленных ею градостроительных планах недостатки и предоставить ей время для их устранения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа административного ответчика в предоставлении градостроительных планов административному истцу, не имелось, а потому административный истец проявил бездействие, связанное с оказанием муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Безродновой Е.Н. к администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Безродновой Е.Н. к Администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Предгорного муниципального района по не выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>.
Возложить на Администрацию Предгорного муниципального района обязанность выдать градостроительные планы земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Предгорный районный суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Д.Д. Суворов