ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2026/2018 от 09.07.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2018 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2026/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» о признании незаконным отказа в восстановлении в очереди граждан имеющих право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, обязании устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску», в котором просила с учетом уточнений требований, признать незаконным отказ Управление социальной защиты населения по городу Иркутску от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1, ФИО1, ФИО2 по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996г., обязать Управление социальной защиты населения по городу Иркутску, восстановить в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. с членами семьи ФИО2, ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ т.е. с даты подачи заявления.

В обоснование административного искового заявления административным истцом указано, что ее мать, В.И. 24.07.1996г., на основании постановления мэра Катанского района за № 45-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков очередности граждан (пенсионеров) и работающих граждан с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, имеющих право на получение жилищных субсидии для выезжающих из районов Крайнего Севера», была включена в список под порядковым , в категории «пенсионеры», в указанный список так же были включены члены семьи В.И. дочь ФИО1, зять ФИО2, внук ФИО3, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № С-191. Основанием постановки на учет В.И. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей (далее - ФЗ ) являлось то, что она являлась пенсионеркой по старости. Её мать В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, так как она является законным правопреемником В.И., а также она была включена в список как член семьи своей матери, считает, что она имеет право восстановления в очереди по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996г. ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ были внесены изменения Федеральным законом № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменении в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», административный истец указывает, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. На основании вышеприведенных норм, она обратилась к административному ответчику с заявлением о восстановлении в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья меня как члена семьи В.И. в очереди по дате подачи заявления, т.е. с 24,07.1996г. 13.12.2017г. ею был получен отказ в восстановлении, как указывает административный ответчик по следующим основаниям: в случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до ДД.ММ.ГГГГ, он подлежит снятию с учета в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина не предусматривалось. Учитывая, что В.И., умерла ДД.ММ.ГГГГ, правовых основании для восстановления административного истца и членов ее семьи, в очереди граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных районов к ним - административный ответчик не усматривает. Считает отказ ответчика от 13.12.2017г. является незаконным, основанный на неправильном толковании норм материального права, регулирующие отношения по получению жилищной субсидии и это ухудшает положение граждан, которые состояли на учете до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ по сравнению с гражданами, вставшими на учет после 1 января 2012г., что привело к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом гарантированного ст. 19 Конституции Российской Федерации, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии). Так как она является дочерью и членом семьи В.И., что подтверждается (свидетельством о рождении и свидетельством о браке, подтверждающее смену фамилии) а так же на основании архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № С-191, она была принята на учет 24.07.1996г. вместе с остальными членами семьи В.И.; ФИО2 и ФИО3 Федеральное законодательство от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, действительно не содержало нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, на ее получение, с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии, но и не ограничивало это право, и не исключало такой возможности для гражданина. Соответственно, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ. то есть до 1 января 2012 г., так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 г., сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Следовательно, административный истец, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ее матери В.И. до 1 января 2012 г.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 21.05.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены семьи административного истца ФИО2, ФИО3

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 05.07.2018г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1, заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Представитель административного истца ФИО4 требования поддержал.

Представители административного ответчика ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску»ФИО5, ФИО6 заявленные требования не признали, поддержав доводы письменного отзыва на административный иск.

Заинтересованное лицо Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебном заседании отсутствует, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью предоставления большего времени для подготовки дела к судебному разбирательству.

Судом в удовлетворении заявленного ходатайства отказано, поскольку заинтересованное лицо была заблаговременно уведомлено о судебном заседании, и должно было предпринять все зависящее для явки в судебное заседание и подготовки к нему.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что согласно архивной справке Архивного отдела администрации муниципального образования «Катангский район» от 01.12.2017г. № С-170, в документах архивного фонда Р-39 «Администрация Катангского района», в постановлениях мэра Катангского района за 2003 год значится постановление от 05.03.2003г. № 45-п «Об утверждении списков очередности граждан (пенсионеров) и работающих граждан с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, имеющих право на получение жилищных субсидий для выезжающих из районов Крайнего Севера». В списке, утвержденным данным постановлением, под порядковым номером 37 значится В.И., (так в документе). «Год постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ. Дата возникновения льготы - ДД.ММ.ГГГГ. Фамилия имя отчество принятого на учет. Состав семьи (ФИО, родственные отношения) - В.И., (так в документе), дочь - ФИО1, зять - ФИО2, внук - ФИО3 Данные документов, удостоверяющих личность заявителя, данные справки по инвалидности - данные паспорта VIII-CT выдан Катангским РОВД ДД.ММ.ГГГГ, Удост. . Адрес занимаемого жилого помещения - <адрес> Номер очереди в книге регистрации - . Наименование мест(а), избранных для постоянного проживания - Иркутск, Ангарск». ОСНОВАНИЕ: Ф. Р-39. On. 1. Д. 143. Л. 4-10.

Кроме того, согласно архивной справке Архивного отдела администрации муниципального образования «Катангский район» от 19.01.2018г. № С-210, в документах архивного фонда Р-39 «Администрация Катангского района», в постановлениях мэра Катангского района, значится постановление от 30.06.1998г. № 109 «Об утверждении списков граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет им желающих получить безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья по Катангскому району по состоянию на 15.01.1998г.", в списке, утвержденном данным постановлением, под порядковым номером 56 значится В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., северный стаж - <данные изъяты> лет, место проживания - <адрес>, дата подачи заявления - 24.07.1996г., количество человек - 3. В данном списке разбивка на правоустанавливающие категории отсутствует. ОСНОВАНИЕ: ф. Р-39. on. 1. д. 55. лл. 182-185.

Как далее установлено судом, в связи со смертью В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – лица состоявшего в списке лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий для выезжающих из районов Крайнего Севера, дата смерти согласно свидетельству о смерти серии I-СТ .07.2004г., была снята с очереди с членами своей семьи: дочь - ФИО1, зять - ФИО2, внук - ФИО3

04.12.2017 г. ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» с заявлением о восстановлении ее и членов её семьи в очереди граждан, имеющих право в предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, представив в государственный орган: свидетельство о смерти В.И., свидетельство о рождении ФИО7, Свидетельство о рождении ФИО3, свидетельство о браке, копии паспортов: ФИО1, ФИО2, ФИО3, постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п, архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ № С-170, справку МСЭ-2 шт.

Согласно ответу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» от 13.12.2017г. , ФИО1 отказано в восстановлении ее и членов её семьи в очереди. В обоснование указано, что право на получение жилищной субсидии сохраняется за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) в соответствии со статьей 1 от 25 октября 2002 г. № 125- ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанная норма применяется с 1 января 2012 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 1 января 2012 года, он подлежал снятию с учета в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879. Сохранение права на получение социальной выплаты за членами семьи умершего гражданина не предусматривалось. Учитывая, что В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, правовые основания для восстановления ФИО1 и членов её семьи в очереди граждан, имеющих право в предоставление социальной выплаты (жилищной субсидии) на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отсутствуют. Кроме того, решением Катанского районного суда Иркутской области от 10.07.2015г., вступившим в законную силу 11.08.2015г., исковые требования по данному вопросу были оставлены без удовлетворения.

Проверяя законность принятого отказа, суд учитывает следующее.

В соответствии с преамбулой Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 2 указанной статьи, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Также, указанный федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Согласно абз. 8,9,10 ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с подп. «а» п. 17 которых применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Федеральным законом от 17.07.2011г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Федеральный закон от 17.07.2011г. № 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012г. (ст. 2 данного Закона).

Также, был изменен и подпункт «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879 (в действующей редакции до 01.01.2012 г.), согласно которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.

Пункт 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (в действующей редакции до 01.01.2012 г.) предусматривал, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение жилищных субсидий, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент смерти В.И. не содержал.

Статьей 2 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2012 г., закреплено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Таким образом, федеральным законом № 125-ФЗ прямо предусмотрено право члена семьи гражданина, состоявшего на учете на получение субсидии, на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии) в случае его смерти.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Исходя из данных конституционных принципов различия в объеме прав членов семьи гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в зависимости от даты смерти В.И. - недопустимы.

По смыслу вышеназванных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Учитывая вышеуказанные нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в восстановлении в очереди ФИО1 и членов ее семьи не основан на законе и нарушает право административного истца состоять в очереди на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Правовая позиция административного ответчика по отказу в восстановлении административного истца с членами семьи в очереди сводится к наличию вступившего в законную силу решения Катанского районного суда Иркутской области от 10.07.2015г., которым в удовлетворении требований ФИО1 о восстановлении ее и членов ее семьи в очереди на получение жилищной субсидии отказано. Вместе с тем, данное обстоятельство не может послужить основанием для признания оспариваемого ответа законным.

Как следует из постановления мэра МО «Катангский район» от 05.03.2003г. № 45-п, данным постановлением утвержден список очередности граждан (пенсионеров) и работающих граждан с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, имеющих право на получение жилищной субсидии для выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по состоянию на 01.02.2003г., в котором, в том числе, указана В.И. с членами семьи: дочь – ФИО1, зять – ФИО2, внук – ФИО3 Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного ответчика о том, что в данном списке у членов семьи В.И. не указаны полные ФИО, суд признает несостоятельными, поскольку неполное указание в списке имен и отчеств, граждан включенных в список при оформлении местной администрацией не может быть поставлено в вину гражданам и лишить их права состоять в очереди на получение жилищной субсидии.

Разрешая настоящее дело, суд исходит из того, что возникшие между сторонами правоотношения относятся к социальному обеспечению, которое в силу ч.1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, в связи с чем, права граждан подлежат особой защите.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм права и разъяснений Конституционного Суда РФ, ФИО1 с членами семьи ФИО2, ФИО3 как ранее включенные в список на получение жилищной субсидии подпадают под действие статьи 2 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2012 г., с учетом даты постановки на учет В.И., то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд полагает правомерным в целях восстановления прав административного истца возложить на административного ответчика обязанность восстановить на учете на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди пенсионеров ФИО1 с членами семьи ФИО1, ФИО2 по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996г.

При этом в данном случае возложение данной обязанности на административного ответчика, является способом восстановления нарушенного права, избираемым судом в порядке ч. 2 ст. 227 КАС РФ, который вытекает из требований о признании незаконным оспариваемого решения, а не повторным рассмотрением ранее рассмотренных требований.

Поскольку о нарушении своих прав административному истцу стало известно 13.12.2017г. из оспариваемого отказа ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» , в суд с настоящим иском административный истец обратилась 02.02.2018г., срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» удовлетворить.

Признать незаконным отказ ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» от 13.12.2017г. № 9305 в восстановлении в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1, ФИО3, ФИО2 по дате подачи заявления, т.е. с 24.07.1996г.

Обязать ОГКУ «Управлению социальной защиты населения по городу Иркутску» восстановить в очереди граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. с членами семьи ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 12.07.2018г. Н.Н. Исакова