ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2026/2018 от 22.05.2018 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а - 2026 /2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2018 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи И.В.Шерстюкова,

при секретаре Харюткиной К.И.,

с участием:

представителя административного истца Кобелевой Л.М. по доверенности от Дата Минина А.Е., ...

представителя административного ответчика Инспекции государственного строительного надзора Пермского края по доверенности от Дата Малышева В.А.,

представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края по доверенности от Дата Смолякова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Кобелевой Л.М. к административному ответчику Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным решения от Дата Инспекции государственного строительного надзора Пермского края об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены, возложении обязанности устранить нарушение и включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены - Кобелеву Л.М., объект жилой дом в Адрес

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Кобелева Л.М. обратилась с административным иском к административному ответчику Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным решения от Дата Инспекции государственного строительного надзора Пермского края об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены, возложении обязанности устранить нарушение и включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены - Кобелеву Л.М., объект жилой дом Адрес В обосновании административного иска указано следующее. Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (далее - Инспекция) рассмотрев заявление Кобелевой Л.М. о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жомов и чьи права нарушены (далее - Реестр) приняло решение от Дата об отказе во включении в Реестр пострадавших граждан, на основании подпункта 2 пункта 2 Приложения №1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр (далее — Приказ №560/пр) т.е. не соответствует установленному Приказом 560/пр критерию: «привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ». Жалобы по тому же предмету, который указан в административном иске в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу не подавались. Административный истец воспользовался правом обжалования решения в суд по статье 218 КАС РФ. Досудебного порядка урегулирования настоящего спора не предусмотрено.

Считает указанный отказ Инспекции незаконным и необоснованным в силу следующего.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов,

устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения

оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного

оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,

регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. О нарушении прав решением Инспекции об отказе во включении в Реестр Кобелевой Л.М. стало известно в момент поступления письма в ее адрес т.е. Дата указанный срок три месяца не пропущен. Уполномоченным органом государственной власти на принятие решения о включении Кобелевой Л.М. в Реестр на момент обращения была Инспекция государственного строительного надзора Пермского края в соответствии с Положением об Инспекции № 364-п утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24 мая 2017 г.

Дата между ЖСК «Триумф. Квартал 2» (далее - Должник) и Кобелевой Л.М. был заключен договор паенакопления , согласно п. данного договора ЖСК в целях удовлетворения потребностей членов ЖСК в жилье и выполнения уставных задач, организует строительство объекта, для чего принимает участие в финансировании строительства Объекта, оформляет права на земельный участок под Объектом, заключает договоры со строительными организациями и осуществляет иные действия, направленные на строительство объекта.

В целях удовлетворения своих потребностей в жилье Кобелева Л.М. вступила в ЖСК, для получения в дальнейшем в собственность квартиры, при условии исполнения в полном объеме обязательств по оплате вступительного, членского, паевого и дополнительного (целевого) взносов в размере, порядке и сроки, установленные Уставом, внутренними положениями ЖСК и Договором. Цена вышеуказанного договора, ...

В соответствии с условиями указанного договора паенакопления Должник принял обязательство за плату передать Кобелевой Л.М. в собственность жилое помещение со следующими характеристиками:

...

Таким образом, Кобелева Л.М. полностью исполнила свои обязательства по Договору, однако обязательство ЖСК «Триумф. Квартал 2» по передаче ... квартиры, ... Кобелевой Л.М. в собственность не исполнено по настоящее время. 1. Приложением к Приказу № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

На основании п. 2 Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства: (В редакции Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.01.2018 г. № 37/пр)

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации (в ред. Приказа Минстроя России от 24.01.2018 № 37/пр) 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта; 8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном до: е, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан. (в редакции Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.01.2018 г. № 37/пр).

Распоряжением Инспекции от Дата. М.Е.Н. включен в Реестр пострадавших граждан: дан по объекту: Адрес Следовательно, объект по адресуАдресявляется проблемным объектом и включен в реестр проблемных объектов Министерством строительства и архитектуры Пермского края. в силу части 2 статьи 27 данного Федерального закона его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.

В административном исковом заявлении приведены ссылки положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Согласно п. 9 "Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года, при наличии в предварительном договоре участия в долевом строительстве условий, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", и в случае соответствия лица, привлекшего денежные средства для строительства, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) указанного Закона, предварительный договор признается договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, с возложением на застройщика обязанности по предоставлению документов на государственную регистрацию.

Полагает, что заключенный между ЖСК «Триумф.Квартал 2» и заявителем договор о паенакопления от Дата содержит все условия, обязательные для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поэтому фактически является таковым. Поэтому считает отказ административного ответчика в реестр незаконным.

В судебное заседание административный истец извещена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении которое возвращено по истечении срока хранения. Представитель административного истца пояснил, что административный истец на его звонки не отвечала, административный иск поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края административный иск не признал, в возражениях и в судебном заседании приведены основания в отказе включения в реестр пострадавших граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены. Инспекция осуществляет свои функции в соответствии с «Положением об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 г. № 364-п, в том числе несет обязанности по ведению Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены (далее - Реестр). Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, ведется в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан, на основании п.4 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Заявителю отказано во включении в Реестр в связи с несоответствием Заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, на основании подпункта 2) пункта 2 Приложения № 1 «Правила ведения реестра пострадавших граждан», утвержденного Приказом № 560/пр, а именно «...2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214- ФЗ...», поскольку заявитель заключил не договор долевого участия, а Договор паенакопления от Дата. с застройщиком - Жилищно-строительным кооперативом «Триумф. Квартал 2». Приказ № 560/пр Минстроя России предусматривает исчерпывающий список критериев, позволяющий отнести граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и включении в реестр, и исключает его расширительного толкования. Согласно пункта 2 Приказа № 560/пр Минстроя России, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

Включение в Реестр на основании иных гражданских правоотношений между гражданами и застройщиками не предусмотрено. При этом, в соответствии с пунктом 3 Приложения 1 и подпунктом 1) пункта 10 Приложения 2 Приказа № 560/пр Минстроя России, для включения в Реестр гражданин должен соответствовать всем вышеперечисленным критериям, а не какому-то одному из них.

Ссылка административного истца на подпункт 7) пункта 2 Приложения № 1 к Приказу № 560/пр Минстроя России «отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта» является несостоятельной, так данный подпункт устанавливает критерии для заявителей - участников долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ. Понятие «проблемный объект» в данном подпункте не является превалирующим, - смыслом подпункта 7) является предупреждение злоупотреблений, связанных, например, с инвестиционной риэлтерской деятельностью граждан, иных злоупотреблений.

Также несостоятельной является ссылка на факт включения в Реестр М.Е.Н. который был включен на основании судебного решения, в соответствии с положениями ранее действующего Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», действующих на момент подачи им заявления о включении в Реестр и своевременно обжаловавшим отказ о включении в Реестр. В настоящее время Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 является недействующим (окончание действия 29.06.2017 г.). Ссылку административного истца на п. 2 ст. 27 Федерального закона № 214-ФЗ считаем не возможным к применению при рассмотрении настоящего искового заявления, так как в этом пункте указаны только участники долевого строительства, и не затрагиваются участники строительства, чье участие основано на иных договорных отношениях. Также несостоятельным считает применение административным истцом по аналогии выводов, изложенных в п. 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013 г. в следствие того, что Договор паенакопления Договор паенакопления от Дата г. предварительным договором долевого участия или непосредственно договором долевого участия ни в судебном, ни в ином порядке не признавался, требования о его государственной регистрации административным истцом в органы Росреестра не предъявлялись.

При этом, согласно п. 9 указанного Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013 г., предварительный договор признается договором участия в долевом строительстве при наличии в предварительном договоре участия в долевом строительстве условий согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве. Договор паенакопления Договор паенакопления от Дата не содержит информацию о гарантиях, о страховании, о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору (залог в силу закона), что при возможном банкротстве застройщика предполагает риски, отличимые от рисков участников договоров долевого участия; государственная регистрация его как договора долевого участия невозможна. К тому же указанный Обзор судебной практики не имеет отношения к примененному нормативному правовому акту.

Включение гражданина в Реестр является государственной услугой, отказ во включении в Реестр является действием государственного органа. Таким образом, отношения по рассмотрению заявлений о включении в Реестр и непосредственно включению заявителей в указанный реестр не относятся к гражданским правоотношениям, не основаны на применении аналогии закона и предположениях административного истца о волеизъявлении сторон и конечной цели гражданского договора, - Договора паенакопления Договор паенакопления от Дата г. , а носят исключительно административный порядок. Исходя из буквального толкования условий Договора паенакопления Договор паенакопления от Дата г. данный договор не является договором долевого участия в строительстве, соответствующим положениям Федерального закона № 214-ФЗ, в том числе данный договор не проходил государственную регистрацию в таком качестве.Административный истец при подаче заявления о включении в Реестр не соответствовал обязательным критериям для включения в Реестр,так как правоотношения между истцом и застройщиком основаны не на договоре долевого участия, а на договоре паенакопления (участия в жилищно-строительном кооперативе).

Решение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края является законным, обоснованным, в удовлетворении административного иска просит отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края полагал, что административный иск заявлен необоснованно, не подлежит удовлетворению.

Министерство строительства и архитектуры Пермского края (далее - Министерство) считает административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, на основании следующего.

Приказом Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» определены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно приложению № 1 к настоящему приказу; правила ведения реестра пострадавших граждан согласно приложению № 2 к настоящему приказу. В пояснениях в судебном заседании и отзыве на административное исковое заявление приведены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан устанавливаются в целях ведения реестра пострадавших граждан, перечисленные в указанном нормативном правовом акте.

Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 Критерий, относится к числу пострадавших граждан.

Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.

Согласно пункту 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Заявителю отказано во включении в Реестр в связи с несоответствием критерию, указанному в подпункте 2 пункта 2 (привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ).

Заявителю не было отказано в связи с несоответствием критерию, указанному в подпункте 7 пункта 2, в связи с чем ссылка административного истца на то, что он соответствовал этому критерию является необоснованной, данный факт Инспекцией не оспаривается, что следует из отказа Инспекции, в котором указано, что заявитель не соответствует подпункту 2 пункта 2 Критериев (отсутствие договора участия в долевом строительстве).

Министерством осуществляется ведение реестра многоквартирных домов, по которым застройщик привлекал денежные средства граждан, но не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений (далее - реестр многоквартирных домов). Реестр многоквартирных домов ведется в целях реализации постановления Правительства Пермского края от 05 июля 2017 г. № 617-п «О мерах по завершению строительства многоквартирных домов на территории Пермского края, по которым застройщиком не исполнены обязательства по завершению строительства многоквартирных домов, и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края». Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр не предусмотрено, что Инспекция при принятия решения руководствуется реестрами, которые ведут другие органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрено, что субъекты Российской Федерации обязаны вести реестр многоквартирных домов, по которым застройщик привлекал денежные средства граждан, но не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений (либо вести реестр проблемных объектов). При принятии решения Инспекция не руководствуется реестором многоквартирных домов.

Из подпункта 7 пункта 2 Критериев следует, что Инспекция при принятия решения о включении гражданина в реестр пострадавших граждан осуществляет анализ реестра пострадавших граждан на наличие (отсутствие) гражданина в реестре пострадавших граждан с целью недопущения со стороны гражданина злоупотребления правом и повторного включения гражданина в реестр пострадавших граждан.

Заявителем заключен не договор долевого участия с застройщиком, а Договор паенакопления от Дата. с Жилищно-строительным кооперативом «Триумф. Квартал 2» (далее - договор паенакопления от Дата

На основании пунктов 1,2 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Жилищным кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года, Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1). Однако сами отношения, возникающие в связи с этим между гражданами и жилищно - ­строительными либо жилищными накопительными кооперативами, не регулируются Федеральным законом № 214-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 Закона 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В отличие от договоров долевого участия, договоры паенакопления не подлежат обязательной регистрации Росреестром.

Правоотношения между ЖСК и членами ЖСК - пайщиками регулируются Жилищным кодексом РФ, в связи с чем невозможно потребовать от любой из сторон, чтобы договор паенакопления содержал условия, обязательные для договора участия в долевом строительстве, как предусмотрено статьей 4 Закона 214-ФЗ.

Ссылка административного истца на пункт 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013 г. является несостоятельной. В указанном пункте идет речь о предварительном договоре участия в долевом строительстве, в котором содержатся все условия, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ, и в случае соответствия лица, привлекшего денежные средства для строительства, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) Федеральным законом № 214-ФЗ, и который признается договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, с возложением на застройщика обязанности по предоставлению документов на государственную регистрацию.

Договор паенакопления от Дата не может являться предварительным договором участия в долевом строительстве, так как он регулирует другие правоотношения.

Договор паенакопления от Дата не является договором долевого участия в строительстве, соответствующим положениям Федерального закона № 214-ФЗ, и не был зарегистрирован в Росреестре.

В договоре паенакопления от Дата. не содержатся обязательные условия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона № 214- ФЗ, а именно: срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; гарантийный срок на объект долевого строительства; способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.

В приказе Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр конкретно определено, что застройщиком денежные средства гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществляется на основании договора участия в долевом строительстве, а не на основании каких-нибудь других договоров.

Таким образом, Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края законно и обоснованно было принято решение об отказе во включении Кобелевой Л.М. в реестр пострадавших граждан.

Министерство строительства и архитектуры Пермского края просил отказать в удовлетворении административного иска к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным решения от Дата.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела Дата Жилищно – строительный кооператив «Триумф. Квартал2» и член указанного Жилищно – строительный кооператив «Триумф. Квартал2» Кобелева Л.М. заключили договор паенакопления имевший целью удовлетворения потребностей членов ЖСК в жилье. Член ЖСК Кобелева Л.М. согласно пункта договора приняла обязательство осуществлять паенакопление путем внесения паевых взносов. Размер паевых взносов, порядок их внесения определен разделом договора. Согласно пункта предварительный паевой взнос на момент заключения договора составляет ... рублей. Согласно пункта окончательный пай определяется после ввода объекта в эксплуатацию. Согласно справки о Дата Кобелева Л.М. исполнила обязательства по внесению денежных средств в сумме ... рублей по договору от Дата Как следует из приведенных выше условий договора, а именно пункта сумма ... рублей является только предварительным паевым взносом. Доказательств того, что Кобелева Л.М. исполнила условия договора в полном объеме по оплате, не представлено, доказательств исполнения пункта об уплате окончательного пая, не имеется.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумагах и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Паевой фонд потребительского общества состоит из паевых взносов, являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества (пункт 1 статьи 23 указанного закона).

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также с установлением гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 4 и ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан. Во исполнение приведенных положений Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ издан Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 № 403, в приложении № 1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении № 2 к данному Приказу установлены Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, которым также утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (Приложение № 1) и Правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение № 2).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п. п. 1 п. 2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: 1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов. 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта. Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр. Так, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Приказ Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр (ред. от 24.01.2018) "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" издан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и распространяется исключительно на отношения связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительств, на иные формы строительства с привлечением денежных средств граждан, данный нормативный правовой акт не распространяется, что прямо следует из пункта 2 Приказа, - «Установить, что действие настоящего приказа распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возникшие после вступления в силу настоящего приказа».

Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Суд не вправе подменять законодательно установленный порядок принятия нормативных правовых актом специальным (компетентным) органом, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей. Кроме того, подобное противоречит смыслу (целям и задачам) административного судопроизводства, направленного согласно ст. 3 КАС РФ на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Кроме того, включение в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, требует проведения расходов соответствующего бюджета, данные расходы должны быть предусмотрены в расходной части бюджетной системы.

Принятие решений о поддержки той или иной формы участия граждан в строительстве жилья, относится к дискреционным полномочиям законодателя.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности является застройщиком и обеспечивает строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным разрешением на строительство. Таким образом, ЖСК в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным ему разрешением на строительство. Отсутствие денежных средств у ЖСК не является основанием для включения спорного объекта незавершенного строительством в Перечень проблемных объектов. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 ЖК РФ члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

В силу ч. 1 ст. 124 ЖК РФ гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Ссылка представителя административного истца на пункт 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013 г., по данным отношениям не состоятельна, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края не вступала в правоотношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей с Кобелевой Л.М.,также договор ЖСК и Кобелевой Л.М. заключен между членом ЖСК и ЖСК, является договором паенакопления.

Административный ответчик Инспекция государственного строительного надзора Пермского края в силу возложенных на неё полномочий и компетенции не правомочна самостоятельно определять перечень участников различных форм участия в строительстве жилья и по своему усмотрению включать всех без исключения граждан, испытывающих проблемы с завершением строительства многоквартирных домов, а действует в соответствии с установленным правовым актом порядке, в данном случае, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", то есть исключительно вытекающих из договора долевого участия в строительстве, заключенных застройщиком и заказчиком в порядке и на условиях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Проверка нормативного акта приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр на соответствие законодательству, предметом данного административного дела, не является. Административный ответчик Инспекция государственного строительного надзора Пермского края при принятии Распоряжения от Дата «О принятии решений по заявлениям о включении в реестр пострадавших граждан, исключении из реестра» действовал в соответствии с требованиями нормативного правового и в соответствии с возложенными на орган полномочиями.

Основания в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ для удовлетворения административного иска Кобелевой Л.М. при установленных судом обстоятельствах, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

Отказать административному истцу Кобелевой Л.М. в удовлетворении административных исковых требований к административному ответчику Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о признании незаконным решения от Дата( принятого распоряжением от Дата «О принятии решений по заявлениям о включении в реестр пострадавших граждан, исключении из реестра»), об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены, возложении обязанности устранить нарушение и включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены - Кобелеву Л.М., объект жилой дом в Адрес

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (с 09 часов 00 минут 28 мая 2018 года).

Судья И.В.Шерстюков