ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2028/19 от 23.05.2019 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-2028/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд города Иваново

в составе председательствующего судьи Просвиряковой В.А.,

при секретаре Сазоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к общественной организации «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление, Управление юстиции) обратилось в суд с иском к общественной организации «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» (далее – Организация) о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Иск мотивирован тем, что Управлением юстиции 20.01.2000 года зарегистрирована общественная организация «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь». 20.01.2000 года выдано свидетельство о регистрации общественного объединения №1596. Запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года, внесена в единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Ивановской области 25.12.2003 года за основным государственным регистрационным номером 1033700030220. Организация действует на основании устава, президентом организации является Соловьев С.А. Адрес (место нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации согласно сведениям ЕГРЮЛ: 153003, Ивановская область, г.Иваново, ул.Парижской Коммуны, д.16.

В нарушение требований ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не информировала ежегодно орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также не представила отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН 0003, утвержденной Приказом Минюста России от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (срок предоставления – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) за 2016, 2017 года. Истцом в адрес организации 22.06.2017года за № 37/03-11/1734, 25.05.2018 года за №37/03-11/1266, 09.11.2018 года за №37/03-11/2845 направлены письменные предупреждения об устранении выявленных нарушений, однако в сроки, указанные в предупреждениях, нарушения устранены не были. В этой связи Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области просит признать общественную организацию «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Представитель административного ответчика - общественной организации «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, возражений не представил. Корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, вернулась в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

Руководствуясь ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», положениями ч.2 ст.100 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), учитывая, что направленная административному ответчику судебная корреспонденция не была получена последним по обстоятельствам, полностью от него зависящим, суд приходит к выводу, что применительно к правилам ст.165.1 ГК РФ, ч.2 ст.100 КАС РФ корреспонденция считается доставленной адресату, а ответчик извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции РФ по Ивановской области 20.01.2000 года зарегистрирована общественная организация «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь», 20.01.2000 года выдано свидетельство о государственной регистрации. Запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ 25.12.2003 года за основным регистрационным номером 1033700030220 (л.д.8).

Организация действует на основании устава, президентом организации является Соловьев С.А. (л.д.9-16, 26-29).

Адрес (место нахождения) организации: г. Иваново, ул. Парижской Коммуны, д.16.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ № 7-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациямитребований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческихорганизаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческихорганизаций.

Порядок осуществления государственного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческихорганизаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческимиорганизациямитребований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческихорганизаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческимиорганизациямитребований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подп. «а» п.6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческимиорганизациямитребований, установленных Федеральным законом «О некоммерческихорганизациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п.3 и абз.1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организацииих распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческойорганизациейдействий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п.10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст.32 ФЗ № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческихорганизацийуставным целям и задачам, филиалов и представительств международныхорганизаций, иностранных некоммерческих неправительственныхорганизацийзаявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением оликвидации некоммерческойорганизациипо основаниям, предусмотренным п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что ответчик не представил в Управление документы за 2016 – 2017 г.г., содержащие отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме №ОН 0003, утвержденной Приказом Минюста России от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также не информировал орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Управлением в адрес организации 22.06.2017г. за № 37/03-11/1734, 25.05.2018 г. за №37/03-11/1266, 09.11.2018 г. №37/03-11/2845 вынесены письменные предупреждения об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждениях, нарушения устранены не были (л.д. 17-25).

Учитывая, что нарушение положений действующего законодательства осуществлялось ответчиком в течение длительного периода времени, мер по устранению данных нарушений не предпринято, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения по своему характеру являются достаточным основанием для признания общественной организации прекратившей свою деятельность. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства, соответствует общеправовыми принципами юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.

С учетом изложенного, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку, согласно положениям ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, а ответчик с момента вступления настоящего решения в законную силу подлежит исключению из ЕГРЮЛ, госпошлина, подлежащая уплате, не взыскивается, судом с ответчика по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к общественной организации «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Признать общественную организацию «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить общественную организацию «Ивановская региональная федерация бильярдного спорта «Абриколь» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Просвирякова

Решение изготовлено в окончательной форме 27 мая 2019 года