ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2028/2016 от 08.06.2016 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-2028/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2016 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Куминой Ю.С.

при секретаре Васениной М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Коптягин А.Ю. о взыскании недоимки по налогу, взыскании пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коптягин А.Ю., в котором с учетом поступивших уточнений просит взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, пени в сумме 49 <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что ответчик является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения и в соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» обязан уплачивать налог на имущество. Налоговым органом в соответствии с п.1 ст.5 указанного Закона начислен налог на имущество, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление с указанием сумм причитающихся уплате в бюджет. Кроме того, Коптягин А.Ю. является лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ. Налоговым органом в соответствии с п.3 ст.363 НК РФ исчислен транспортный налог, о чем в адрес налогоплательщика направлено уведомлением с расчетом сумм, причитающихся уплате в бюджет. В установленный срок налогоплательщик обязанность перед бюджетом не исполнил. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ было сформировано и ДД.ММ.ГГГГ направлено Коптягин А.Ю. требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа . В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте письмом оно считается полученным по истечении шести дней с момента направления письма. В добровольном порядке в установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено. Согласно ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на сумму недоимки начислена пеня.

Представитель административного истца МИФНС России №21 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.69).

Административный ответчик Коптягин А.Ю. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что недоимка по налогу в настоящее время им полностью погашена: он произвел оплату <данные изъяты> рублей после обращения истца в суд, кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году имелась переплата по налогам в сумме <данные изъяты> рублей. Полагает, что истец вправе самостоятельно произвести зачет указанных средств в счет оплаты задолженности по налогу за 2014 год. С размером пени не согласен, т.к. при расчете инспекцией не было принято во внимание судебное решение, которым сумма недоимки по налогу была скорректирована. Кроме того не согласен с периодом, за который истцом рассчитаны пени.

Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск Межрайонная ИФНС России № 21 по Челябинской области подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обязанность собственников имущества – физических лиц по уплате налога на имущество установлены Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 года, а также решениями Собрания депутатов ЗГО от 05.09.2005 года № 23-ЗГО, от 29.10.2010 года № 75-ЗГО.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 1 Закона № 2003-1).

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 вышеуказанного закона, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (ст. 5 Закона № 2003-1).

Пунктом 1 статьи 3 Закона РФ № 2003-1 установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Как установлено в судебном заседании из пояснений административного ответчика, подтверждено материалами дела в собственности Коптягин А.Ю. находится следующее недвижимое имущество:

- <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентаризационный , литер Б, этажность 2, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер А7, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер А5, этажность 1, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер А2, этажность 2, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рубля;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., литер А, инвентарный , этажность 1 с антрес.этажом, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, протяженность <данные изъяты>. (от т.1 до т.2), инвентарный , литер I, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер А1, этажность 1-2, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер А6, этажность 1, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., кадастровый , адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты>.м., инвентарный , литер II, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, протяженность <данные изъяты>., инвентарный , литер III, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рублей;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, протяженность <данные изъяты>., инвентарный , литер IV (IV-1, IV-2), адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014г. составляет <данные изъяты> рубль;

- <данные изъяты>, назначение <данные изъяты>, протяженность <данные изъяты>., инвентарный , литер V, адрес месторасположения: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ). Инвентаризационная стоимость объекта на 2014 год составляет <данные изъяты> рублей.

Ставки налога на имущество физических лиц за 2014 год определены решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа № 55-ЗГО от 28.11.2013 года «Об установлении налога на имущество физических лиц», согласно которому ставка налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения составляет:

на иные строения, помещения и сооружения до 300 000 рублей (включительно) 0,1%, свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) – 0,3%, свыше 500 000 рублей до 1 500 000 рублей – 2%, свыше 1500000,00 рублей – 2%.

Исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, налоговой ставки, доли в праве, количества месяцев владения, начислен налог на имущество за 2014 год в размере <данные изъяты>. Размер налога ответчиком не оспаривается, судом расчет налога, представленный административным истцом, проверен, признан арифметически верным. С учетом уплаченных административным ответчиком в счет погашения недоимки средств, с Коптягин А.Ю. подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество за 2014 год в сумме <данные изъяты>

В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2014 год, в срок не позднее 01.10.2015г.

В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации 12.10.2015г. налоговым органом Коптягин А.Ю. выставлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. в срок до 18.11.2015г., которое направлено административному ответчику 20.10.2015г. (требование – л.д.9, список почтовых отправлений – л.д.10).

При этом в силу прямого указания закона в случае направления налогового уведомления, равно как и требования по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ).

В установленный в требование срок обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена, что не оспаривалось ответчиком.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из расчета пенеобразующей суммы следует, что Коптягин А.Ю. пени в общей сумме <данные изъяты> руб. были начислены не только на недоимку за 2014 год, но и на иные недоимки, образовавшиеся за период с 2011 по 2013г.г.

Как следует из письменных пояснений административного истца (л.д. 47), в состав пенеобразующей недоимки по налогу на имущество физических лиц вошли начисления за 2011-2014 годы. Налог на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. взыскан решением Златоустовского городского суда в ДД.ММ.ГГГГ года. Начисления за 2012 год в размере <данные изъяты> руб. взысканы в судебном порядке – на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, проверив представленный расчет пени, полагает его неверным по следующим основаниям.

Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 02 сентября 2015 года были частично удовлетворены исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области. С Коптягин А.Ю. взыскана недоимка по налогу на имущество за 2011, 2012 и 2013 годы в сумме <данные изъяты>, пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Административным истцом пени на налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислены из суммы недоимки в размере <данные изъяты> руб., при этом доказательств, подтверждающих недоимку в указанном размере суду истец не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за период 2011-2013г.г. установлена судебным решением в размере <данные изъяты> рублей, суд полагает, что расчет пени должен быть произведен именно из указанной суммы.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на имущество составят <данные изъяты> руб. из расчета: <данные изъяты>. х 8,25% : 300 х 267дн.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пени, с учетом уплаченной ответчиком суммы недоимки в размере <данные изъяты> руб., составит <данные изъяты> руб., из расчета <данные изъяты>. х 8,25% : 300 х 67дн.

Таким образом, размер пени по налогу на имущество составит <данные изъяты> рублей из расчета: <данные изъяты>.+<данные изъяты>.+<данные изъяты>. - <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части требований административного истца о взыскании пени следует отказать.

Доводы административного ответчика о том, что в 2015 году он переплатил более <данные изъяты> рублей по налогу, и данная сумма может быть зачтена налоговым органом в счет настоящих долгов, суд находит несостоятельными. Процедура проведения зачета носит заявительный порядок, с таким заявлением Коптягин А.Ю. в налоговый орган не обращался.

Доводы ответчика о том, что пени должны рассчитываться с момента вынесения решения – ДД.ММ.ГГГГ основаны на неверном толковании норм права.

В пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Судебным решением Златоустовского городского суда от 02 сентября 2015 года установлено наличие недоимки по налогу на имущество налогоплательщика Коптягин А.Ю., взыскана пеня, рассчитанная на сумму недоимки до ДД.ММ.ГГГГ. Сумма недоимки по налогу за 2011-2014г.г. погашена Коптягин А.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ года, таким образом, административный истец вправе начислить пени за весь период просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты госпошлины. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175, 178, 179, 180, 286-290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области удовлетворить частично.

Взыскать с Коптягина А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество за 2014 год в сумме <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, по следующим реквизитам: УФК по Челябинской области (Межрайонная ИФНС России №21 по Челябинской области) ИНН 7404008223; р/с 40101810400000010801 Отделение Челябинск; БИК 047501001; ОКТМО 75712000; КБК по налогу на имущество и пени – 18210601020040000110.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области – отказать.

Взыскать с Коптягина А.Ю. государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа в сумме <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Кумина

Решение в законную силу не вступило