ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2029/2022 от 19.04.2022 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2029/2022

50RS0048-01-2022-000628-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2022 года г.о. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе

судьи Мироновой Ю.В.,

при секретаре Пичугине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2029/2022 по административному иску ТСЖ «Терехово» к МИФНС № 23 по <адрес> о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений об учредителе,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ТСЖ «Терехово» обратился в суд с иском к МИФНС № 23 по <адрес> о признании действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи № 2215001558176 от <дата> о недостоверности сведений об учредителе Товарищества собственников жилья «ТЕРЕХОВО» (ИНН 5047068324)- Закрытом акционерном обществе «Подмосковье-Строй» (ИНН: 5047030874) незаконными, мотивируя свои требования тем, что сведения об учредителях юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ единожды и изменению не подлежат, а ЕГРЮЛ отражает только сведения кто является учредителем юридического лица. На основании чего оснований для проведения проверок у налогового органа не имелось, а проведение проверки является основанием для начала процедуры исключения Товарищества из ЕГРЮЛ.

Административный истец ТСЖ «Терехово» в лице представителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного разбирательства извещались судом надлежащим образом, от налогового органа поступил письменный отзыв на основании которого просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, огласив административное исковое заявление, отзыв налогового органа, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ТСЖ «Терехово» зарегистрировано в качестве юридического лица <дата>, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055009359338.

<дата> Товарищество зарегистрировано налоговым органом МИФНС № 13 по <адрес> по юридическому адресу: г. Химки, мкр-н Клязьма, влд.1.

Учредителем Товарищества на момент его создания являлось ЗАО «Подмосковье-Строй» (ИНН: 5047030874), которое <дата> было исключено из ЕГРЮЛ на основании подп.б п.5 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ввиду наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Инспекции была проведена проверка в отношении Товарищества, по результатам которой <дата> за № 2215001558176 внесена запись о недостоверности сведений об учредителе юридического лица, поскольку ЗАО «Подмосковье-Строй» (ИНН: 5047030874) было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

Инспекция указывает, что в период с момента направления регистрирующим органом уведомления необходимости представления достоверных сведений и до внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, ФИО1 Ю.В. не представил сведения и документы, подтверждающие достоверность сведений.

Ввиду чего, Инспекцией сделан вывод о том, что сведения о руководителе учредителе Товарищества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются недостоверными.

Отношения, возникающие, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от <дата> № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 129-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим законом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации (статья 3 Федерального закона № 149-ФЗ).

Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только предоставление заявителем полного перечня документов, но и достоверность предоставленной информации.

Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

В пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу подпунктов "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктом 4 Приказа ФНС России от <дата> № ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ № 72), принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что исключение из ЕГРЮЛ учредителя Товарищества в связи с его недостоверностью, не может возлагать на созданное этим учредителем Товарищество ответственность за налоговое нарушение и непредоставление достоверных сведений, учитывая то, что руководителем Товарищества является ФИО1 Ю.В., а сведения об учредителе Товарищества изменению не подлежат.

В целях восстановления нарушенных прав истца суд полагает обоснованным возложить на ответчика обязанность по исключению записи о недостоверности сведений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ТСЖ «Терехово» удовлетворить.

Признать действия МИФНС России № 23 по <адрес> по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записи № 2215001558176 от <дата> о недостоверности сведений об учредителе Товарищества собственников жилья «ТЕРЕХОВО» (ИНН 5047068324)- Закрытом акционерном обществе «Подмосковье-Строй» (ИНН: 5047030874) незаконными.

Возложить на МИФНС России № 23 по <адрес> обязанность по исключению из единого государственного реестра юридических лиц записи № 2215001558176 от <дата> о недостоверности сведений об учредителе Товарищества собственников жилья «ТЕРЕХОВО» (ИНН 5047068324)- Закрытом акционерном обществе «Подмосковье-Строй» (ИНН: 5047030874).

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.В. Миронова