Дело 2а- 202/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Андреаполь 30 октября 2018 года
Судья Андреапольского районного суда Тверской области Елизаров В.П., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Андреапольского района Тверской области, администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Андреапольское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Аксеновское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Бологовское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Волокское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Луговское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Торопацкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии разработанного и утверждённого административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего и возложении обязанности по устранению нарушения.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии разработанного и утверждённого административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего и возложении обязанности по устранению нарушения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района в рамках исполнения задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что полномочия органов местного самоуправления сельских поселений района и г. Андреаполь по оказанию ритуальных услуг переданы в администрацию Андреапольского района. В нарушение требований федерального законодательства администрацией Андреапольского района не принято мер по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению муниципальной услуги в виде предоставления участка земли для захоронения умершего на территории Андреапольского района. Правовой акт, регламентирующий оказание услуги по предоставлению участка земли для захоронения умершего на территории Андреапольского района, администрацией района не разработан и не утвержден. Выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования «Андреапольский район» полномочий в сфере организации ритуальных услуг и похоронного дела, что требует принятия незамедлительных и исчерпывающих мер к их устранению и недопущению в дальнейшей деятельности. Отсутствие указанного административного регламента создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор обращается в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Андреапольский район» Тверской области, администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Андреапольское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Аксеновское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Бологовское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Волокское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Луговское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Торопацкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, выразившееся в отсутствии разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для размещения захоронения умершего, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Андреапольский район», администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Андреапольское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Аксеновское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Бологовское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Волокское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Луговское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Торопацкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для размещения места погребения умершего.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения, явка не признана судом обязательной.
Судья принял решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Администрация Андреапольского района Тверской области, представила возражения относительно предмета иска, указав, что в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. До 01.12.2017 г. полномочия в отношении организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относились к МУ Администрация города Андреаполь Тверской области в отношении городского захоронения и к Администрациям сельских поселений в отношении захоронений на территориях поселений. Указанные полномочия осуществлялись: - Администрацией города Андреаполь, в порядке предусмотренном Решением Совета депутатов города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 22.06.2010 г. № 90 «Об утверждении Правил содержания мест погребения на территории города Андреаполь», Постановлением Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 30.12.2016 г. № 283 «Об организации ритуальных услуг на территории города Андреаполя»;- Администрацией сельского поселения в порядке предусмотренном Решением Совета депутатов Андреапольского сельского поселения от 14.11.2017 г. № 9 «Об утверждении Правил содержания мест захоронения на территории Андреапольского сельского поселения», Постановлением МУ Администрация Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области от 02.11.2017 г. № 86 «Об утверждении Порядка создания деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Андреапольском поселении», Постановлением МУ Администрация Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области от 17.11.2017 г. № 89 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного земельного участка для погребения на местах захоронения Андреапольского сельского поселения» и иными актами в отношении сельских поселений Андреапольского района Тверской области. С 01.12.2017 г. часть полномочий по организации ритуальных услуг переданы Администрации Андреапольского района Тверской области, за исключением полномочий, связанных с распоряжением имущества поселений, в том числе земельных участков. Распоряжением Администрации Тверской области от 05.12.2008 г. № 675-ра и Распоряжением Правительства Тверской области от 08.10.2012 г. № 647-рп разграничено имущество между Андреапольским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями, числе которого гражданские захоронения (кладбища). Т.е. кладбища находятся в собственности поселений, следовательно, полномочия по предоставлению участков земли для захоронения умершего не могут быть отнесены к полномочиям Администрации Андреапольского района. разработка административного регламента без учета того, что земли, на которых расположены захоронения находятся в собственности иного муниципального образования не допустима. В силу приведенных выше законов администрация Андреапольского района не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности поселений. Распространение действия нормативного акта Администрации Андреапольского района на территорию поселений будет нарушать права и законные интересы собственников земельных участков. Ответчиком не оспаривается, что в настоящее время в Администрации Андреапольского района Тверской области отсутствует действующий административный регламент, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг. Однако указанные выше положения устанавливают порядок предоставления муниципальной услуги, в частности, порядок, последовательность действий (административный процедур), т.е., регулируют порядок оказания ритуальных услуг (орган или специализированное предприятие, оказывающее услуги, порядок и сроки оформления, выдачи документов, сроки порядок предоставления услуг по предоставлению гроба, перевозки умершего, погребению). Следовательно, отсутствие такого регламента не нарушает права неопределенного круга лиц в области предоставления ритуальных услуг. Таким образом, со стороны Администрации не допускается произвольная организация работы по оказанию ритуальных услуг. Кроме того, истцом заявлено требование о разработке и утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги в виде предоставления участка земли для захоронения на территории Андреапольского района. Однако законодательством РФ не предусмотрена такого рода муниципальная услуга, следовательно требования истца противоречат законодательству указанному выше. По мнению администрации административный регламент разрабатывается и утверждается в отношении всей услуги в целом, а не ее отдельной части. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что отведение земельного участка под захоронение является муниципальной услугой. Нет ссылок на законодательство обязывающее Администрацию разработать административный регламент по предмету иска. Просит в исковых требованиях прокурора Андреапольского района Тверской области по административному делу № 2а-202/2018 в отношении Администрации Андреапольского района Тверской области отказать.
Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, представила возражения, указав что Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон 131-ФЗ), который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселений. Также данным законом определено имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Вместе с тем, Распоряжением Администрации Тверской области от 05.12.2008 г. № 675-ра и Распоряжением Правительства Тверской области от 08.10.2012 г. № 647-рп разграничено имущество между Андреапольским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями, в числе которого гражданские захоронения (кладбища). Т.е кладбища находятся в собственности поселений. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда. В соответствии со статьями 426 и 730 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры бытового подряда являются публичными и цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ. Советом депутатов города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 22.06.2010 г. вынесено Решение № 90 «Об утверждении Правил содержания мест погребения на территории города Андреаполь». В порядке, предусмотренном указанными Правилами, осуществляется организация Администрацией города Андреаполь ритуальных услуг, в части содержания мест погребения. 30.12.2016 г. Администрацией города Андреаполь Андреапольского района Тверской области вынесено Постановление № 283 «Об организации ритуальных услуг на территории города Андреаполя», в рамках которого утвержден Порядок предоставления бесплатного земельного участка для погребения на местах захоронения на территории города Андреаполя, Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Андреаполе и утвержден Порядок ведения книги регистрации захоронений в городе Андреаполе. С 01.12.2017 часть полномочий по организации ритуальных услуг переданы Администрации Андреапольского района Тверской области, за исключением полномочий, связанных с распоряжением имущества городского поселения, в том числе земельных участков. Таким образом, организация ритуальных услуг, в части предоставления земельных участков для размещения места погребения умершего осуществляется в Порядке, предусмотренном Постановлением от 30.12.2016 вынесенного Администрацией города Андреаполь Андреапольского района Тверской области № 283 «Об организации ритуальных услуг на территории города Андреаполя». В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 JN° 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов. В силу статьи 2 названного Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены в статье 14 данного закона. В силу статьи 13 разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Распоряжением Правительства Тверской области от 24.02.2016 № 64-рп утвержден типовой перечень муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Постановлением Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 30.12.2016 № 276 изложен Реестр муниципальных услуг города Андреаполь Андреапольского района Тверской области. Указанным Распоряжением и Постановлением не предусматривается как предоставление земельного участка для размещения места погребения умершего, так и предоставление ритуальных услуг в целом, следовательно указанное подтверждает, что ритуальные услуги относятся к бытовым услугам, а не являются муниципальными услугами. Кроме того, Администрация осуществляет организацию ритуальных услуг, т.е. организацию самого процесса оказания услуг, а не осуществление самой ритуальной услуги. Исходя из вышеизложенного следует, что несмотря на наличие у органов публичной власти статуса юридического лица, они в первую очередь исполняют функции по осуществлению местного самоуправления, организационно - распорядительные, управленческие и иные властные функции, а не функции хозяйствующего субъекта, следовательно бытовые услуги администрация не предоставляет. В силу ст. 62 КАС РФ прокурор обязан доказать, что предоставление земельного участка для размещения места погребения умершего является муниципальной услугой, для организации которой необходима разработка регламента. Вместе с тем прокурору необходимо доказать, что разработанного Администрацией Порядка, утвержденного Постановлением № 283 недостаточно для организации работы по оказанию ритуальных услуг. Вопреки указанной норме, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований.
Главы администраций муниципальных учреждений Аксеновское, Бологовское, Луговское, Хотилицкое, Торопацкое сельских поселений Андреапольского района Тверской области в заявлениях возражали против удовлетворения требований прокурора.
Глава Волокского сельского поселения Андреапольского района Тверской области поддержал требования прокурора.
Исследовав представленные доказательства, прихожу к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, связанных с оформлением документов, необходимых для погребения; предоставлением и доставкой гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребению (кремации с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (п. 1 ст. 9).
При этом, названные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 9).
Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: "специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших".
Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года N 551-ст, введен в действие новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения". Согласно пункту 2.1.1 данного национального стандарта, похоронное дело - это самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения. Ритуальное обслуживание населения: предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату (пункт 2.1.2); специализированная служба по вопросам похоронного дела: хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших (пункт 2.1.3). Предлагаемый пакет услуг населению должен формироваться без отступления от нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (примечание 2 к пункту 2.1.3). Пунктом 2.1.4 установлено, что ритуальные услуги - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (примечание к пункту 2.1.4). Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги - это организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (пункт 2.1.7 указанного национального стандарта).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители.
Статьей 25 этого же Закона определено, что гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», императивно закреплена обязанность специализированных служб по вопросам похоронного дела оказания на безвозмездной основе по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Этим же Указом постановлено считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. В свою очередь, органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов.
В силу статьи 2 названного Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены в статье 14 данного закона.
В силу статьи 13 разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В силу п. 22 ч.1, ч.3,4 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч. 4 ст. 16 ФЗ № 8 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Согласно ст. 13 ФЗ № 210 разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210), Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131), Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Основанием для проведения прокурорской проверки явилось задание прокуратуры области.
Письмом прокурора Андреапольского района от 28.09.2018 №11-628в-2018 подтверждено требование прокуратуры, направленное в адрес администрации района Андреапольского предоставить действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего».
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона № 131 к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
П. 19 ч. 2 ст. 40 Устава муниципального образования Тверской области Андреапольский район определены вопросы местного значения муниципального образования Тверской области Андреапольский район, включая организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 25, 29, 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) установлены специальные нормы в сфере погребения и похоронного дела в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения органами местного самоуправления.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Услуги по погребению оказываются специализированной службой. Перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В соответствии с указанными законодательными актами, а также правовыми актами, регулирующими сферу организации похоронного дела, включая санитарные и экологические требования, муниципальным образованием Тверской области Андреапольский район приняты соответствующие муниципальные правовые акты:
Постановление №27 от 17.02.2009 «О гарантированном перечне услуг по погребению умерших»;
Решение №52 от 23.09.2005 «Об утверждении Правил погребения умерших и содержания мест погребения в Андреапольском районе».
В соответствии с письмом №1871 от 08.10.2018 администрация района представила действующие муниципальные правовые акты, устанавливающие: правила содержания мест погребения; требования к качеству предоставляемых услуг по погребению умерших, стоимость услуг; регламентирующий порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего. Постановлением №355 от 17.12.2008 определен частный предприниматель Кислощенко И.А. – специализированной службой по вопросам похоронного дела, обеспечивающего предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Ответчиком не оспаривается, что в Администрации Андреапольского района Тверской области отсутствует действующий административный регламент, то есть нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг (орган или специализированное предприятие, оказывающее услуги, порядок и сроки оформления, выдачи документов, сроки порядок предоставления услуг по предоставлению гроба, перевозки умершего, погребению).
Решением №90 от 22.06.2010 Совета депутатов города Андреаполь Андреапольского района Тверской области утверждены Правила содержания мест погребения на территории города Андреаполь.
Постановлением №283 от 30.12.2016 администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области утверждены: Порядок предоставления бесплатного земельного участка для погребения на местах захоронения на территории города Андреаполя; Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Андреаполе; Порядок ведения книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) в городе Андреаполе.
Постановлением №276 от 30.12.2016 реестр муниципальных услуг города Андреаполь Андреапольского района Тверской области изложен в новой редакции.
Предоставлен типовой перечень муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Согласно писем глав сельских поселений Андреапольского района в соответствии с дополнительным соглашением №1 к Соглашению от 30 декабря 2016 года о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления Андреапольского, Бологовского, Волокского, Хотилицкого, Луговского сельских поселений Андреапольского района п. 1.2 Соглашения от 30 декабря 2016 года дополнено подпунктом 9 следующего содержания: 9) «организация ритуальных услуг».
Согласно письму главы Андреапольского сельского поселения В.А. Павленко МУ администрация Андреапольского сельского поселения направило на запрос прокуратуры следующие муниципальные нормативные правовые акты: решение Совета депутатов от 14.11.2017 №9 «Об утверждении Правил содержания мест захоронения на территории Андреапольского сельского поселения»; постановление администрации от 02.11.2017 №86 «Об утверждении Порядка создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Андреапольском сельском поселении; постановление администрации от 27.04.2018 №28 «О внесении изменений в Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Андреапольском поселении»; постановление администрации от 17.11.2017 №89 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного земельного участка для погребения на местах захоронения Андреапольского сельского поселения». Муниципальные нормативные правовые акты по качеству предоставляемых услуг по погребению и определению стоимости данных услуг не принимались в связи с тем, что данные услуги предоставляются ритуальной организацией и их стоимость соответствует социальному пособию, установленному в ст.10 Федерального закона от 01.01.2001 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Согласно письму главы города Андреаполь Крушинова Ю.А. полномочия по организации ритуальных услуг переданы администрации Андреапольского района в соответствии с соглашением о передаче администрации Андреапольского района Тверской области части полномочий администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области по решению вопросов местного значения от 01.12.2017.
В соответствии с вышеизложенными Федеральными законами органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Положениями статей 14 (п. 22) и 15 (п. 17) Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Дополнительным соглашением №1 к Соглашению от 30 декабря 2016 года полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по организации ритуальных услуг переданы Администрации Андреапольского района. Из писем администрации Андреапольского района следует, что в целях исполнения полномочий органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в администрации района разработаны соответствующие нормативные правовые акты, определена специализированная служба по вопросам похоронного дела и обеспечению гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Порядок погребения умерших, порядок оформления заказа и разрешения на погребение умерших специализированной службой, включая необходимые документы, сроки оформления документов и т.п. регламентированы Решением №52 от 23.09.2005, Постановлением №283 от 30.12.2016.
Лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Администрацией, специализированной службой требований, установленных Решением №52 вправе обжаловать действия (бездействие) Администрации и (или) Специализированной службы в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р (далее - Перечень).
Из содержания части 1 статьи 11 Закона № 210, следует, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
В силу части 1 статьи 12 данного Закона, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Часть 1 статьи 1 Закона № 210 регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Пунктом 2 статьи 2 Закона № 210 определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Услуги по погребению в муниципальном образовании Тверской области Андреапольский район оказываются специализированной службой – частный предприниматель Кислощенко И.А.
Кроме этого, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, ритуальные услуги относятся к бытовым услугам и конечными их потребителями являются граждане, которые в целях получения тех или иных бытовых услуг заключают договоры бытового подряда.
В соответствии со статьями 426 и 730 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры бытового подряда являются публичными и цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В ходе рассмотрения дела прокурор не представил доказательств, подтверждающих нарушение административными ответчиками прав, гарантий и законных интересов неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению, что «Предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего» является муниципальной услугой, подлежащей регламентированию.
Муниципальная услуга «Предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего» не включена в перечень императивно закрепленных услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также в Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что наличие публично-правовой обязанности по организации специализированных служб по вопросам похоронного дела и обеспечение деятельности последних у органов местного самоуправления районных и городских поселений предусматривается приведенными выше нормами.
Оказание государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).
Оценивая положения вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что у административных ответчиков отсутствуют основания для принятия административного регламента предоставления муниципальной услуги – предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего, поскольку на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таковых, то есть, создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175- 180, 226,227, 292-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Оставить без удовлетворения административное исковое заявление прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Андреапольского района Тверской области, администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Андреапольское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Аксеновское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Бологовское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Волокское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Луговское сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Хотилицкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, администрации МУ Торопацкое сельское поселение Андреапольского района Тверской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии разработанного и утверждённого административного регламента предоставления муниципальной услуги предоставление земельного участка для размещения захоронения умершего и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для размещения места погребения умершего.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья В.П.Елизаров