ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2020МОТИВИ от 17.02.2020 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

№ 2а-202/2020 мотивированное решение изготовлено 17.02.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2020 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Рахимовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование административного иска указано, что <дата> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление Минюста по Мурманской области) зарегистрирована общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша (ОГРН – 1075100000360).

Приказом Минюста Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» утверждены формы отчётности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций, в соответствии с которым общественные объединения ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчётным, обязаны представлять в уполномоченный орган отчеты об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003. Кроме того, общественные объединения обязаны ежегодно информировать государственный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

<дата> общественной организацией «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша в Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области представлен пакет документов, необходимый для начала ликвидации юридического лица, начата процедура ликвидации, однако процедура ликвидации не завершена до настоящего времени.

При этом, в нарушение абз.абз. 3 и 7 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ответчиком не представлена ежегодная отчетность за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы, а также информация (уведомление) о продолжении своей деятельности в <данные изъяты>, <данные изъяты> годах.

<дата> Управлением Минюста по Мурманской области в отношении административного ответчика за непредставление отчетности за <данные изъяты> год составлен протокол об административном правонарушении, постановлением мирового судьи от <дата> общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша была привлечена к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Корреспонденция, направленная в адрес организации, вернулась в Управление Минюста по Мурманской области по истечении срока её хранения в почтовом отделении, обязанность по предоставлению отчётности административным ответчиком не выполнена до настоящего времени.

<дата> Управлением Минюста по Мурманской области в отношении общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, с требованием представить в срок до <дата> отчет по форме ОН003 за <данные изъяты> год на бумажном носителе, а также информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <данные изъяты> году, однако требование не исполнено.

<дата> Управлением Минюста по Мурманской области в отношении административного ответчика за неисполнение в установленный срок предупреждения составлен протокол об административном правонарушении, постановлением мирового судьи от <дата> организация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Корреспонденция, направленная в адрес организации, вернулась в Управление Минюста по Мурманской области по истечении срока её хранения в почтовом отделении, обязанность по предоставлению отчётности за <данные изъяты>, <данные изъяты> годы административным ответчиком не выполнена до настоящего времени.

Неоднократное непредставление общественной организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения Управления Минюста по Мурманской области в суд с административным иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать общественную организацию «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать государственную пошлину.

Представители административного истца Управления Минюста по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть административное дело без их участия.

Представители административного ответчика общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом путём направления заказной корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу – <адрес>, а также по адресу места пребывания ликвидатора организации Мясникова В.М. - <адрес>, и по адресу, указанному как адрес для корреспонденции организации в письме председателя Совета общественной организации ФИО1 от <дата> в адрес Управления Минюста по Мурманской области, – <адрес>. Согласно отметке на почтовом уведомлении, судебная корреспонденция, направленная в адрес Мясникова В.М., получена <данные изъяты>; иная корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.

Оценивая обстоятельства уведомления административного ответчика (руководителя или иного представителя административного ответчика) о судебном заседании, суд учитывает, что в соответствии со статьёй 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путём указания наименования населённого пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Судом использовались все вышеуказанные меры для извещения административного ответчика по месту нахождения юридического лица, о чем свидетельствуют возвращённые в адрес суда почтовые конверты, направленные судом в адрес административного ответчика с отметкой «истёк срок хранения».

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в целях обеспечения открытости и прозрачности судебной системы на официальном сайте Кандалакшского районного суда Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно была размещена информация о движении дела, назначении даты судебного заседания.

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», о времени и месте рассмотрения административного дела о ликвидации или запрете деятельности извещаются руководящий орган, руководитель или представитель административного ответчика. Если место нахождения руководящего органа, руководителя или представителя неизвестно, на основании определения суда извещение о времени и месте рассмотрения данного дела в срок не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте Минюста России, его территориального органа. При этом место нахождения названных лиц считается неизвестным, в том числе в случаях, когда копия административного искового заявления, направленная объединению граждан административным истцом, возвращена по истечении срока хранения.

Принимая во внимание, что копия административного искового заявления, направленная административному ответчику, возвращена административному истцу по истечении срока хранения, равно как другая корреспонденция, направленная в адрес административного ответчика, что свидетельствует о том, что место нахождения руководящего органа юридического лица не известно, на основании определения суда от <дата>, в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец разместил информацию о времени и месте рассмотрения административного искового заявления Управления Минюста по Мурманской области о признании общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица на официальном Интернет-ресурсе Управления Минюста по Мурманской области, что подтверждается копиями страниц с официального сайта административного истца.

Таким образом, судом предприняты исчерпывающие меры по извещению юридического лица (его руководителя, представителя, ликвидатора) о времени и месте судебного заседания, административный ответчик (руководящий орган, руководитель, представитель, ликвидатор) распорядился предоставленными ему правами по своему усмотрению, уклонился от получения судебной корреспонденции и извещения о месте и времени рассмотрения административного дела, в связи с чем суд признает юридическое лицо и его руководящий орган (руководителя, представителя, ликвидатора) надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения административного дела.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, учитывая, что их участие в данном случае не является обязательным.

Исследовав материалы административного дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с разъяснениями, приведёнными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» дела по административным исковым заявлениям о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных статьей 19, пунктом 5 статьи 20, пунктом 5 статьи 21 КАС РФ (пункт 1 части 3 статьи 1, часть 2 статьи 262 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённый Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (ред. от 01.06.2018) (далее - Административный регламент), устанавливает порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации (далее - центральный аппарат, территориальные органы) контроля за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

Согласно п.п. 5 п. 6 Административного регламента центральный аппарат (территориальный орган) вправе в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются определенные меры, в частности: вынесение предупреждения (внесение представления); возбуждение дела об административном правонарушении; направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, Управление Минюста по Мурманской области является тем государственным органом, который наделён правом на предъявление требования о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

На основании п. 2 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в том числе в форме общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что <дата> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации - Общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша, <дата> запись об общественной организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <номер>, выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций от <дата><номер> (л.д. 28, 29).

Протоколом внеочередного общего собрания участников общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша от <дата> решено ликвидировать общественную организацию ввиду фактического прекращения её деятельности, назначить ликвидатором Мясникова В.М., передать ему полномочия по управлению организацией, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Протокол собрания и форма уведомления о ликвидации юридического лица были направлены в Управление Минюста по Мурманской области <дата>, распоряжением от <дата><номер> принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации - общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша и назначении ликвидатора. Согласно информации ИФНС России по г. Мурманску в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи за <номер> от <дата>.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ от <дата> общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша находится в стадии ликвидации. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций. Согласно подпункту 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 года № 26, Управление по субъекту (на территории Мурманской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абз. 4. ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган вышеуказанные отчеты ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Минюста Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций» утверждены формы отчётности о деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с указанным приказом некоммерческие организации ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчётным представляют в уполномоченный орган отчет: об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (по форме ОН0003).

До <дата> действовал приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций». Приложением № 2 к данному приказу была утверждена форма № ОН0003 отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <дата> уполномоченному лицу административного ответчика, а именно её представителю по доверенности ФИО2 вручена памятка о необходимости предоставления ежегодной отчётности в установленный срок, в том числе разъяснено, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (л.д. 30-31).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша уведомлена о необходимости предоставления ежегодной отчётности и о последствиях ее непредставления.

Однако, административный ответчик, в нарушение требований абз. 4, 8 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ не представил в Управление Минюста по Мурманской области ежегодную отчетность за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы (отчетные формы) и информацию о продолжении своей деятельности в <данные изъяты>, <данные изъяты> годах.

<дата> должностным лицом Управления Минюста по Мурманской области в отношении общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша за непредставление отчетности за <данные изъяты> год был составлен протокол об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и на основании постановления мирового судьи судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района Мурманской области от <дата> общественная организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 61-68).

<дата> Управлением Минюста по Мурманской области в отношении общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием представить в срок до <дата> отчет по форме ОН0003 за <данные изъяты> год на бумажном носителе и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <данные изъяты> году (л.д. 73-75).

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты "в", "в.1" пункта 1 статьи 5, подпункт "и" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункт 2 статьи 7 Закона о свободе совести).

В соответствии с п.п. 22,23 вышеуказанного Постановления, при проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений. Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом. В частности, указанный в вынесенном в адрес некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца.

Как следует из представленных документов, предупреждение было направлено на адрес общественной организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, корреспонденция возвращена отправителю с отметкой об истечении срока хранения, организация об уважительности причины неполучения указанного предупреждения от <дата> Управление не уведомляла; срок, предоставленный для устранения нарушений, составил более месяца.

<дата> в отношении общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок вынесенного предупреждения, постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кандалакшского судебного района Мурманской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Кандалакшского судебного района Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении <номер> организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 80-88).

Как следует из материалов настоящего административного дела, общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша систематически не обеспечивает получение поступающей по месту её нахождения почтовой корреспонденции, что свидетельствует о недобросовестном поведении, уклонении от исполнения обязанностей, производных от статуса организации как юридического лица.

Оценивая приведенные фактические обстоятельства в их совокупности, суд считает, что общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша на протяжении длительного периода времени не исполняет требования законодательства, обусловленные ее правовым положением, а именно требования абз. 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ о предоставлении в уполномоченный орган отчетов об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании (по форме ОН0003).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что общественная организация «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша демонстрирует неуважительное отношение к правовой системе Российской Федерации, не обеспечивает финансовую прозрачность (открытость) и публичность своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью.

Принимая решение по иску, суд также учитывает, что некоммерческая организация, обладая правами юридического лица, сопряжёнными с обязанностями, обязана исполнять требования Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, поскольку их неисполнение может влечь ответственность некоммерческой организации, в том числе, с применением такой меры принуждения, как признания данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Такая мера принуждения, применяемая к юридическому лицу в судебном порядке, предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц (аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О).

Непредставление общественной организацией «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша отчёта по форме ОН0003 за <данные изъяты> и <данные изъяты> гг. и информации о продолжении своей деятельности в <данные изъяты> и <данные изъяты> гг. привели к невозможности осуществления Управлением Минюста по Мурманской области надлежащим образом проверки соблюдения административным ответчиком Устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствия её деятельности законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 98 Административного регламента Центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В силу ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что административные исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлен факт неоднократного непредставления общественной организацией «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 части 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о признании данной общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение суд также учитывает, что общественная организация не осуществляет свою деятельность, о чем свидетельствует длительное не получение почтовой корреспонденции, направляемой в адрес юридического лица, не выполнение требований по представлению отчетности после привлечения организации к административной ответственности и направлению предупреждения, принятие общим собранием участников организации решения о ликвидации. Факт не участия ликвидатора общественной организации в судебном заседании суд также расценивает как отсутствие заинтересованности юридического лица в продолжение своей деятельности. Учитывая характер нарушений, их продолжительность и отсутствие деятельности юридического лица после нарушения, имеются все основания для признания общественной организацией «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобождён от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.

В соответствии со статьёй 103, частью 1 статьи 111, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобождён, взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворённым требованиям. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты по делу государственной пошлины судом не усматривается.

Поскольку исковые требования неимущественного характера, предъявленные к общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша судом удовлетворены в полном объёме, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша удовлетворить.

Признать общественную организацию «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша, юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1075100000360, ИНН 5102060424, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить сведения об общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша, юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1075100000360, ИНН 5102060424, из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с общественной организации «Содействие развитию детей с ограниченными возможностями» г. Кандалакша, юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1075100000360, ИНН 5102060424 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 6000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Шевердова