ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-202/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Налисник Е.В.,

с участием прокурора - Алескерова Д.А.,

представителей административного истца – ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика – ФИО3,

представителя заинтересованного лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Симферополя Республики Крым об оспаривании нормативных правовых актов в части,

установил:

ФИО5 обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом последующих изменений предмета административного иска (т. 10 л.д. 85-86), просил признать недействующими:

- Приложение 4 Решения Симферопольского городского совета от 25 августа 2016 года №888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования» с 25.08.2016;

- Приложение №1 решения Симферопольского городского совета от 28 апреля 2016 года №733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым территориальной зоны «Зона зеленых насаждений (З-1)» с 28.04.2016;

- Приложения №1 решения Симферопольского городского совета от 30 апреля 2021 года №361 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» с 30.04.2021.

В обоснование доводов административного иска указано, что приведенные нормативно-правовые акты в оспариваемой части препятствуют административному истцу реализовать право на завершение оформления прав на земельный участок, начатое до 24 марта 2014 года. Так, решением Симферопольского городского совета от 25.07.2013 №765 административному истцу предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в г. Симферополе по адресу: <адрес> с целью дальнейшего предоставления в собственность для строительства и обслуживания жилого дома. Земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером 90:22:010109:285. В соответствии с переходными положениями статьи 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014, статьи 13 Закона Республики Крым №38-ЗРК и Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым 02.09.2014 №313, решение Симферопольского городского совета о разрешении разработки проекта землеустройства является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам, без проведения торгов. Однако, постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16.03.2021 №1281 административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав по причине нахождения земельного участка в территориальной зоне З-1, которая не допускает предоставления земельного участка в собственность. Согласно опубликованной карте функционального планирования города Симферополь генерального плана МОГО Симферополь, утверждённого решением от 25.08.2016 №888, земельный участок отнесён к зоне зеленых насаждений. Временными Правилами землепользования и застройки, утверждёнными решением от 28.04.2016 №733 (далее – Временные ПЗЗ), и Правилами землепользования и застройки, утверждёнными 30.04.2021 №361 (далее – ПЗЗ), земельный участок отнесён к территориальной зоне З-1. Административный истец считает такое правовое регулирование необоснованным, не соответствующим основным требованиями и принципам, установленным законодателем при принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Такое градостроительное регулирование вступает в противоречие со статьёй 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014, поскольку осуществлено без учёта установленного принципа правопреемственности и нарушает право административного истца на завершение оформления ранее возникшего права по получению земельного участка в собственность. Административный истец обращался в Администрацию города Симферополя Республики Крым с просьбой учесть решение Симферопольского городского совета от 25.07.2013 №765 и внести соответствующие изменения в градостроительную документацию, однако, публичный орган немотивированно отказывает во внесении изменений в градостроительную документацию города Симферополя в заявительном порядке. Спорный земельный участок определяется как функциональная зона зеленых насаждений, что, по мнению административного истца, не отражает действительность функционального назначения и фактического землепользования жилого квартала.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2021 года к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым.

В судебном заседании представители административного истца ФИО5 по доверенности - ФИО1 и ФИО2 доводы административного иска поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Симферопольского городского совета Республики Крым по доверенности - ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска, считая его необоснованным.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Симферополя по доверенности – ФИО4 считал заявленный иск не подлежащим удовлетворению, также ввиду необоснованности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Симферополь наделено статусом городской округ и его административным центром определен город Симферополь.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ, по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки и другим, перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. Данная норма закреплена и в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 года № 61 (далее Устав), к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и пр. (т. 4 л.д.113).

Частью 4 статьи 58 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное (т. 4 л.д. 169).

Частью 9 статьи 58 Устава предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом (т. 4 л.д. 169).

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на официальном интернет-портале Симферопольского городского совета (часть 10 статьи 58 Устава) (т.4 л.д.169).

Согласно решению 16 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 02 апреля 2015 года №232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов» в качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления определены газета «Южная столица Крым» и журнал «БИБЛИОПОЛИС» (т.6 л.д. 27-28).

Порядок проведения первой сессии Симферопольского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Симферопольского городского совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Симферопольского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Симферопольского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Симферопольского городского совета, права и обязанности депутатов Симферопольского городского совета и иные вопросы организации работы Симферопольского городского совета, связанные с осуществлением Симферопольским городским советом и депутатами Симферопольского городского совета своих полномочий, устанавливает Регламент Симферопольского городского совета Республики Крым, утверждённый решением 2-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 31.10.2014 года №60 (т. 5 л.д.1-185).

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым регламентирован Положением «О публичных слушаниях в муниципальном образования городской округ Симферополь Республики Крым», утверждённым решением 6-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28.11.2014 №84 (далее – Положение о публичных слушаниях) (т. 5 л.д. 186-215, 216-242, т. 6 л.д.1-19, 20-22, 23, 24-26).

Статьёй 3 Положения о публичных слушаниях установлено, что в обязательном порядке на публичные слушания выносятся проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также проект генерального плана городского округа, проекты внесения изменений в генеральный план городского округа (пункты 4 и 5 части 2) (т. 5 л.д. 188-189).

Публичные слушания, инициированные населением или Симферопольским городским советом, назначаются Симферопольским городским советом. Публичные слушания, инициированные председателем Симферопольского городского совета, назначаются председателем Симферопольского городского совета (часть 1 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

С предложением о проведении Симферопольским городским советом публичных слушаний может выступить депутат, группа депутатов, постоянный комитет Симферопольского городского совета. Данное предложение вносится инициатором на рассмотрение Симферопольского городского совета в письменном виде с обоснованием необходимости проведения публичных слушаний, изложением проекта муниципального правового акта, предлагаемого для вынесения на публичные слушания (часть 2 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

Решение о назначении публичных слушаний принимается Симферопольским городским советом простым большинством голосов от общего состава Симферопольского городского совета (часть 3 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

Председатель Симферопольского городского совета самостоятельно назначает публичные слушания путем принятия соответствующего постановления. Предложения о проведении публичных слушаний по инициативе председателя Симферопольского городского совета могут направляться председателю Симферопольского городского совета главой администрации города Симферополя (часть 4 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

Решение (постановление) о назначении публичных слушаний по вопросам местного значения должно приниматься не позднее, чем за 10 дней до их проведения, с учетом предложения о проведения публичных слушаний и норм законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым (часть 6 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

Решение (постановление) о назначении публичных слушаний вступает в силу со дня принятия. Решение о назначении публичных слушаний, проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат обнародованию на официальном сайте Симферопольского городского совета (ином сайте, определенном в акте о назначении публичных слушаний), а также могут быть опубликованы в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления для официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации либо обнародованы иным способом в соответствии с актом о назначении публичных слушаний (часть 8 статьи 6 Положения о публичных слушаниях).

Согласно части 1 статьи 7 Положения о публичных слушаниях Симферопольский городской совет, председатель Симферопольского городского совета, принявшие решение о назначении публичных слушаний, формируют рабочую группу в количестве не менее 9 человек, на которых возлагается обязанность по подготовке и проведению публичных слушаний.

Рабочая группа на первом заседании, которое проводится в срок не позднее 3 дней с момента формирования, избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Рабочая группа правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов (часть 2 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

Председательствующим на публичных слушаниях является председатель Рабочей группы. Он открывает слушания и оглашает перечень вопросов публичных слушаний, предложения по порядку проведения слушаний, указывает инициаторов проведения слушаний (часть 11 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

Информационные материалы для публичных слушаний, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам слушаний, готовятся Рабочей группой по подготовке и проведению публичных слушаний (часть 13 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

По итогам обсуждений составляется единый список предложений и рекомендаций по решению вопроса местного значения, вынесенного на публичные слушания. В итоговый документ для голосования входят все не отозванные их авторами рекомендации и предложения (часть 16 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

Рабочая группа в течение 5 дней оформляет результаты публичных слушаний в единый документ и передает его копии в органы местного самоуправления, инициативной группе, а также передает его для обнародования на официальном сайте Симферопольского городского совета (ином сайте, определенном в акте о назначении публичных слушаний). Результаты публичных слушаний также могут быть опубликованы в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления для официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации либо обнародованы иным способом в соответствии с актом о назначении публичных слушаний (часть 19 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

При проведении публичных слушаний обязательно ведется протокол, в который в обязательном порядке включаются все письменные и устные предложения жителей города о внесении изменений и дополнений в обсуждаемый проект муниципального правового акта. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим на публичных слушаниях (часть 20 статьи 7 Положения о публичных слушаниях).

Согласно статье 8 Положения о публичных слушаниях, итоговый документ, принятый в рамках публичных слушаний, носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления городского округа. Рекомендации, принятые на публичных слушаниях, учитываются органами и должностными лицами местного самоуправления при рассмотрении проекта соответствующего муниципального правового акта. Результаты рассмотрения доводятся до сведения населения городского округа путем опубликования (обнародования). Рассмотрение проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания, осуществляется при наличии протокола публичных слушаний, итоговых документов по результатам публичных слушаний. Муниципальный правовой акт, проект которого прошел обсуждение на публичных слушаниях, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Проект Генерального плана, проект решения о внесении в него изменений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в объеме сведений, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не менее чем за один месяц до дня проведения публичных слушаний. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей городского округа о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного и более трех месяцев.

Протоколы публичных слушаний по проекту Генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту Генерального плана, направляемому главой администрации города Симферополя в Симферопольский городской совет. Симферопольский городской совет с учетом протоколов публичных слушаний по проекту Генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта Генерального плана и о направлении его главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 12 Положения о публичных слушаниях).

Статьей 13 Положения о публичных слушаниях, предусмотрено, что председатель Симферопольского городского совета при получении проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта. Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту решения о внесении в них изменений осуществляется Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки (далее - комиссия), сформированной в соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая осуществляет функции рабочей группы, предусмотренные статьей 7 настоящего Положения.

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет четыре месяца со дня опубликования проекта до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний. Продолжительность публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки составляет два месяца со дня опубликования проекта до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний (часть 3 статьи 13 Положения о публичных слушаниях).

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний (часть 5 статьи 13 Положения о публичных слушаниях).

Согласно части 6 статьи 13 Положения о публичных слушаниях, Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.

Процедура подготовки и принятия являющимся документом территориального планирования генерального плана, его утверждения и внесения в него изменений, согласования проекта генерального плана регламентирована статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта (часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение общественных обсуждений (публичных слушаний) по проекту генерального плана (часть 11, 12 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом (статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), принятие главой местной администрации решения о создании согласительной комиссии в случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, (часть 9, 10 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), представление проекта главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статья 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, предусматривает срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации), полномочия главы местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (части 9 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Обязательными приложениями к проекту генерального плана и проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 19 июня 2015 года Администрацией города Симферополя Республики Крым принято постановление №427 «О проекте Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и его реализации на основе агломерационного подхода на период до 2035 года, в пункте 9.1 которого установлена задача по разработке проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на основе агломерационного подхода на период до 2035 года в 2015 году (т.7 л.д. 69-73).

Распоряжением главы Администрации города Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2015 года №154-р создана рабочая группа по подготовке проекта постановления, технического задания на разработку генерального плана города Симферополя, его утверждении и реализации; утверждён состав рабочей группы и ее регламент.

В соответствии с письмом от 30 декабря 2015 года за №24/01-69/5634, адресованным в Симферопольский городской совет Республики Крым, глава Администрации города Симферополя Республики Крым просил назначить публичные слушания по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д. 74-75).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 13 января 2016 года №1 «О назначении публичных слушаний на 15 февраля 2016 года» были назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 15 февраля 2016 года в 11-00 часов в большом зале Симферопольского городского совета Республики Крым (<...> этаж) (пункт 1); создана рабочая группа по подготовке и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана (пункт 2) (т.7 л.д. 77-79).

Указанное постановление опубликовано в газете «Южная столица Крым» №1 (1218) 15 января 2016 года, с разъяснением о возможности ознакомления с проектом Генерального плана на официальном сайте Симферопольского городского совета Республики Крым (http://simgov.ru) (т.7 л.д. 80, 81).

По результатам проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым были составлены соответствующие протоколы 15 февраля 2016 года, 12 апреля 2016 года и 14 апреля 2016 года. Предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний названного проекта, были рассмотрены, о чём указано в приведенных протоколах (т.7 л.д.82-96, 97-99,100-104).

Кроме того, по результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому публичные слушания по обсуждению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым признаны состоявшимися (пункт 2); протоколы публичных слушаний по обсуждению проекта генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и заключение по результатам публичных слушаний поручено направить главе Администрации города Симферополя ФИО6 (пункт 5) (т. 7 л.д. 106-107).

Протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым опубликованы в газете «Южная столица Крым» № 15 (1232) 22 апреля 2016 года, в журнале «БИБЛИОПОЛИС» № 4 (25) 15 апреля 2016 года (т.7 л.д. 108).

Главой Администрации города Симферополя Республики Крым принято распоряжение от 13 июля 2016 года №281-с «О внесении на рассмотрение Симферопольского городского совета проекта решения «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым». К указанному распоряжению была приложена пояснительная записка к проекту решения, согласно которой проект Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым прошел процедуру согласования в соответствии с требованиями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований. Доступ к проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП) был обеспечен с 04 марта 2016 года. Получены положительные заключения о согласовании проекта Генерального плана от федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Республики Крым, указанных в пояснительной записке. 17.05.2016 получены положительные заключения о согласовании проекта Генерального плана от органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д. 111-116).

Согласно сводному заключению о согласовании с проектом генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало указанный проект, что соответствует положениям части 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.7 л.д. 109-110).

К проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» представлен лист согласования, согласно которому указанный проект внесен в Симферопольский городской совет Республики Крым главой Администрации города Симферополя ФИО6, коррупционных факторов не выявлено (т. 7 л.д.116).

Из материалов дела также следует, что 25 августа 2016 года состоялась очередная 50-ая сессия Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 28 депутатов.

На повестке дня указанной сессии был поставлен вопрос об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (пункт 1). По данному вопросу за принятие решения проголосовали 28 депутатов, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0 (т.7 л.д. 118-125, 126).

Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 50-ой сессии 25 августа 2016 года принято решение №888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (т.7 л.д.127-128), которым утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым согласно приложениям 1-5 к указанному решению (пункт 1); Администрация города Симферополя Республики Крым определена органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, ответственным за сохранность и использование Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного пунктом 1 настоящего решения (пункт 2); положения Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного пунктом 1 настоящего решения, вступают в силу с 01.01.2017 года (пункт 3); Отделу по внешним связям и информационно-аналитической работе аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым (ФИО7) поручено разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в установленном порядке (пункт 4); Администрации города Симферополя Республики Крым поручено обеспечить размещение Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и материалов по его обоснованию в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в установленном порядке (пункт 5); решено, что настоящее решение вступает в силе со дня его официального опубликования (пункт 6).

Указанное решение было опубликовано 26 августа 2016 года в журнале «БИБЛИОПОЛИС» (спецвыпуск № 11 (32) от 26 августа 2016 года) (т.7 л.д. 190-241), а также размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Симферополь (http://simgov.ru/static/writable/documents/2016/11/16/888_Генеральныйплан.рdf).

Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 22 октября 2015 года главой Администрации города Симферополя принято постановление №1147 о подготовке проекта Временных правил землепользования и застройки (т.6 л.д. 73-74).

03 ноября 2015 года состоялось заседание Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В повестку дня указанного заседания Комиссии был включен вопрос о рассмотрении материалов проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункт 3), по результатам рассмотрения которого решено направить материалы проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в управление архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя для проведения проверки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (т.6 л.д.77-79).

Проверив материалы проекта Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя было сообщено, что представленный проект Временных правил не противоречит техническим регламентам, генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (стадия разработки), схеме территориального планирования Республики Крым (стадия разработки) (т.6 л.д. 76).

Судом установлено, что во исполнение положений статьи 14 Решения №84, Администрация города Симферополя Республики Крым, письмом от 11 ноября 2015 года № 24/01-69/4791 направила в адрес Симферопольского городского совета пакет документов для организации проведения публичных слушаний по проекту временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.6 л.д. 80).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 20 ноября 2015 года №27 были назначены публичные слушания на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 11 декабря 2015 года (т.6 л.д. 81-82).

Постановление было опубликовано в газете «Южная столица Крым» 08 декабря 2015 года, на официальном сайте Симферопольского городского совета (т.6 л.д. 84).

Публичные слушания на территории муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым состоялись 11 декабря 2015 года, по результатам чего были составлены протокол проведения публичных слушаний, заключение по результатам их проведения (т.6 л.д. 85-89, 90-91).

Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту Временных правил землепользования и застройки на части территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым от 11.12.2015 принято решение о необходимости рекомендовать разработчику внести изменения в текстовую и графическую части проекта временных Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым в соответствии с протоколом Комиссии и о направлении главе Администрации для принятия решения о передаче проекта в Симферопольский городской совет на утверждение.

Распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым от 29 марта 2016 года №104-с на рассмотрение сессии Симферопольского городского совета Республики Крым внесен проект решения об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.6 л.д. 92-93).

К проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» представлен лист согласования, согласно которому коррупционных факторов не выявлено (т. 6 л.д.94).

Согласно пояснительной записке к проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» проект разработан в целях создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, сохранения объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, создания условий для привлечения инвестиций (т.6 л.д.95).

Согласно выписке из протокола заседания очередной 42-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 года в работе сессии принимали участие 31 депутат (избрано 38 депутатов), большинством голосов от установленной численности депутатов было принято решение № 733 об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым - за основу: за – 31, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 0; в целом: за – 30, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (т.6 л.д.97-106, 107).

Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 28.04.2016 №733 решено утвердить Временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым: карту градостроительного зонирования (приложение 1); карту зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); том 1, 2 временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым (приложение 3) (пункт 1); Отделу по внешним связям и информационно-аналитической работе аппарата Симферопольского городского совета Республики Крым (ФИО7 СА.) поручено разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета (http://simfgov.ru.) и опубликовать в установленном порядке (пункт 2); настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 3) (т.6 л.д. 108-109).

Решение №733 опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» выпуск № 6 (27) от 06 мая 2016 года и размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru) (т.7 л.д. 1-64).

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Симферополя от 18.02.2021 №879 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» постановлено Муниципальному казенному учреждению Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым (ФИО8) обеспечить подготовку проекта Правил землепользования и застройки городской округ Симферополь Республики Крым с установлением градостроительного зонирования ко всей территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до 01.03.2021 (т.7 л.д. 242-243).

Согласно заключению о проверке проекта муниципального правового акта об утверждении Правил землепользования и застройки, представленного Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, на соответствие требованиям части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам проверки не было выявлено нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, принято решение о направлении проекта главе Администрации города Симферополя Республики Крым для принятия решения об обращении к главе городского округа – председателю Симферопольского городского совета с просьбой о назначении общественных обсуждений по проекту (т.7 л.д. 247).

Постановлением председателя Симферопольского городского совета от 04.03.2021 №11 назначены общественные обсуждения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым по обсуждению проекта муниципального правового акта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в период с 05.03.2021 по 05.04.2021 (пункт 1) (т.8 л.д.1-3).

Постановление от 04 марта 2021 года №11 опубликовано в журнале «БИБЛИОПОЛИС» спецвыпуск от 05.03.2021 №7 (142) (т. 8 л.д.4, 5-7), а также обнародовано на официальном интернет-портале Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/static/writable/documents/2014/ll/28/84).

Согласно протоколу проведения общественных обсуждений от 09 апреля 2021 года №4-2021 проведены общественные обсуждения проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Предложения и замечания участников общественных обсуждений, прошедших идентификацию, закреплены в таблице в протоколе общественных обсуждений (т.8 л.д.9-55) и в Заключении о результатах общественных обсуждений (т. 8 л.д. 56-100).

В Заключении о результатах общественных обсуждений указано, что общественные обсуждения по обсуждению проекта «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым считать состоявшимися (пункт 1); Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым обеспечить представление настоящего заключения и протокола проведения общественных обсуждений главе Администрации города Симферополя ФИО9 (пункт 2); поручено опубликовать настоящее заключение в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте Администрации города Симферополя (пункт 3); настоящее заключение, как итоговый документ, принятый в рамках общественных обсуждений, носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления городского округа (пункт 4).

В соответствии с Законом Республики Крым от 07.07.2017 №409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особыми условиями использования территории» письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя от 09.04.2021 №201/08/01-10 в адрес Министерства строительства и архитектуры Республики Крым направлены материалы Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для рассмотрения (т.7 л.д.244).

Письмом МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя от 20.04.2021 №214/08/01-10 главе Администрации города Симферополя направлен протокол и заключение о результатах общественных обсуждений, проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для рассмотрения возможности направления проекта Правил с внесенными изменениями для утверждения на сессии Симферопольского городского совета Республики Крым (т.8 л.д.8).

Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 29.04.2021 №01-14/6061/1 МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя сообщено о том, что Министерством согласованы в пределах компетенции представленные материалы Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (т.7 л.д.245-246).

Распоряжением главы Администрации города Симферополя от 29.04.2021 №55-с решено внести проект решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» на рассмотрение Симферопольского городского совета Республики Крым (т.8 л.д. 101-102).

К проекту решения Симферопольского городского совета «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» представлен лист согласования, согласно которому коррупциогенных факторов не выявлено (т.8 л.д. 102), а также пояснительная записка к проекту (т.8 л.д. 103-104).

30 апреля 2021 года состоялась очередная 45-я сессия Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва, на которой из 38 депутатов присутствовало 32 депутата.

В повестке дня указанной сессии под №2 поставлен вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; голосовали в целом: за – 31, против – 0, воздержались – 0, не голосовали – 1 (т.8 л.д. 106-108).

Решением 45-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 30 апреля 2021 года №361 утверждены Правила землепользования и застройки: карта градостроительного зонирования (приложение 1); карта зон с особыми условиями использования территории (приложение 2); Том 1. Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения изменений в них; Том 2. Градостроительные регламенты (приложение 3) (пункт 1); аппарату Симферопольского городского совета Республики Крым (ФИО10) поручено разместить настоящее решение на сайте Симферопольского городского совета и опубликовать в установленном порядке (пункт 2); настоящее решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 3); Администрации города Симферополя Республики Крым поручено обеспечить размещение настоящего решения в федерального государственной информационной системе территориального планирования в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4) (т.8 л.д. 161-162).

Решение Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от 30 апреля 2021 года №361 опубликовано 13.05.2021 в официальном издании муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - журнале «Библиополис» (спецвыпуск №20 (155) от 13.05.2021 г.) (т.8 л.д.109, 110-160).

На основании вышеизложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.08.2016 №888, 28.04.2016 №733, 30.04.2021 №361 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия указанных решений соблюдена, содержание утверждённых решений соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проверкой соответствия оспариваемых положений вышеуказанных решений административного ответчика нормативным правовым актам большей юридической силы, доводов о нарушении ими прав административного истца, установлено следующее.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).

Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.

Пунктами 6, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включают в себя правила землепользования и застройки, являющийся утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документом градостроительного зонирования, которыми устанавливаются в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1, части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Из совокупного анализа приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.

Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что решением Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым №765 от 25 июля 2013 года ряду граждан, в том числе административному истцу, предоставлено право на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в размере 0,0800 га в районе <адрес> (т.1 л.д. 15).

Согласно Плану зонирования территории города Симферополя Автономной Республики Крым, утверждённому решением 55 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 21 марта 2013 года №610, земельный участок, согласие на составление проекта землеустройства по отводу которого предоставлено административному истцу, находился в границах зоны «С-6. Зона территорий с неопределенным статусом».

Данная зона, как установлено, состояла из неудобных территорий (скалы, крутосклоны, овраги и пр.); прочих территорий, занятых неиспользуемыми объектами и объектами незавершенного строительства («самозахваты»); свободных от застройки территорий; ограниченно пригодных территорий (примыкающих к санитарно-­защитным зонам).

При этом, согласно картеГенерального плана города Симферополя, утвержденного решением 5-й сессии Симферопольского городского совета народных депутатов от 10 октября 1996 года №46, земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны с неопределённым статусом, а согласно карте Генерального плана города Симферополя Автономной Республики Крым, утвержденного решением 23 сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым 6 созыва от 22 сентября 2011 года №234, этот земельный участок, ориентировочно находится в границах зоны«Зона земель населенного пункта».

Таким образом, градостроительные регламенты, условия и ограничения застройки для этих территорий могли быть установлены только после внесения соответствующих изменений в генеральный план либо разработки нового генерального плана.

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно Временных ПЗЗ, утверждённых Решением №733, земельный участок отнесён к территориальной зоне «Зона зеленых насаждений З-1».

Зоны зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий включают в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства (при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, иных зеленых насаждений.

Регламенты для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливаются.

Регулирование градостроительной деятельности для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий должно осуществляться в соответствии с проектом планировки и межевания улично-дорожной сети и территории общественного пользования.

Регламенты для иных зеленых насаждений, относящихся к территориям общего пользования, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не устанавливаются.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что заявленный земельный участок на момент принятия оспариваемых Временных ПЗЗ относился к жилой зоне.

При таких обстоятельствах, не нашли подтверждения доводы истца о том, что Советом при принятии Решения №733 не был учтён сложившийся порядок землепользования, что привело к изменению территориального зонирования земель, вследствие чего не подлежат удовлетворению требования о признании не действующим указанного нормативного акта в оспариваемой части по основаниям, изложенным в административном иске.

Согласно карте функциональных зон Генерального плана, утверждённого Решением №888, земли, на которых находится земельный участок, согласие на составление проекта отвода которого было дано административному истцу в 2013 году, находится в границах функциональной зоны «Озелененных территорий общего пользования».

Данная функциональная зона, как установлено, предназначена для организации городских парков, садов, скверов, бульваров, набережных, других мест кратковременного отдыха населения, и не предназначена для размещения объектов капитального строительства, не предусматривает другие виды хозяйственной деятельности кроме отдыха населения.

В обоснование установления такой функциональной зоны административным ответчиком указано на то, что согласно части 3.9.1. «Мероприятия по охране атмосферного воздуха» Материалов по обоснованию Генерального плана санитарная охрана и оздоровление воздушного бассейна на территории городского округа обеспечивается комплексом мероприятий.

С целью охраны атмосферного воздуха, для сокращения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, Генеральным планом предусмотрена организация полос зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог и озеленение внутри микрорайонных пространств, в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01- 89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Согласно пункту 11.6 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СП 51.13330, не менее 25 м.

В границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым вдоль основных транспортных направлений сформированы протяженные зеленые зоны, буферные зоны защитного озеленения вдоль магистральных дорог скоростного движения и магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения, представленные бульварами скверами и полосами озеленения автомобильных дорог.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 90:22:010109:285 попадает в границы буферной зоны озеленения.

Из предоставленных административным ответчиком графических материалов очевидно усматривается, что заявленный земельный участок находится в непосредственной близости от автомобильной дороги.

В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план муниципального образования по своей сути является документом, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития, и, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.

В соответствии с частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года №931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

На момент принятия оспариваемого в части Генерального плана, заявленный административным истцом земельный участок являлся собственностью муниципального образования, административный истец его правообладателем в соответствии с законом не являлся.

При этом, положениями Временных ПЗЗ заявленный земельный участок уже был отнесён к территориальной зоне «Зона зеленых насаждений З-1».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года №109-О и от 26 мая 2016 года №1145-О, от 25 октября 2016 года №2302-О).

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части Генеральный план нормативным правовым актам большей юридической силы не противоречит, а также права административного истца, учитывая, что отказ административному истцу в предоставлении земельного участка мотивирован ссылкой на иной нормативный правовой акт – Временные ПЗЗ (т.1 л.д. 18).

Таким образом, в данной части заявленных исковых требований административный иск ФИО5 удовлетворению не подлежит.

Согласно ПЗЗ, утверждённых Решением №361, земли, на которых предположительно находится земельный участок, расположены в границах территориальной зоны «Зоны зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)», что не противоречит, таким образом, функциональному зонированию, определённому в Генеральном плане, утвержденном Решением №888.

Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов включают в себя земли и земельные участки, непосредственно примыкающие к проезжей части проспектов, площадей, улиц, переулков и бульваров в границах населенных пунктов, которые (зоны) предназначены для обеспечения защиты дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно­климатических факторов, защиты прилегающих к дороге жилых и общественно­деловых зон от транспортных загрязнений, создания элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления, формирования пешеходных связей, с целью создания и поддержания благоприятных и комфортных условий для пользователей дорог, пешеходов и жителей, прилегающих к дороге территорий, с возможностью размещения на них объектов сервиса. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации. В границах зоны не допускается создание новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих, за исключением объектов капитального строительства, в том числе и линейных объектов транспортной и коммунальной инфраструктур и объектов, являющихся частями этих линейных объектов, строительство которых осуществляется за счет бюджетной системы бюджетов Российской Федерации.

Данная зона, как установлено, фактически в основном предусматривает нахождение улично-дорожной сети и автомобильного транспорта.

Такое градостроительное зонирование, таким образом, не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Конституционное право на судебную защиту, установленное статьёй 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими её положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 3 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П).

Суд приходит к выводу, что оспариваемые в части ПЗЗ, утверждённые Решением №361, также не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.

При этом, права административного истца этим нормативным правовым актом не нарушены, учитывая, что отказ административному истцу в предоставлении земельного участка мотивирован ссылкой на иной нормативный правовой акт – Временные ПЗЗ (т.1 л.д. 18), а также не создают угрозу нарушения его прав, поскольку административный истец законным правообладателем заявленного земельного участка не является, и право приобретения его в собственность в порядке завершения оформления прав им уже реализовано: постановление Администрации города Симферополя от 16 марта 2021 года №1281 незаконным не признано и не отменено.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов статье 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014, являются несостоятельными, учитывая, что данная норма не содержит каких-либо запретов или особенностей для органа местного самоуправления в части принятия им документов территориального планирования или градостроительного зонирования.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных в административном иске требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО5 к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании недействующими: Приложения 4 Решения Симферопольского городского совета от 25 августа 2016 года №888 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования»; Приложения №1 решения Симферопольского городского совета от 28 апреля 2016 года №733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым территориальной зоны «Зона зеленых насаждений (З-1)»; Приложения №1 решения Симферопольского городского совета от 30 апреля 2021 года №361 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления земельному участку с кадастровым территориальной зоны «Зона зеленых насаждений общего пользования вдоль дорог и проездов в границах населенных пунктов (Р-5)» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 13 января 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>