УИД 67RS0006-01-2022-000763-68
Дело № 2а-202/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) В.О. Самсоновой,
при секретаре Н.В. Якименко,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об отмене решения Главного Управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» №/ВР от 18.12.2020г. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 и ФИО2 с учетом уточнения требований, обратились в суд с административным иском об отмене решения Главного Управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» №/ВР от 18.12.2020г. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав в обоснование требований на то, что указанным решением нарушаются права их права как жильцов многоквартирного жилого <адрес> на смену управляющей компании, поскольку жилищной инспекцией принято незаконное решение об отказе во внесение изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области.
Определением Рославльского городского суда Смоленской области от 21.02.2022г. производство по делу в части отмены постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 15.12.2020г. прекращено в связи с отказом от административного иска.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.
Суд на основании ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решения, действия и бездействие могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, одним из которых является управление управляющей организацией.
Согласно ч.3 ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу ч.8.2 ст.162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации.
Реализация данного права не постановлена ЖК РФ в зависимость от наличия, или отсутствия возбужденных в отношении такой управляющей организации исполнительных производств.
Согласно ч.1 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч.2 ст.192 ЖК РФ).
Согласно ч.3 ст.192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации; 2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч.2 ст.195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015г. №/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок).
Согласно п.2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с ч.17 ст.161, ч.ч.3, 3.1, 5 - 5.4 ст.198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
В силу требований п.5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий, в том числе: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подп. «а»); выполнения заявителем требования, установленного ч.2 ст.198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подп. «г»); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с ФЗ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (подп. «д»); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п.1 ч.2 ст.161 ЖК РФ (подп. «е»).
Согласно ч.7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Как следует из материалов дела, в ходе объявленного Администрацией Рославльского района Смоленской области в 2002 года конкурса для управления жилым домом <данные изъяты> создана и зарегистрирована <данные изъяты> впоследствии переименованная в <данные изъяты>
ФИО1 и ФИО2 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>, находящегося в управлении <данные изъяты>
Согласно протоколу б/н от 20.10.2020г. в период с 17.10.2020г. по 19.10.2020г. было проведено собрание жильцов многоквартирного дома в заочной форме, повесткой которого являлся вопрос об оценки деятельности действующей <данные изъяты> и выборе новой <данные изъяты>». По результатам проведенного собрания подписан договор между <данные изъяты>» и собственниками помещений в названном доме.
11.12.2020г. ООО <данные изъяты>» обратилось с заявлением в адрес ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами по Смоленской области в части включения в перечень адресов многоквартирного жилого <адрес>.
Решением ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от 18.12.2020г. <данные изъяты>» отказано во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области в части включения спорного жилого дома и закрепления такового за указанной управляющей компанией.
В соответствии с п.1.1 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09.11.2006 г. № 397 (далее – Положение), Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Согласно п.3.10.1 Положения Главное управление осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п.1.1.1 Административного регламента предоставления Главным управлением «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2015г. №, настоящий Административный регламент регулирует сроки и последовательность административных процедур и административных действий Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – Главное управление), осуществляемых по заявлению лиц, указанных в подразделе 1.2 настоящего раздела, в пределах установленных федеральными нормативными правовыми актами и областными нормативными правовыми актами полномочий по предоставлению государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Смоленской области».
С учетом изложенного, внесение изменений в реестр лицензий Смоленской области является функцией исполнительного органа государственной власти Смоленской области, осуществляемой при реализации полномочий по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю, при выполнении которой указанный орган проводит, в том числе проверку обоснованности и законности прекращения управления многоквартирным домом, изменения способа управления многоквартирным домом, что влечет наличие оснований для внесения изменений в реестр лицензий Смоленской области, при этом выполнение указанной функций не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия возбужденных в отношении управляющей организации исполнительных производств.
Соответственно, оспариваемое постановление Главного управления «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» от 18.12.2020г. не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку по делу установлено, что вновь избранной управляющей организацией <данные изъяты>» соблюдена установленная процедура при обращении с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, что подтверждается заключением и решением Главного управления и при рассмотрении данного дела не оспаривалось, решение ГУ «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» №/ВР от 18.12.2020г. нарушает права административных истцов и является незаконным. Главное управление «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» должно внести вышеуказанные изменения в реестр лицензий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным и отменить решение Главного управления «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» от 18 декабря 2020 года №/ВР об отказе <данные изъяты>» во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Смоленской области в части включения многоквартирного <адрес>.
Обязать Главное управление «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» внести изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Смоленской области в части включения многоквартирного <адрес>, в управление <данные изъяты>».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий (судья) В.О. Самсонова
Мотивированное решение принято в окончательной форме 28 февраля 2022 года.