ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-202/2022 от 28.07.2022 Кореневского районного суда (Курская область)

УИД: 46RS0-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2022 года

Кореневский районный суд в составе

председательствующего Лобановой И.В.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Рышкова В.В.,

при помощнике судьи Толстолыткиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику МКДОУ «Ольговский детский сад» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

установил:

, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к МКДОУ «Ольговский детский сад» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления. В обоснование исковых требований указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе которой установлено, что МКДОУ «Ольговский детский сад» осуществляет образовательную деятельность, в процессе которой образуются твердые отходы и пищевые отходы. В нарушение требований ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка учета в области обращения с отходами на территории РФ учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов в установленном законом порядке, не ведется. Отсутствие надлежащего учета в соответствии с указанным Порядком не позволяет классифицировать отходы, образующиеся в результате деятельности учреждения, а также сделать вывод о необходимости их паспортизации в соответствии с Порядком паспортизации и типовыми формами паспортов отходов I-V классов опасности.

Просит суд: признать незаконным бездействие МКДОУ «Ольговский детский сад» , выразившееся в непринятии мер по организации учета отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать МКДОУ «Ольговский детский сад» обеспечить организацию учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Рышков В.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика МКДОУ «Ольговский детский сад» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заведующий МКДОУ «Ольговский детский сад» Бувина О.А. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя МКДОУ «Ольговский детский сад».

Суд, выслушав помощника прокурора Рышкова В.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Одним из основных принципов охраны здоровья, согласно ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей.

Согласно ст. 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как установлено частью 1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее ФККО), предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами на территории РФ утвержден приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п. 4 Порядка учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

По результатам учета отходов формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который включает в себя: наименование вида отхода; код по ФККО; класс опасности вида отхода; происхождение и условия образования вида отхода; агрегатное состояние и физическую форму вида отхода; химический и (или) компонентный состав вида отхода.

Рекомендуемый образец состава образующихся видов отходов, подлежащих учету, приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорт отходов – это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I - IV классов опасности.

Названный Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Порядок) устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

В соответствии с п. 3 Порядка паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Согласно п. 5 Порядка установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах. Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

Пунктом 6 Порядка установлено, что для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению к настоящему приказу

Как следует из Устава Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Ольговский детский сад» по типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение является образовательной организацией (п. 1.5 Устава); учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, смету доходов и расходов (п. 1.9 Устава)

Судом установлено, что МКДОУ «Ольговский детский сад» осуществляет образовательную деятельность на уровнях - дошкольное образование, дополнительное образование, в процессе которой образуются твердые отходы и пищевые отходы.

Так из сообщения заведующего МКДОУ «Ольговский детский сад» от ДД.ММ.ГГГГБувиной О.А. следует, что МКДОУ «Ольговский детский сад» осуществляет образовательную деятельность на уровнях - дошкольное образование, дополнительное образование. Виды отходов, образующиеся в результате осуществления деятельности учреждения: лампы светодиодные (класс V), отходы пленки полиэтилена и изделий из неё незагрязненные – (класс V); отходы упаковочных материалов из бумаги и картона несортированные незагрязненные (класс V); пищевые отходы кухни несортированные (класс V); отходы бумаги и картона канцелярской деятельности и делопроизводства (класс V), отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (класс V); тара жестяная консервная, загрязненная пищевыми продуктами (класс V). Учет образовавшихся, утилизированных и обезвреженных отходов регистрируется в журнале. Паспорт отходов на 4 класса разработан. Проекты нормативов образования отходов не требуются. Отчетность в области обращения с отходами не предоставляется. Отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности (биотестированию) не осуществлялось. Утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется. Инвентаризация отходов, а также мест их накопления не производилась. Заключены контракты на вывоз твердых бытовых отходов с ООО «Экопол» от ДД.ММ.ГГГГ и жидких бытовых отходов с ООО «Водник» от ДД.ММ.ГГГГ Контейнер с крышкой объемом 0,75 куб.м установлен на твердом покрытии.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка, по результатам которой было установлено, что в образовательном учреждении учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не ведется. Документов, подтверждающих учет в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ МКДОУ «Ольговский детский сад» не представлено.

Выявленные нарушения административным ответчиком, не обжаловались, не оспаривается в настоящее время законность проверки и её результатов.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В результате бездействия МКДОУ «Ольговский детский сад» нарушаются права неопределенного круга лиц, учащихся учреждения на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба в результате негативного воздействия на экологию.

Учитывая изложенное, анализируя в совокупности приведенные нормы законодательства, оценивая представленные доказательства, учитывая приоритет защиты прав и законных интересов граждан, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного заявления прокурора .

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом указанных положений закона, суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКДОУ «Ольговский детский сад» (), выразившееся в непринятии мер по организации учета отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МКДОУ «Ольговский детский сад» обеспечить организацию учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Кореневский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Лобанова И.В.