ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2030/20 от 13.10.2020 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сметаниной О. Ю., при помощнике судьи Шарановой Л. С., с участием помощника прокурора города Нового Уренгоя Михайловой О. В., представителя административного ответчика администрация города Нового Уренгоя ФИО1, представителя заинтересованного лица департамент имущественных отношений администрации города Нового Уренгоя ФИО1, представителя заинтересованного лица АО «Уренгойгорэлектросеть» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2030/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Прокурор города Нового Уренгоя, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Нового Уренгоя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. В обоснование требований административного иска указал, что прокуратурой города Нового Уренгоя проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере эксплуатации объектов энергетики и электросетевого хозяйства на территории города Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа. В результате проведённой проверки установлено нарушение законодательства об электроэнергетике и противодействии терроризму, а именно несоблюдение правил содержания охранных зон линий электропередач. Так, несмотря на требования действующего законодательства, до настоящего времени границы охранных зон на объекты электроснабжения, являющиеся муниципальной собственностью, на территории города Нового Уренгоя не определены и, соответственно, сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учёта недвижимого имущества не внесены. Бездействие администрации города Нового Уренгоя, выразившееся в непринятии должных мер к определению охранных зон на объекты электроснабжения на территории муниципального образования «город Новый Уренгой», то есть непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, способствует возникновению аварийных ситуаций, что создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации города Нового Уренгоя, выразившееся в непринятии мер к определению охранных зон, а также обязать администрацию города Нового Уренгоя, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принять меры к установлению охранных зон следующих объектов электроснабжения: кабельная линия 0.4 кВ. наруж. установки, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, (возле КСК), инвентарный номер 00301018; сети электроснабжения, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00300003; сооружение КТП-12, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203158; сооружение КТП-21, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203159; сооружение КТП ГСК-2, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203160; КТП – 31, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 085.1.5224; здание ТП-6/04кВ «1А», г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 010.3.1105; здание подстанции трансформаторной 1г, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100013; здание подстанции трансформаторной 1в, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100012; ТП-2Б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 100061; здание подстанции трансформаторной 1б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100011; здание подстанции ЦТП № 1 р-н Лимбяяха, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00101136; ТП ГСК 1 (Л), р. Лимбяяха, КСК, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха КСК, инвентарный номер 085.1.5488.

В судебном заседании помощник прокурора Михайлова О. В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрация города Нового Уренгоя, а также заинтересованного лица – департамент имущественных отношений администрации города Нового Уренгоя ФИО1 (действующая на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, а также доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно) требования административного иска не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщённом к материалам настоящего дела.

Представитель заинтересованного лица АО «Уренгойгорэлектросеть» ФИО2 (действующий на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ) просил принять решения по усмотрению суда, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление, приобщённое к материалам настоящего административного дела.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица АО «Управляющая коммунальная компания», при надлежащем извещении данного лица.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, муниципальное образование «город Новый Уренгой» является собственником следующих объектов электроснабжения: кабельная линия 0.4 кВ. наруж. установки, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, (возле КСК), инвентарный номер 00301018; сети электроснабжения, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00300003; сооружение КТП-12, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203158; сооружение КТП-21, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203159; сооружение КТП ГСК-2, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203160; КТП – 31, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 085.1.5224; здание ТП-6/04кВ «1А», г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 010.3.1105; здание подстанции трансформаторной 1г, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100013; здание подстанции трансформаторной 1в, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100012; ТП-2Б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 100061; здание подстанции трансформаторной 1б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100011; здание подстанции ЦТП № 1 р-н Лимбяяха, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00101136; ТП ГСК 1 (Л), р. Лимбяяха, КСК, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха КСК, инвентарный номер 085.1.5488.

Полномочия собственника вышеперечисленного муниципального имущества осуществляет администрация города Нового Уренгоя.

АО «Уренгойэлектросеть» осуществляет владением данными объектами муниципального имущества на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества, заключённого с администрацией муниципального образования «город Новый Уренгой» в лице департамента имущественных отношений администрации города, а также на основании договоров субаренды муниципального имущества, арендодателем по которым выступает АО «Управляющая коммунальная компания», которое, в свою очередь, получило муниципальное имущество в аренду от администрации муниципального образования «город Новый Уренгой» в лице департамента имущественных отношений администрации города.

На момент проведения прокурором города Нового Уренгоя проверки, а также на момент рассмотрения настоящего дела судом, рассматриваемые в рамках настоящего административного дела объекты электроснабжения не имеют определённых охранных зон.

Указанные обстоятельства подтверждаются объективными материалам дела, не оспариваются сторонами и поэтому признаются судом установленными, с достаточной степенью достоверности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция РФ, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признаёт и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

В развитие этих положений Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130, ч. 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132).

Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года № 7-П, определения от 10 апреля 2002 года № 92-О, от 6 марта 2008 года № 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ его конституционно-правового статуса, Конституция РФ одновременно исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, а деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер (ч. 2 ст. 15). Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в ряде его Постановлений, в том числе от 16 октября 1997 года № 14-П и от 30 ноября 2000 года № 15-П.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения.

К числу вопросов местного значения в границах городского поселения названный Федеральный закон относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности может находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имущество, рассматриваемое в настоящем деле, объективно необходимо муниципальному образованию для решения вопросов, отнесённых к числу вопросов местного значения, а, следовательно, содержание этого имущества также относится к вопросам местного значения.

Электроснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве, (ст. 7, ч. 1, Конституции РФ), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению.

Отнесение федеральным законодателем организации электроснабжения, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство электроэнергии и её реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объёму электрической энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В соответствии со ст. 41 Устава муниципального образования «город Новый Уренгой» администрация осуществляет в пределах своих полномочий, определённых настоящим Уставом, исполнительные и распорядительные функции по вопросам местного значения (ч. 1). Администрация в вопросах местного значения: владеет, пользуется и распоряжается имуществом находящимся в муниципальной собственности (п. 4 ч. 2); организует в границах муниципального образования электро-, тепло-газо- и водоснабжение населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ (п. 5 ч. 2); обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования (п. 11 ч. 2); разрабатывает правила благоустройства территории Нового Уренгоя, осуществляет контроль за их соблюдением, организует благоустройство территории Нового Уренгоя (п. 25 ч. 2); организует разработку программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (п. 26.1 ч. 2); осуществляет муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования (п. 27.1 ч. 2); организует выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории (п. 27.2 ч. 2); создаёт организации, решает вопросы их реорганизации и ликвидации, в соответствии с действующим законодательством (п. 30 ч. 2); осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, если иное не установлено действующим законодательством (п. 31 ч. 2); обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 35.5 ч. 2); организует и осуществляет мероприятия по защите населения на территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (р. 43 ч. 2).

Под системой электроснабжения понимается совокупность источников и систем преобразования, передачи и распределения электрической энергии.

В соответствии с п. 2.1 Положения об организации электро-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на территории муниципального образования город Новый Уренгой, утверждённым Постановлением администрации города Новый Уренгой от 28 сентября 2012 года № 263, к полномочиям администрации города Нового Уренгоя в сфере электроснабжения населения, в числе прочего, относятся формирование перечня приоритетных объектов инженерной инфраструктуры, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется за счёт средств окружного бюджета, бюджета муниципального образования и внебюджетных источников. Определение потребности в финансовых средствах на реализацию полномочий; разработка и реализация муниципальных целевых программ и мероприятий по энергоресурсоснабжению, устойчивости и бесперебойному обеспечению населения электроснабжением; организация работ по подготовке объектов коммунальной электроэнергетики муниципального образования город Новый Уренгой к работе в осенне-зимний период; осуществлением иных полномочий в сфере организации в границах муниципального образования электроснабжения населения в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Согласно разделу IV Положения об организации электро-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на территории муниципального образования город Новый Уренгой, утверждённым Постановлением администрации города Новый Уренгой от 28 сентября 2012 года № 263, финансовое обеспечение организации электро-, тепло-, водоснабжения на селения и водоотведения на территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.

Согласно положениям п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которым установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, к объектам топливно-энергетического комплекса относятся, в том числе, объекты электроэнергетики.

В силу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под электроэнергетической системой следует понимать совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. При этом объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 89 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определённых законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п. 3 ст. 105 ЗК РФ.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).

Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).

В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи, вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.), вокруг подстанций – п.п. «а-д» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам).

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).

В соответствии с п.п. 6-7 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация). Охранные зоны подлежат маркировке путём установки за счёт сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

Как было указано ранее, правоотношения в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, к которым относятся также объекты электроэнергетики, регулируются специальным актом федерального законодательства - Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В соответствии с п.п. 2, 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Проанализировав вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд, вопреки доводам стороны административного ответчика, полагает, что администрация муниципального образования «город Новый Уренгой» в данном случае является надлежащим ответчиком, поскольку она является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, за ней закреплены полномочия по организации в границах муниципального образования энергоснабжения, а также по обеспечению противопожарной и антитеррористической защищённости объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, к полномочиям администрации города также отнесены организация и обеспечение мероприятий по защите населения на территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечение бесперебойного доступа к электрической энергии надлежащего качества невозможно без организации безопасного функционирования системы электроснабжения, включающей в себя, в том числе, совокупность источников передачи и распределения электрической энергии.

Положение ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагающее на городские поселения организацию электроснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований.

Уставом муниципального образования, Положением об организации электро-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на территории муниципального образования город Новый Уренгой, утверждённым Постановлением администрации города Новый Уренгой от 28 сентября 2012 года № 263, полномочия администрации города Нового Уренгоя в сфере электроснабжения населения более конкретизированы.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что комплекс мероприятий, осуществляемых администраций города с целью решения вопросов местного значения должен быть достаточным для обеспечения безопасной жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, а также деятельность органа местного самоуправления должна носить законный характер.

Одновременно, отсутствие охранных зон на многочисленных объектах электросетевого хозяйства, расположенных на территории города Нового Уренгоя, на протяжении длительного периода времени (как пояснила представитель административного ответчика в судебном заседании, охранные зоны отсутствуют с момента принятия объектов в муниципальную собственность), свидетельствует о комплексном нарушении требований закона в сфере противопожарной, антитеррористической безопасности, безопасности процесса электроснабжения объектов городской инфраструктуры, и могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 1, п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Передача объектов электроснабжения в пользование АО «Уренгойгорэлектросеть» на основании договора аренды и субаренды, не является достаточным и единственным основанием освобождения администрации города Нового Уренгоя от предусмотренных законом обязанностей по безопасному электроснабжению, антитеррористической и противопожарной защищённости объектов электроэнергетики, являющихся муниципальной собственностью.

Как установлено, учредителем и единственным акционером АО «Уренгойгорэлектросеть» является департамент имущественных отношений администрации города Нового Уренгоя, что указывает на создание данного юридического лица в порядке ст. 94 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Действительно, наличие у АО «Уренгойгорэлектросеть» полномочий владения объектами электросетевого хозяйства является обязательным условием приобретения такой организацией статуса «сетевой» по отношению к рассматриваемым объектам.

Однако, администрацией города Нового Уренгоя не представлено в суд доказательств тому, что административный ответчик, как собственник объектов электросетевого хозяйства и арендодатель по договорам, заключённым с АО «Уренгойгорэлектросеть», был не согласен с полнотой и качеством обязательств, выполняемых АО «Уренгойгорэлектросеть» по данным договорам.

Как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании, администрация города Новый Уренгой не предъявляла претензий в адрес АО «Уренгойгорэлектросеть» о необходимости определения охранных зон, в судебном порядке данные требования к сетевой организации также не заявлялись.

Мероприятия, направленные на установление охранных зон, в рамках полномочий учредителя и единственного акционера АО «Уренгойгорэлектросеть», административный ответчик также не производил.

В дело представлено письмо АО «Уренгойгорэлектросеть» № 1755 от 6 декабря 2019 года, адресованное заместителю начальника департамента имущественных отношений администрации города Нового Уренгоя, в котором содержится просьба заложить и выделить в 2020 году из бюджета муниципального образования город Новый Уренгой денежные средства для создания охранных зон на объектах электросетевого имущества, находящихся в субаренде у АО «Уренгойгорэлектросеть».

Выделение подобных денежных средств, несмотря на переход права владения объектами электроснабжения, по договорам аренды и субаренды к АО «Уренгойгорэлектросеть», тем не менее, не противоречит п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разделу IV Положения об организации электро-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на территории муниципального образования город Новый Уренгой, утверждённым Постановлением администрации города Новый Уренгой от 28 сентября 2012 года № 263, а также «Уставу муниципального образования город Новый Уренгой».

Однако, как установлено из материалов дела и пояснений участников судебного заседания, данные денежные средства администрацией города Нового Уренгоя выделены не были.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие охранных зон на многочисленных объектах электроснабжения, расположенных на территории города Нового Уренгоя, является следствием, в том числе, и бездействия со стороны администрации города Нового Уренгоя, не предпринявшей, в рамках своих полномочий, должных мер к понуждению АО «Уренгойгорэлектросеть» к выполнению условий договоров субаренды, а также не осуществившей иные мероприятия, в пределах своей компетенции, направленные на определение охранных зон.

В указанных обстоятельствах, бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствие принятия мер по своевременному и должному решению вопросов местного значения, осуществлению надлежащего контроля за исполнением АО «Уренгойгорэлектросеть» обязательств, принятых на себя по договорам субаренды, нельзя признать законным, поскольку такое бездействие нарушает право неопределённого круга лица, являющихся населением города Нового Уренгоя, на защиту на территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Доводы административного ответчика о том, что отсутствие на рассматриваемых объектах охранных зон является следствием бездействия Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО, являются несостоятельными, поскольку противоречат п. 6 Правил установления охранных зон, возлагающему данную обязанность на владельца объекта электросетевого хозяйства, которым РЭК не является.

Доводы административного ответчика о том, что финансирование мероприятий по определению охранных зон является обязанностью АО «Уренгойгорэлектросеть», суд не принимает во внимание, поскольку данный вопрос не является предметом спора, рассматриваемого в рамках настоящего административного дела.

Доводы административного ответчика о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчика АО «Уренгойгорэлектросеть», возложении на данную организацию обязанности по определению охранных зон за счёт личных средств, направлены на иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, а поэтому не могут быть приняты судом в качестве основания к отказу в удовлетворении административного иска прокурора.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Ст. 3 КАС РФ определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и публичных правоотношений.

Спор, заявленный в рамках настоящего административного дела, имеет публично-правовой характер, требования прокурора связаны с осуществлением контроля над законностью осуществления администрацией города Нового Уренгоя исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения и заключаются в понуждении административного ответчика к выполнению мер по определению охранных зон в пределах полномочий и компетенции, предоставленных ему действующим законодательством.

Вопреки доводам административного ответчика, прокурором не заявлено требований материально-правового характера, порождающих имущественные обязанности, в том числе по финансированию, либо выполнению конкретных работ по определению охранных зон.

Напротив, доводы, на которые ссылается сторона административного ответчика, основаны на гражданско-правовых правоотношениях, вытекающих из договора между администрацией города Нового Уренгоя и АО «Уренгойгорэлектросеть» и сводящихся к наличию между участниками сделки спора имущественного характера.

Кроме того, АО «Уренгойгорэлектросеть» не является субъектом, наделённым государственными, либо иными публичными полномочиями, поэтому не может выступать в качестве ответчика по требованиям, заявленным прокурором в порядке административного производства.

По вышеизложенным основаниям суд признаёт несостоятельными доводы стороны административного ответчика о необходимости предъявления прокурором требований непосредственно к АО «Уренгойгорэлектросеть» о понуждении данного лица к исполнению обязанностей по договорам субаренды.

Также суд полагает, что у прокурора отсутствуют правовые основания заявлять подобные требования имущественного характера, действуя фактически от имени администрации города Нового Уренгоя (арендодателя), не лишённой способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы путём предъявления соответствующего иска в суд.

Обязанность устранить нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц, являющихся населением муниципального образования «город Новый Уренгой» должна быть возложена на административного ответчика путём принятия всех предусмотренных законом мер, направленных на определение охранных зон рассматриваемых объектов электроснабжения.

При этом суд не находит оснований для указания в решении суда на обязанность административного ответчика совершить конкретные действия, поскольку это может повлечь вмешательство суда в деятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора города Нового Уренгоя удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нового Уренгоя, выразившееся в непринятии мер к определению охранных зон на следующие объекты электроснабжения:

- кабельная линия 0.4 кВ. наруж. установки, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, (возле КСК), инвентарный номер 00301018;

- сети электроснабжения, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00300003;

- сооружение КТП-12, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203158;

- сооружение КТП-21, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203159;

- сооружение КТП ГСК-2, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 203160;

- КТП – 31, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, инвентарный номер 085.1.5224;

- здание ТП-6/04кВ «1А», г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 010.3.1105;

- здание подстанции трансформаторной 1г, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100013;

- здание подстанции трансформаторной 1в, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100012;

- ТП-2Б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 100061;

- здание подстанции трансформаторной 1б, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, мкр. Приозёрный, инвентарный номер 100011;

- здание подстанции ЦТП № 1 р-н Лимбяяха, г. Новый Уренгой р-н Лимбяяха, инвентарный номер 00101136;

- ТП ГСК 1 (Л), р. Лимбяяха, КСК, г. Новый Уренгой, р-н Лимбяяха КСК, инвентарный номер 085.1.5488.

Обязать администрацию города Нового Уренгоя принять в рамках компетенции, определённой законом, меры к определению охранных зон на объекты электроснабжения, поименованные во втором абзаце резолютивной части решения.

Сообщить об этом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, прокурору города Нового Уренгоя.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 23 октября 2020 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий: