ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2031/2016 от 15.09.2016 Сысертского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2016 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Гавриленко К.В., с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2031/2016 по административному исковому заявлению ФИО4 о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области ФИО2 об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю,

УСТАНОВИЛ:

В производстве судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области ФИО2 находится исполнительное производство № №40817810604900317040 о возложении на ФИО3 обязанности снести самовольную постройку пристрой к магазину «Фортуна» на расстоянии не менее 1 метра от границы земельных участков № <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Взыскатель ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование требований на то, что судебным приставом-исполнителем не указаны конкретные обстоятельства, влекущие невозможность исполнения судебного акта, окончание исполнительного производства является незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила: Признать незаконным постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, вынесенное судебным приставом-исполнителем Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области ФИО2, обязать возобновить исполнительное производство по исполнительному листу серия ВС №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП России по Свердловской области ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что в соответствии с результатами независимой экспертизы, проведенной специалистом ООО «Независимая экспертиза» снос самовольной постройки пристрой к магазину «Фортуна» возможен на расстоянии не менее 6-ти м. от границы земельных участков №40817810604900317040 и №40817810604900317040 по <адрес> в <адрес>, по причине того, что снос пристроя может быть произведен только на длину плит перекрытия. Таким образом, исполнить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным без причинения существенного ущерба имуществу должника, не являющегося предметом иска. Кроме того, возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании иск не признал, указав, что исполнить решение Сысертского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ невозможно, в части здания, которую определено снести, расположена несущая стена, на которые опираются плиты перекрытия, длина которых 8,5 метра, и это обстоятельство влечет за собою полное разрушение на эту длину, конструкции второго этажа обрушатся и потеряют несущую способность, здание будет полностью разрушено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сысертским районным судом <адрес> возбуждено исполнительное производство №40817810604900317040/66, предмет исполнения: о возложении на ФИО3 обязанности снести самовольную постройку пристрой к магазину «Фортуна» на расстоянии не менее 1 метра от границы земельных участков №40817810604900317040 и №40817810604900317040 по <адрес> в <адрес>.

Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 47 этого же Закона исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Закона.

Под невозможностью исполнения, безусловно, следует понимать наличие объективно непреодолимых причин, делающих исполнение требований исполнительного документа невозможным.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве", было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Согласно статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Закон возлагает функцию принудительного исполнения требований исполнительных документов в Российской Федерации на службу судебных приставов и непосредственно на судебных приставов-исполнителей, определяя порядок и процедуру совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определенных ФЗ "Об исполнительном производстве" и ФЗ "О судебных приставах".

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О судебных приставах", судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии частью 1 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе.

В силу части 2 статьи 68 этого же Закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Так, статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об освобождении земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.

Согласно части 8 указанной статьи в целях принудительного освобождения земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию.

В соответствии с частью 9 статьи 107 Федерального закона N 229-ФЗ в целях обеспечения принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.

Кроме того, ФССП РФ от 31.03.2014 были разработаны и утверждены "Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений" (ранее действовавшие Методические рекомендации утратили силу в связи с изданием указанных).

Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций, сфера его действия может применяться при исполнении требований исполнительных документов об освобождении земельных участков путем сноса строений либо их отдельных частей, о сносе отдельных элементов зданий и сооружений (этажей, надстроек, пристроек) и других исполнительных документов аналогичного характера.

При этом снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе, в соответствии с положениями статьи 107 Закона.

В целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.

В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями статьи 105 Закона обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа.

Расходы по сносу самовольного строения относятся к расходам по совершению исполнительных действий и подлежат возмещению за счет должника в соответствии с главой 16 Закона "Об исполнительном производстве".

Последовательность действий работников территориальных органов ФССП России по возмещению расходов по совершению исполнительных действий, определена Методическими рекомендациями по организации работы по возмещению расходов по совершению исполнительных действий от 24.07.2013 N 01-10 (пункт 4.6)

Методические рекомендации по исполнению судебных актов о сносе самовольно возведенных строений разъясняют порядок действий, как территориальных подразделений, так и УФССП субъектов РФ при исполнении требований исполнительного листа указанной категории.

Требование исполнительного листа не возлагает обязанность снести самовольное строение на службу судебных приставов-исполнителей и указывает на снос строений за счет должников. Однако, данное обстоятельство не освобождает должностных лиц подразделения от выполнения возложенных на них законом и должностной инструкцией обязанностей.

Из содержания статьи 107 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что данная статья закона регулирует именно исполнение требований исполнительного листа о сносе самовольного строения, об освобождении земельного участка, об обязании должника освободить земельный участок. В частях 3, 4 статьи 107 Закона четко дается перечень действий, которые включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества. Указано, что снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Исполнение требований исполнительного листа указанной категории не ставится в зависимость, за чей счет должен производится снос строений, либо освобождение земельного участка. Указанные в статье 107 Закона "Об исполнительном производстве", в Методических рекомендациях, рычаги подлежат применению, в случае неисполнения должником добровольно в установленные сроки требований исполнительного листа.

Таким образом, в целях исполнения исполнительного документа, содержащего требование об обязании должника за свой счет снести строения, судебный пристав-исполнитель обязан был руководствоваться именно положениями статей 68, 107 Федерального закона N 229-ФЗ, и, соответственно, принять меры к освобождению земельного участка от строений, по результатам соответствующих действий составить акт.

Материалы исполнительного производства не содержат достаточных сведений о принятии судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законом мер для обязания должника исполнить решение суда.

Кроме того, частями 2, 3, 4 ст. 46 указанного Федерального закона установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом.

Между тем, в имеющемся в материалах исполнительного производства акте о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, отсутствуют сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Отсутствие таких указаний противоречит требованиям приказа Федеральной службы судебных приставов России от 11.07.2012 N 318 (ред. от 25.03.2014), которым утверждена форма акта о наличии названных обстоятельств.

В данном акте должен быть отражен комплекс мер, перечисленных в пункте 1 утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов России от 09.09.2013 N 290 Положения о применении в отношении должников-организаций обязательных мер по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных решений, содержащих требования неимущественного характера, предшествующих принятию решения о возвращении исполнительных документов без исполнения по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ.

Судебный пристав, у которого на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное на основании такого судебного решения, в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства обеспечивает принятие всех мер принудительного исполнения, в том числе предусмотренных статьей 105 Закона N 229-ФЗ: направление в адрес должника требования об исполнении судебного решения с установлением конкретного срока исполнения; вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и установления должнику нового срока для исполнения; в случае неисполнения должником требований об исполнении судебного решения - составление протокола об административном правонарушении по статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; в случае неуплаты должником административного штрафа - составление протокола об административном правонарушении по статье 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; предупреждение руководителя должника - организации об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению; совершение мер принудительного исполнения, направленных на взыскание административных штрафов и исполнительского сбора; организация исполнения требований исполнительного документа без личного участия должника - если для исполнения требований исполнительного документа участие должника необязательно.

Такие меры судебным приставом не приняты.

Кроме того, в оспариваемом постановлении судебным приставом-исполнителем указано на невозможность исполнить исполнительный документ, однако судебным приставом-исполнителем не указано, на основании чего он пришел к такому выводу.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Исходя из анализа указанных выше норм права, исполнительное производство может быть окончено постановлением судебного пристава-исполнителя только при наличии законных оснований.

Суд полагает, что судебным приставом-исполнителем не доказано, что им были произведены все необходимые действия по исполнению исполнительного документа, предусмотренные ФЗ "Об исполнительном производстве".

В материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о совершении судебным приставом-исполнителем в рамках сводного исполнительного производства исполнительных действий, направленных на непосредственное исполнение исполнительного документа о сносе самовольного строения.

Доказательств невозможности исполнить исполнительный документ суду не представлено.

Вывод независимой экспертизы ООО «Независимая экспертиза» №40817810604900317040 и-10 о том, что снос самовольной постройки пристрой к магазину «Фортуна» возможен на расстоянии не менее 6-ти м. от границы земельных участков №40817810604900317040 и №40817810604900317040 по <адрес> в <адрес>, на длину плит перекрытия, - не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда.

Доводы заинтересованного лица фактически сводятся к несогласию с вступившим в законную силу решением суда.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Само по себе обстоятельство, что право собственности на самовольно возведенные объекты в настоящие время зарегистрировано, не препятствует исполнению решения о сносе такой постройки.

Факт не совершения действий, прямо предусмотренных статьей 107 Федерального закона N 229-ФЗ, и неисполнение исполнительных документов в период со дня возбуждения исполнительных производств дает взыскателю основания для обращения в суд с соответствующим заявлением об оспаривании бездействия должностного лица.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что по указанному в пункте 2 части 1 статьи 46 Закона "Об исполнительном производстве" основанию в оспариваемом постановлении данный исполнительный лист возвращению не подлежит и окончен быть не может. Окончив преждевременно исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель тем самым, оставил без внимания равенство прав сторон в исполнительном производстве, предусмотренное статьей 50 ФЗ "Об исполнительном производстве", что недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, вынесенное судебным приставом-исполнителем Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области ФИО2, обязать судебного пристава-исполнителя Сысертского районного отдела судебных приставов УФССП по Свердловской области ФИО2 возобновить исполнительное производство по исполнительному листу серия ВС №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Мурашов А.С.

Решение изготовлено 19.09.2016