ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2032/18 от 20.06.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,

при секретаре Курбатовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2032/2018 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 действующего в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней ***, к администрации муниципального образования города Братска о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании признать молодую семью нуждающуюся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, действуя в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней ***, обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Братска о признании незаконным и отмене решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, обязании признать молодую семью нуждающуюся в жилом помещении.

В обоснование административного иска указано, что в 2012 году молодая семья Р-ных, состоящая из супруга ФИО1 и супруги ФИО2 была признана Администрацией МО г. Братска удовлетворяющей требованиям муниципальной подпрограммы «Жилье - молодым», в том числе признана нуждающейся в жилом помещении, и в результате была включена в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.

В 2015 году состав семьи увеличился: родилась дочь. В феврале 2018 года ответчик уведомил молодую семью о том, что занимаемая ими очередь подошла и необходимо заново пройти процедуру проверки удовлетворения участниками требований муниципальной программы, в том числе признать молодую семью нуждающейся в жилом помещении.

Административным истцом было подано заявление и необходимый пакет документов для рассмотрения вопроса о признании семьи нуждающейся в жилом помещении через государственное автономное учреждение «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

28.02.2018 ответчик отказал в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении на основании статьи 53 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), то есть как меру ответственности за намеренное ухудшение жилищных условий; а также на основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, то есть превышения фактической обеспеченности молодой семьи в жилом помещении над учетной нормой. Данное решение отражено в справке об отказе № 1948/12/18 от 28.02.2018. Далее, административным истцом у ответчика была запрошена мотивировочная часть решения об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении, которая была получена 26.03.2018 (исх. № Ис-6217/12/18 от 22.03.2018).

Считают, что ответчиком не верно были определены обстоятельства рассматриваемой ситуации, необходимые и достаточные для правильного разрешения вопроса о признании нуждаемости семьи в жилом помещении по программе, не в полном объеме установлены обстоятельства дела, принятые обстоятельства ответчиком не являются доказанными (подтвержденными), не верно применены нормы регулирующего законодательства, применены нормы законодательства не подлежащие применению.

Установленное ответчиком обстоятельство намеренного ухудшения жилищных условий молодой семьей не соответствует действительности.

Ответчиком верно установлено, что 16 августа 2016 года между членом молодой семьи ФИО2 и Банк ВТБ 24 (ПАО) был заключен кредитный договор <***> с целью финансирования сделки по приобретению жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, под залог приобретаемой квартиры (ипотека). Данный договор исполняется и по настоящее время, ипотечный кредит выдан на 242 месяца с даты предоставления кредитных средств. При заключении данного договора ФИО1 стал поручителем по сделке.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, социальная выплата может быть использована, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения.

Подпункт «е» пункта 19 Правил устанавливает, что нуждаемость молодой семьи в жилом помещении должна быть признана на момент заключения кредитного договора (договора займа), то есть на 16 августа 2016 года.

Для получения ипотечного займа, для взноса первоначального платежа на покупку квартиры по ул. Иванова 2, молодая семья продает находящуюся в собственности квартиру по адресу <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается Муниципальным контрактом № Ф.2016.169867 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска от 18.07.2016. Переход права собственности зарегистрирован 27 июля 2016 года. Квартира имеет общую площадью 43,7 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19.07.2012.

Положения ст. 53 ЖК РФ направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.

Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Считают, что молодая семья Р-ных путем продажи квартиры по <адрес> (общая площадь 43,7 кв.м.) и покупки квартиры по <адрес> (общая площадь 127 кв.м) не ухудшила жилищные условия, а наоборот, своими действиями улучшила жилищные условия, за счет увеличения уровня обеспеченности жилым помещением на каждого члена семьи.

Кроме того, жилищные условия были улучшены и за счет улучшения коммунальных условий: смены первого этажа (<адрес>) на более высокий восьмой этаж (<адрес>), смена района проживание на 5а-микрорайон, приближенный к дошкольным учреждениям, имеющий более развитую коммерческую и транспортную инфраструктуры и т.п.

Считает, что если рассматривать совершенную сделку по продаже квартиры по <адрес> как намеренную, то есть с умыслом ухудшить жилищные условия, тогда остается неустранимое обстоятельство того, что на момент совершения вышеназванных сделок, молодая семья была в неопределенности о том, когда до нее дойдет очередь на получение социальной выплаты и дойдет ли очередь вообще до наступления возраста 35-лет, поэтому не могла предвидеть последствия своих намеренных действий, не обладала умыслом.

В своем мотивировочном решении орган местного самоуправления -Администрация МО г. Братска не предоставил доказательств, подтверждающих, что семья Р-ных совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ответчик ошибочно делает вывод о том, что воспользоваться господдержкой по рассматриваемой программе молодая семья могла на покупку только первой квартиры в ипотеку по <адрес>

Однако, озвученный ответчиком вывод законодательно не определен. В Правилах не установлено на какую именно ипотеку (первую, вторую, или последующую) может быть направлена социальная выплата на покупку жилья. Установлено лишь одно обязательное требование - на момент заключения ипотечного договора молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Соглашается с ответчиком в том, что приобретенная в ипотеку квартира по <адрес> не исключала возможности участия молодой семьи в рассматриваемой госпрограмме на момент обращения в органы местного самоуправления. Для приобретения данной недвижимости молодая семья воспользовалась кредитными средствами по кредитному договору <***> от 13.07.2012, заключенного между ФИО1, ФИО2 и ОАО «Сбербанк России», а значит, имела право направить социальную выплату по госпрограмме на погашение ипотеки.

В 2016 году молодая семья продает квартиру по <адрес>, и на вырученные денежные средства покупает квартиру по <адрес>.

Считают важным при разрешении данного спора учитывать факт направления всех полученных денежных средств с продажи квартиры по <адрес> на покупку квартиры по <адрес>. Данный факт подтверждается заверенной выпиской за период с 08.07.2016 по 05.03.2018 о движении денежных средств по счету в Братский АНКБ (ПАО), открытого на имя ФИО1; платежным поручением № 008 от 05.08.2016 о переводе денежных средств со счета в ПАО «Братский АНКБ» на счет 4 в Филиал №5440 ВТБ 24 (ПАО), также открытый на имя ФИО1; выпиской со счета в Филиале № 5440 ВТБ 24 (ПАО) за период с 01.08.2016 по 01.10.2016; распиской в получении денежных средств от 16.08.2016 продавцами квартиры по <адрес>.

Таким образом, видно, что накопленные молодой семьей денежные средства в размере 1 800 000 рублей были направлены на приобретение квартиры по адресу <адрес>, с целью, как уже отмечалось ранее, улучшения жилищных условий.

Кроме того, право молодой семьи Р-ных на участие в программе до настоящего времени не реализовано, несмотря на то обстоятельство, что они были включены в нее еще с 2012 года.

В соответствие с пунктами 9, 15, 16 Правил, исходя из установленного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию город Братск в 2018 году в размере 30 700 руб./кв.м, утвержденного Постановлением Адмиинистрации МО города Братска от 18.12.2017 № 1994, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, молодая семья Р-ных, состоящая из трех человек, имеет право на получение социальной выплаты в размере до 580 230 рублей (=35%* 18*3*30700), при расчетной рыночной стоимости квартиры в 54 кв. м. (=18*3чел.) равной 1 657 800 рублей, принятой для целей определения размера социальной выплаты.

Согласно Правилам, остальные 65% средней стоимости квартиры в 54 кв. метров молодая семья обязана оплатить самостоятельно, то есть должна обладать, в том числе необходимым размером денежных средств, исходя из расчетной стоимости не менее 1077570 рублей.

Семья Р-ных на момент покупки квартиры по ул. Иванова 2 обладала достаточными денежными средствами для удовлетворения требований госпрограммы в рассмотренной части, вырученными с продажи квартиры по ул. Приморской 10. (1351886 руб. 90 коп).

Ответчик ошибочно учитывает общую площадь квартиры по адресу <адрес> в размере 43,7 кв.м. при определении нуждаемости семьи Р-ных в жилом помещении по состоянию на 16.08.2016. По состоянию на 16.08.2016 квартира по адресу <адрес> не находилась в собственности ФИО1 Данная квартира, как указывалось выше, была продана ранее. Поэтому для целей определения нуждаемости семьи в жилом помещении по рассматриваемой программе, в соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ Администрация МО города Братска необоснованно учла площадь данного жилого помещения.

Считают, что для целей определения нуждаемости в жилом помещении семьи Р-ных, состоящей из трех человек, по состоянию на 16 августа 2016 года необходимо учитывать только долю ФИО2 в размере 1/3 в квартире по адресу <адрес>, то есть 14,4 кв. м. В результате норма обеспеченности молодой семьи равна 4.8 кв.м на человека, что существенно меньше нормы обеспеченности жилым помещением в 12 кв. м на человека.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, считают, что молодую семью Р-ных можно признать нуждаемой в жилом помещении по состоянию на 16 августа 2016 года для целей участия в рассматривай муниципальной подпрограмме.

Просит суд признать незаконным и отменить решение Администрации МО города Братска об отказе в признании молодой семьи Р-ных (супруг ФИО1, супруга ФИО2, дочь *** нуждающейся в жилом помещении для целей участия в подпрограмме «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2015 годы, оформленное справкой об отказе от 28.02.2018 года № 1948/12/18 выданной председателем комитета по градостроительству Администрации МО г. Братска ***; обязать Администрацию МО города Братска, признать молодую семью Р-ных нуждающуюся в жилом помещении по состоянию на 16.08.2016 года для целей участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, и подпрограммы «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал, по доводам, изложенным в иске.

В судебное заседание административный истец ФИО2, представитель административного ответчика Администрации МО г. Братска, заинтересованное лицо Министерство по молодежной политике Иркутской области не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что по заявлению от 03.08.2012 семья Р-ных признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

На сегодняшний день на территории города Братска действует подпрограмма «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014 - 2025 годы разработана в рамках подпрограммы «Молодым семьям - доступное жилье» на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы и основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, участником которой административные истцы стали автоматически.

Согласно предоставленным доказательствам, на момент включения истцов в участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», семья имела в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, приобретенную за счет средств ипотечного кредита.

Впоследствии, семья продала указанную квартиру на основании муниципального контракта от 18.07.2016, а все вырученные денежные средства были внесены в счет первоначального взноса на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по ипотечному кредиту.

Согласно письму № 6205/12/18 Комитет по градостроительству Администрации МО г. Братска уведомил истцов, семья Р-ных включена в список молодых семей – претендентов на получение в 2018 году социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010. Для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса необходимо в течении 15 рабочих дней с даты получения настоящего уведомления предоставить в кабинет 909 пакет документов, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Административный истец ФИО1 предоставил пакет документов. Однако, согласно справке от 28.02.2018 № 1948/12/18, по результатам рассмотрения документов, представленных административным истцом, было принято решение об отказе в признании семьи административных истцов молодой семьей, нуждающейся в жилом помещении.

Как следует из письма Комитета по градостроительству Администрации МО г. Братска № Ис-6217/12/18, семья Р-ных могла быть признана нуждающейся в жилом помещении на момент оформления кредитного договора с целью приобретения жилого помещения общей площадью 43,7 кв.м по адресу: <адрес>. На момент, когда до семьи Р-ных в 2018 году дошла очередь по Программе, ипотечный кредит был полностью выплачен. Следовательно, основания для предоставления социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома на сегодняшний день отсутствуют. При этом общая площадь данного жилого помещения с учетом количества членов молодой семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой в рамках Программы определяется уровень обеспеченности членов молодой семьи общей площадью жилого помещения с целью их признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Семья Р-ных перестала быть нуждающейся в жилом помещении на момент полного погашения ипотечного кредита, взятого с целью приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>, и, соответственно, должна быть исключена из списков участников Программы. Продажа жилого помещения по адресу: <адрес> может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью сохранения права на участие в Программе. Исходя из вышеизложенного, семья Р-ных не может быть признана нуждающейся в жилом помещении как на момент оформления ипотечного кредита с целью приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>, так и по состоянию на текущую дату.

Не согласившись с данным отказом, семья Р-ных подало рассматриваемый административный иск, указав, что, продав квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и купив на полученные с продажи денежные средства с добавлением кредитных средств квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>, они улучшили свои жилищные условия. Однако, поскольку квартира приобретена на кредитные средства и обременена ипотекой в силу закона, семья Р-ных также является соответствующей критериям молодой семьи.

Оценивая доводы административных истцов, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ « 1050 от 17.12.2010 г., в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

Согласно гл. 9 подпрограммы 3 «Жилье – молодым» Постановления администрации МО г. Братска от 15.10.2013 N 2759 "Об утверждении муниципальной программы города Братска "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем" на 2014 - 2025 годы", участником может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более и соответствующая следующим требованиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году не превышает 35 лет;

2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с настоящей подпрограммой;

3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

4) молодая семья либо один из супругов, либо одинокий родитель в неполной семье, зарегистрированы по месту жительства на территории города Братска.

Подпрограммой 3 предусматриваются следующие формы социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (далее - социальная выплата) молодым семьям, участвующим в подпрограмме:

1) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство индивидуального жилого дома) в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 17.12.2010 N 1050 (далее - социальная выплата на приобретение жилья);

2) предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома за счет средств бюджета Иркутской области и бюджета города Братска (далее - социальная выплата на приобретение жилья за счет средств бюджета Иркутской области и бюджета города Братска) в рамках реализации подпрограммы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы (далее - областная программа);

3) предоставление социальной выплаты на строительство жилья за счет средств бюджета города Братска (далее - социальная выплата на строительство жилья);

4) предоставление дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета Иркутской области или бюджета города Братска на цели погашения части кредита или займа либо компенсации затраченных собственных средств на приобретение (строительство) жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома при рождении (усыновлении) ребенка (далее - дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка).

В случае использования социальной выплаты на приобретение жилья для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, общая площадь приобретаемого жилого помещения или строящегося индивидуального жилого дома в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в городе Братске в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Таким образом, факт приобретения жилого помещения не является основанием для исключения семьи истцов из участников Программы, поскольку указанной Программой и Правилами предусмотрено право на получение социальной выплаты на погашение части кредита, полученного на приобретение жилого помещения. Для получения такой выплаты молодая семья предоставляет, в том числе, документы, подтверждающие приобретение жилого помещения (договор купли-продажи и др.).

Социальная выплата производится в данном случае не на приобретение жилого помещения в будущем, а на погашение кредита, на который уже было приобретено жилое помещение.

То обстоятельство, что в период с момента включения в подпрограмму в 2012 году до момента включения в список молодых семей – претендентов на получение в 2018 году истцы приобрели в ипотеку жилое помещение по ул. Приморская, 10-46, выплатили кредит, продали квартиру и купили в ипотеку новую квартиру на ул. Иванова, 2-85, не может являться препятствием для получения социальной выплаты, поскольку в данном случае не произошло ухудшение жилищных условий, поскольку, продажа и приобретение квартиры было произведено в короткие сроки, вся сумма, вырученная с продажи квартиры по ул. Приморская, 10-46 была вложена в первоначальный взнос по ипотечному кредиту для покупки квартиры по адресу ул. Иванова, 2-85, общая площадь приобретенного жилого помещения не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в городе Братске (12 кв.м) на каждого члена семьи, при этом, каких-либо иных изменений в жилищных условиях истцов за указанный период времени не произошло.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 29 мая 2012 года N 924-О, от 18 октября 2012 года N 1842-О, от 24 декабря 2012 года N 2363-О, от 16 июля 2013 года N 1190-О, от 24 декабря 2013 года N 1975-О и др.).

Таким образом, доводы ответчика о том, что в связи с приобретением указанного жилого помещения истцы перестали нуждаться в улучшении жилищных условий, являются необоснованными, поскольку на сегодняшний день, семья Р-ных также соответствует критериям предъявляемым гл. 9 подпрограммы 3 «Жилье – молодым» Постановления администрации МО г. Братска от 15.10.2013 N 2759 "Об утверждении муниципальной программы города Братска "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем" на 2014 - 2025 годы", при этом административные истцы не совершали умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Тот факт, что общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> превышает общую площадь квартиры по адресу: <адрес>, также не может являться основанием для отказа в признании модой семьей нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку в программе не указано на предельно максимальный размер площади жилого помещения, при этом социальная выплата является фиксированной и от общей площади приобретенного жилья не зависит.

На основании изложенного, учитывая, что в 2012 году семья Р-ных была признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий для целей участия в подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; на сегодняшний день семья соответствует критериям молодой семьи, установленным нормативными актами; имеет кредит, полученный на приобретение жилого помещения; то решение административного ответчика об отказе в признании семьи Р-ных нуждающимися в жилом помещении, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, является не законным и не обоснованным.

Разрешая исковые требования в части возложения на административного ответчика обязанности признать молодую семью Р-ных нуждающуюся в жилом помещении, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в ее состав также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Часть 3 статьи 54 ЖК РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.

По смыслу действующего правового регулирования, наличие субъективного права на признание семьи нуждающейся в жилом помещении подтверждается решением органа местного самоуправления на основании поданного заявления при условии, что на момент его рассмотрения, данная семья соответствует требованиям установленным статьей 51 ЖК РФ, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище".

Таким образом, так как решение вопросов по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях отнесено законодателем к компетенции органов местного самоуправления, подменять деятельность которых суд не вправе, надлежащим способом защиты права в случае отказа органа местного самоуправления в постановке гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является обращение истца с заявлением об оспаривании соответствующего решения органа местного самоуправления, а не о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку именно факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию этого права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Исходя из вышеизложенного, административный иск в части возложения на администрацию МО города Братска обязанности признать молодую семью Р-ных нуждающуюся в жилом помещении по состоянию на 16.08.2016 года для целей участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, и подпрограммы «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы удовлетворению не подлежит.

Поскольку суд удовлетворяет административный иск в части признания незаконным решение Администрации МО города Братска от 28.02.2018 № 1948/12/18 об отказе в признании Р-ных молодой семьей, то на административного ответчика необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть заявление семьи Р-ных.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Администрации МО города Братска от 28.02.2018 № 1948/12/18 выданного председателем комитета по градостроительству Администрации МО г. Братска *** об отказе в признании молодой семьей Р-ных (супруг ФИО1, супруга ФИО2, дочь *** нуждающейся в жилом помещении для целей участия в подпрограмме «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2015 годы.

Обязать Администрацию МО города Братска, повторно рассмотреть вопрос о нуждаемости семьи Р-ных в жилом помещении по состоянию на 16.08.2016 для целей участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, и подпрограммы «Жилье - молодым» муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы. В удовлетворении требования об обязании признать семью Р-ных нуждающейся в жилом помещении – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Ю.Н. Артёмова